Электрическая проводка автомобиля: проблемы с реле и предохранителями
Все современные автомобили оснащаются световыми устройствами, призванными указать остальным участникам движения, в какую сторону будет разворачиваться транспортное средство. Их еще называют световыми указателями поворота. Работают они, как все наверняка знают, в прерывистом режиме. Как раз за прерывание их работы отвечает специальное реле, в устройстве и неисправностях которого мы попытаемся разобраться.
Проверка прикуривателя
Если не работает прикуриватель, то первое что стоит проверить это само гнездо на наличие посторонних предметов и целостности плавкой вставки, которая размыкает цепь, в том случае, если не сработает обратный механизм спирали прикуривателя.
Далее проверяем предохранитель на самом блоке. На схемах он отмечен под номером – 6 (F6).
Если и это не помогло, тогда остаётся вопрос с самой электро проводкой.
Реле поворотов
Реле поворотов — небольшой, но крайне важный компонент системы светового оповещения авто. Оно позволяет водителю быть более предсказуемым для других участников движения, что, разумеется, наилучшим образом сказывается на безопасности движения и в некоторой мере на комфорте. При выходе реле из строя проблему игнорировать ни в коем случае нельзя. К счастью, реле не относится к дорогим компонентам световых систем, так что автолюбитель может практически без ущерба для бюджета взять сразу два устройства — второе будет лежать в багажнике, гараже или дома про запас. Именно так мы и советуем поступать.
Блок предохранителей Chevrolet Niva
Chevrolet Niva – компактный кроссовер российской сборки. Выпускался в 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 году. В 2009 году автомобиль получил рестайлинг. Обновленный производился в 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 и 2020 годах. Мы рассмотрим блок с предохранителями шевроле нива и реле с полным описанием представленных схем. Покажем где находится предохранитель прикуривателя.
Предохранители
Данный блок находится слева от рулевой колонки и закрывается снизу крышкой. Чтобы к нему добраться, надо открутить 2 винта, после отжать верхний край крышки, постепенно освободить её от всех креплений.
F1 (5 А) — лампы освещения номерного знака, лампы приборной панели, контрольная лампа включения света на приборной панели, подкапотная лампа, лампа дополнительного стоп-сигнала, лампы левых габаритных огней.
Если не работают какие-либо из перечисленных ламп, проверьте этот предохранитель и сами лампы, их разъемы и проводку.
F2 (7,5 А) — ближний свет в левой фаре. Аналогично реле К4.
F3 (10 А) — дальний свет в левой фаре, контрольная лампа включения дальнего света фар на приборной панели. Аналогично реле К5.
F4 (10 А) — резервный предохранитель.
Видеоинструкция
Предохранители и их функции
F5 (30 А)
- Электрические стеклоподъемники передних дверей и их реле.
- Если стекло опускается, но не поднимается (или наоборот), проверьте кнопку на двери
- Механизм стеклоподъемника может быть неисправен, требуется его проверка или замена.
F6 (15 А)
- Блок управления блокировкой дверных замков.
- Проверьте предохранитель, если двери перестали открываться.
- Профессиональная помощь может потребоваться, если нет опыта в данном вопросе.
F7 (20 А)
- Звуковой сигнал и его реле, прикуриватель.
- Проверьте предохранитель, контакты и проводку звукового сигнала.
- Если прикуриватель не работает, проверьте проводку и контакты.
F8 (20 А)
- Элемент и реле обогрева заднего стекла.
- Требуется проверка и возможная замена реле.
F9 (20 А)
- Реле обогрева заднего стекла, двигатель стеклоочистителя заднего стекла, переключатель стеклоочистителей и стеклоомывателей.
F10 (20 А)
- Резервный предохранитель.
F11 (5 А)
- Лампы правых габаритных огней.
F12 (7,5 А)
- Ближний свет в правой фаре, моторедукторы корректоров света фар.
F13 (10 А)
- Дальний свет в правой фаре.
F14 (10 А)
- Резервный предохранитель.
F15 (20 А)
- Резервный предохранитель.
F16 (10 А)
- Прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийки.
F17 (7,5 А)
- Освещение салона, лампы стоп-сигналов, контрольная лампа чек неисправности системы управления двигателем.
- Проверьте предохранитель, контакты и лампы стоп-сигналов.
F18 (25 А)
- Электродвигатель печки и его переключатель.
- Проверьте заслонку горячего воздуха и двигатель отопителя, если печка не работает.
Заключение
Следует регулярно проверять состояние предохранителей и других элементов электрической системы автомобиля, чтобы избежать возможных неполадок и поломок. При возникновении серьезных проблем лучше обратиться к специалистам в автосервисе для профессионального ремонта.
F19 (10 A) — a turn signal and hazard light switch (in turn signal mode), a control lamp for marker light activation in the light switch, turn signal lamps, turn signal indicator lamps on the instrument panel, a differential control lamp. If the turn signals or hazard lights are not working, read about relay K3.
F20 (7.5 A) — spare.
Additional external relays are located just below the main block.
For cars released since 2009
Fuse Description |
---|
F1 (5) License plate lighting, marker light bulbs in the left headlight block and left rear light, engine compartment lamp, marker light activation control lamp |
F2 (7.5) Low beam lamp (left headlight block) |
F3 (10) High beam lamp (left headlight block), high beam activation control lamp |
F4 (10) Left fog light |
F5 (30) Power window relay, front door power windows |
F6 (15) Cigarette lighter fuse |
F7 (20) Sound signal relay, sound signal, trunk lighting fixture |
F8 (25) Rear door glass heating element, rear door glass heating relay, exterior rear-view mirror heating elements |
F9 (20) Trunk door glass heating switch, windshield wiper relay, windshield wiper motor, windshield washer pump, right steering column switch, glove box lighting lamp, reverse light bulbs |
F10 (20) Remote control unit for power windows (door lock) |
F11 (5) Marker light bulbs in the right headlight block and right rear light, instrument cluster backlight brightness adjuster |
F12 (7.5) Low beam lamp (right headlight block), headlight beam adjustment motor-reducers |
F13 (10) High beam lamp (right headlight block) |
F14 (10) Right fog light |
F15 (20) Exterior mirror control unit, exterior rear-view mirror electric drives, seat heating control unit |
F16 (10) Turn signal and hazard light switch relay (in hazard light mode) |
F17 (7.5) Interior lighting fixtures, anti-theft system status indicator lamp, brake signals, additional brake signal |
F18 (25) Heater fan, heater fuse |
F19 (10) Turn signal and hazard light switch relay (in turn signal mode), instrument cluster (except for the engine control system malfunction indicator lamp), starter relay |
F20 (7.5) Rear fog light bulbs, alarm system control unit, buzzer |
Description of relays on the block
Additional relay and fuse block
It is located behind the glove box in the passenger footwell. Unfortunately, to access it, you will have to remove the glove box.
## Тут расположены предохранители электровентиляторов системы охлаждения и реле управления двигателем (система впрыска).

## Немного о функциях реле поворота
Реле поворота имеет несколько названий. Это и прерыватель тока, и реле-прерыватель указателей поворота, и просто реле поворота. Во всех случаях речь идет об электронном или же электромагнитно-тепловом приборе, отвечающим за замыкание и размыкание цепей световых указателей.
Во время их работы световой сигнал то формируется, то гаснет до вхождения транспортного средства в поворот и во время его осуществления. Отсюда можно выделить 4 функции прерывателей:
- Включение лампы указателя поворота
- Выключение лампы указателя поворота
- Включение лампы аварийной сигнализации
- Перестановка указателя поворота в возвратное положение
Для полного понимания работы реле-прерывателей стоит рассмотреть как современные устройства, так и их предшественников. Что касается последних, то в качестве последних возьмем , которые устанавливались на классические автомобили ВАЗ. Более современные электронные прерыватели стоят на всех современных автомобилях, так что брать в качестве примера конкретное устройство с конкретной модели автомобиля нет смысла.
## Поиск нового реле
Если вариант с ремонтом сломанного реле вам не подходит, то стоит сразу же приступить к поиску нового устройства. На самом деле это решение является самым простым и надежным, хотя пытливый ум автолюбителя и тягу к экспериментам он не удовлетворит.
Новое реле стоит небольших денег, а на современном рынке автозапчастей нетрудно будет найти подходящий аналог. Вести поиски можно по:
- Марке и модели автомобиля
- Оригинальному номеру реле
- Разъему или размерам
Практика показывает, что сегодня автолюбители все чаще ищут нужные запчасти по параметрам своего транспортного средства. В частности, важны: габариты реле, мощность прерывателя и его назначение. Современные интернет-магазины с их кросс-базами кодов позволяют быстро подбирать как оригинальное реле, так и его аналоги.
## Подробнее об электромагнитно-тепловых реле
Такое реле призвано быть простым и надежным, хотя недостатков оно не лишено. Владельцы некоторых особенно старых автомобилей ВАЗ меняли его от силы один-два раза.
Все дело в надежной конструкции реле, являющейся своеобразной метаморфозой устройств, использующихся в промышленных установках. Ключевыми элементами такого реле являются:
- Якорь
- Изоляционный материал
- Анкер с направляющими
- Оперение с упорами
Контактные группы две, причем первая отвечает за замыкание цепи контрольной лампочки поворотников авто на приборной панели, а вторая группа - непосредственно за цепь лампочек указателей поворота. В нормальном состоянии цепь указателей поворотов нормально разомкнута, т.к. якорь контактной группы оттянут. Нить зафиксирована на изоляционном материале, из которого также выполнена площадка для установки сердечника. В этой же нити действует ток - она подключена к цепи выключателя указателей.
Работает электромагнитно-тепловое реле по довольно простому принципу. Как только поступает сигнал о вхождении в поворот, цепь замыкается. В цепь входят лампочки поворотников, обмотка реле, резистор и нихромовая нить. Резистор нужен для уменьшения тока. Как только материал () начинает нагреваться, выполненная из него нить начинает растягиваться. Так как якорь оттянут нитью, постепенно увеличивающейся в длине, он сможет замкнуть контактную группу спустя некоторое время. Теперь ток начинает действовать в обход как нихромовй нити, так и резистора — он попросту начинает «течь» в обход участков с большим сопротивлением. Это означает, что лампы указателей поворотов начинает гореть не в пол накала, а в полную силу. Здесь важно отметить, что нихромовая нить нагревается и остывает очень быстро. За счет этой ее особенности лампы могут мигать 60-120 раз в минуту. Как читатель наверняка догадался, размыкание контактов обусловлено тем, что нить успевает быстро остыть и оттянуть якорь от сердечника. При подаче сигнала все повторяется.
Зачем же в реле предусмотрено две контактные группы? Все очень просто. Дело в том, что одно положении контактной группы напрямую влияет на работу второй контактной группы. Как только контакты первой группы разомкнуты, якорь во второй группе не может ее замкнуть. Когда сила тока возрастает и нить растягивается, первая контактная группы замыкается, что является условием для притяжения якоря во второй группе. Как результат, мигать начинают и указатели поворота, и сигнальная лампа, установленная на приборной панели.
Что касается звуковых сигналов, то и здесь все просто: якорь замыкает и размыкает цепь не плавно, а довольно резко, вследствие чего водитель и пассажиры могут слышать . Это особенность работы электромагнитных реле, которая позволила сэкономить на дополнительных устройствах звукового оповещения. Корпус реле выполнен из металла и имеет цилиндрическую форму. На дне цилиндра находится уже упомянутая площадка, имеющая изоляционные свойства. Через нижнюю часть площадки выводятся контакты, которые должны быть включены в цепь указателей поворотов.
Неисправности реле поворотов
Очевидным признаком неисправности реле являются неработающие указатели. В действительности же вариантов, при которых вскоре удастся диагностировать поломку реле, бывает несколько. Вот основные:
Нельзя забывать о том, что на неисправность реле указывают и некоторые другие вещи. Например, при работе устройство может издавать нехарактерный треск. В некоторых случаях неисправное реле может влиять на работу светового оповещения при срабатывании аварийной сигнализации — частота мигания будет не такой, как в обычных условиях. Как показала практика, часто неисправности указателей поворотов связаны с установкой неподходящих ламп, а также с обрывом цепи, перегоранием предохранителя и пригоранием контактов реле. Советуем с особым вниманием относиться к светодиодным лампам — если они планируются к установке вместо обычных ламп накаливания, стоит обратиться к специалисту.
Устройство электронного реле
Чтобы лучше понимать принцип работы электронного реле, лучше разобраться с особенностями электромагнитно-теплового реле. Вот например: в первом устройстве нихромовой нить есть, но во втором ее функции выполняет электронный ключ. Во всех электронных реле можно разделить два компонента:
Вышеуказанный электронный ключ имеет в своей основе микросхему или множество транзисторов, на профессиональном языке еще называемых дискретными элементами. Такая основа образует цепи управления и задающий генератор. А все ради одного: подача и снятие напряжения с обмотки уже знакомого нам электромагнитного реле.
Работает система относительно просто. Как только на реле подается напряжение, в работу включается . Он формирует управляющие импульсы определенной частоты, которые подаются на цепи управления. Последние подают или прерывают ток, поступающий от обмотки реле. Когда в обмотке действует ток, якорь реле притягивается, тем самым замыкая пару контактных группы. В этот момент указатели поворотов и сигнальная лампочка загораются. Как только ток прекращает свое действие, якорь отходит в свое начальное положение и обе контактные группы размыкаются. Электронные реле все же вытеснили своих электромагнитно-тепловых «собратьев». Тому есть несколько причин, о которых ниже. А пока советуем обратить внимание на изображение — это схема, в которой реализовано реле поворотов. Понимание схемы окажется полезным при ремонте сломавшегося реле.
Дело в том, что электронные реле практически не подвержены действию как внешних, так и внутренних факторов. Их электромагнитно-тепловые предшественники со временем сильно нагревались, что приводило к изменению параметров отдельных токопроводящих элементов. Кроме того, электронные реле потребляют очень мало энергии — в случае нагрева нихромовой нити энергии требовалось куда больше. Такое реле попросту надежнее и его легко ввести в систему с аварийной сигнализацией.
Ремонт и замена реле поворотников
Для начала стоит определиться с тем, где реле поворотов установлено. В одних автомобилях его можно найти прямо за приборной доской — оно расположено чуть правее. В других авто реле устанавливается прямо в монтажном блоке. Если вы не уверены в том, где именно находится устройство и как оно крепится, подготовьте следующие инструменты:
Как только реле было демонтировано, проверьте состояние проводки и контактов. Если есть желание осуществить ремонт реле, то необходимо сделать следующее:
Если вы всерьез настроены отремонтировать старое реле, то вам понадобится реле-донор с теми же характеристиками. Причем случайно найденное в магазине реле не подойдет. Придется найти родного устройства и подходящего донора. К несчастью, многая информация о ремонте реле, равно как и техническая документация, может быть найдена только на англоязычных сайтах. В первую очередь вас должна интересовать такая графа как “Characteristics” и ее следующие пункты: Contact Rating; все 3 параметры Max. switching; Operate Time; оба параметра Endurance; Initial Insulation Resistance. Также обратите внимание на таблицу Coil Data. Чем больше будет совпадений с параметрами вышедшего из строя реле, тем дольше оно прослужит после ремонта с использованием компонентов донора. Также отметим, что если вы хотите адаптировать имеющееся реле под использование в цепи со светодиодными поворотниками, без пайки никак не обойтись. В этом случае лучшим решением будет подрезание цепи измерения тока и пайка дополнительного многооборотного резистора, хотя можно обойтись и обычным резистором для шунта — подходящий будет сложнее найти, но он тоже подойдет.