Пошаговая статья: Регистрация Внедорожного Тюнинга / Испытано на себе — Журнал «4х4 Club»

Содержание

Введение

Автор потратил массу времени и сил, выбирая себе внедорожник. Были задействованы ресурсы интернета, советы «бывалых», отчаянные размышления, и тест-драйвы различных автомобилей.

После выбора и покупки автомобиля было принято решение готовить его к бездорожью не только на основе теории, но и, в основном, на базе личного опыта, осознавая, что и зачем делается.


Здесь неоценимую помощь оказал Дмитрий Ершов (мой товарищ и компаньон по рыбалке и путешествиям на внедорожнике), с помощью рук и головы которого машина приобрела сегодняшний вид. Поэтому далее я везде буду употреблять термин «мы».

Отдельно хотелось бы упомянуть об официальном дилере (в Краснодарском крае это «Юг-Авто»). Наверное, самая безумная идея — обращаться к дилеру за покупкой или установкой любого дополнительного оборудования (а иногда и за починкой штатного). Подробности столь вопиющи и анекдотичны, что даже не хочется их приводить.

Далее мы излагаем свою точку зрения, не претендуя на абсолютную истину. Тем не менее, хочется думать, что наши измышления помогут тем, кто не прошел извилистый путь выбора и подготовки внедорожника.

По тем темам, по которым есть внятное изложение, мы его не повторяем, а отсылаем читателя к источникам такового. В некоторых случаях, когда изложений огромное количество, даже не делаем отсылки. Пишем только о том, что не изложено в общедоступном пространстве.

Фотографии в тексте можно увеличить для подробного рассмотрения (копировать в любую программу просмотра фотографий).

Все рекомендации имеют в качестве основы личный опыт.

Почему defender

Что же касается всего остального, то качество более чем на высоте. Перечислим все выявленные заводские недостатки Defender (кроме необходимости протянуть гайки и болты) за два года очень жесткой эксплуатации на бездорожье:

• неправильно прикрученный зажим выключения кнопки освещения на правой задней двери;

• слетевшая резиновая обертка металлической ручки откидывания сиденья водителя;

• при серьезной тряске отходит контакт индикации включения межосевой блокировки (дилер не смог починить: раздражает, но несмертельно), приходится доводить рычаг влево.

• самое серьезное: однажды слетел хомут магистрали турбонаддува. С другой стороны, мы сами не протянули его, как необходимо с продукцией Land Rover.


Заметим, что речь идет об условиях эксплуатации, в которых другие автомобили могли бы просто развалиться.

Второй недостаток — отсутствие комфорта. Здесь бы хотелось подробнее.

Что совершенно необходимо при доработке внедорожника.

Здесь перечислено то, без чего, на взгляд авторов, не следует выезжать на серьезное бездорожье.

Что желательно.

Здесь приведены доработки, без которых можно выезжать на бездорожье, но с заметным риском столкнуться с проблемами, потребующими затрат времени и энергии на их преодоление.

Что нельзя.

Некоторые авторы рекомендуют, купив Defender, тут же поставить межколесные блокировки и отключить штатную систему, заменяющую таковые. Не слушайте их. Это страшные люди, пишущие о том, в чем не до конца понимают.

А теперь всерьез. Межколесные блокировки в Defender заменяет антипробуксовочная система, притормаживающая колесо, которое с ее точки зрения вращается заметно быстрее второго на этом же мосту. Такая система не ухудшает управление автомобилем, не требует остановки для включения, ее невозможно «забыть выключить». А как все это работает — см. ролик с иллюстрациями.


Кстати, не припомню ситуации, чтобы Defender на грязевой резине застрял иначе, как сев на мосты, или на корпус.

В принципе, провода ABC — дополнительные детали, которые можно повредить, но они расположены в едином пространстве с тормозными шлангами и защищены.

Определяем характер покоряемого бездорожья. что дальше?

С первым шагом тюнинга внедорожника мы разобрались. Резина — уже половина дела и на этой стадии вы уже должны понимать, что хотите и что будете делать с машиной на бездорожье.

Тем, кому сразу хочется ставить 35-дюймовые колеса, рассказывать очередность тюнинга бессмысленно, так как установка подобных колес требует серьезных доработок и это целый комплекс, о котором расскажу позже и отдельно.

Тем, кто не определился с характером покоряемого бездорожья, для начала неплохо установить колеса «позлее», взять с собой необходимое снаряжение (стропы, шаклы, сенд-траки, лопату) и поехать с друзьями покататься.

Я сторонник того, чтобы ставить на автомобиль только нужное вам оборудование, а нужно ли оно вам, должны понимать вы.

Я же постепенно озвучу все доработки и их назначение, а вы будете делать для себя выводы.

В следующем выпуске «Теории тюнинга» обсудим необходимость и возможность использования лебедки и другого оборудования.

Исходя из чего, в последствии, будем исследовать необходимость установки усиленной подвески и другого оборудования.

А на каких еще внедорожниках ездят в экспедиции?

Какой экспедиционный внедорожник выбрать для экспедиций с серьезным бездорожьем — решать Вам! Лично я до сих пор в поиске подходящей заготовки…

Ведь в мире так много хороших внедорожников, остается только копить деньги 🙂

Антикоррозийная обработка

Defender имеет алюминиевый кузов, алюминий сам по себе не ржавеет. Однако места соединения алюминия с железом (например, с рамой) представляют собой диэлектрическую пару и подвергаются интенсивной коррозии. Кроме того, обилие воды и грязи на покатушках приводит к аналогичному процессу в металлических деталях, особенно днища.

Брызговики

Наша статистика показывает, что среднее количество потерянных Defender’ом брызговиков (если не предпринять специальных мер) за один день бездорожья примерно равно 1.5. Дело в том, что при движении задним ходом брызговик зажимается между колесом и камнем (бревном), на который наезжает колесо. При дальнейшем движении назад он отрывается мгновенно.

Методы борьбы видны на фото. Цепи рассчитаны так, чтобы предотвратить зажим брызговика.

Первый признак «гламурного» Defender — четыре целых брызговика, висящих вертикально. У посещающих бездорожье они либо оторваны, либо подняты цепями, как у нас.Кстати, конструкция прошла испытание временем и бездорожьем. Бывает гнется, но легко разгибается.

Верхний багажник

Необходим для размещения аксессуаров, антенн, верхнего света, верхней части веткоотбойников. Полезен при выездах на рыбалку. Предложений много, надо смотреть на вес, количество креплений (не менее 8 — 10), способность защитить люстру.

У нас входил в комплектацию. Если часто возите значительные грузы на крыше (для нас это поездки на рыбалку), то необходимо регулярно подкручивать болты крепления багажника, пока они не усядутся на свое место. Мы занимались этим два года.

Выбор внедорожника

Собственно, как и при любом выборе, основой является целевая функция, то есть то, для чего вам нужен автомобиль. Для нас это:

• возможности на бездорожье (речь идет не о многодневных экспедициях, а поездках в пределах региона на один-два дня); по городу ездить не собирались;

• потенциал дальнейшей внедорожной подготовки;

• использование на рыбалке (она у нас очень технологична и требует солидной вместимости).

Геометрия

Тут Defender чемпион: как по клиренсу, так и по артикуляции. Правда следует отметить, что УАЗ на военных (портальных, редукторных) мостах имеет лучший клиренс, однако меньший потенциал для доработок (см. ниже). Кстати УАЗ имеет еще и лучший угол съезда, чем Defender 110, но лишь за счет отсутствия необходимого нам багажного отделения нужного нам размера.

Горючее, вода

Наверху держим канистру с технической водой (10 л), к ней шланг — удобно мыть руки, не снимая канистру (см. фото в разделе «Хайджек и аксессуары к нему»).

Там же канистра с топливом (17 л), по нашей практике больше не надо (80 км трассы и 50 км жесткого бездорожья, из них четыре часа под люстрой — половина 70-литрового бака Defender).


Конечно, не очень хорошо складывать тяжести на крышу, но лучше места не нашли, а расширение колеи у нас значительно увеличило допустимый угол наклона.

Готовим внедорожник

Как уже отмечалось выше, мы осуществляли подготовку на основе опыта, осознавая, но до поры игнорируя рекомендации авторитетов.

Грязевые шины

О выборе шин и чрезвычайной важности этого процесса написано много, например,

Диски

Мы согласились с предложением Tibus — Hutchinson WA-0491, по причинам, приведенным выше. Следует отметить, что диски с двусторонними бэдлоками нормально балансируются, но несколько тяжеловаты.

Дополнительное необходимое оборудование.

Для соединения тросов с буксировочными проушинами автомобилей и между собой наиболее удобно использовать «шаклы» – такелажные скобы. С одной стороны, они достаточно быстро и удобно разъединяются, а с другой стороны – достаточно прочные. Рекомендую возить с собой 5-7 такелажных скоб, способных выдержать рывки динамическим тросом.

В случае, если на внедорожнике установлена лебедка, в багажнике обязательно должна быть корозащитная стропа. По желанию ее можно дополнить блоком для лебедки – очень полезным приспособлением, позволяющим вдвое увеличить усилие на крюке лебедки при двойном уменьшении рабочего расстояния до опоры. Можно также иметь удлиняющие тросы для лебедки.

В случае, если внедорожник оборудован силовыми бамперами или порогами, имеет смысл укомплектовать его реечным домкратом. При отсутствии силовых элементов, можно купить или изготовить приспособление для того, чтобы поднимать автомобиль за колесо, однако при таком использовании, функциональность «хайджека» несколько снижается.

Главное приспособление для внедорожника – это лопата. Она, как и реечный домкрат, должна быть надежно закреплена. Малая саперная лопатка в случае серьезного застревания поможет вам не больше, чем детский совочек из песочницы. Поэтому рекомендуется иметь в автомобиле полноразмерную штыковую лопату.

Наиболее разумное ее расположение – на экспедиционном багажнике – например, вдоль одного из бортов. Часто на экспедиционных багажниках с одной стороны закрепляют «хайджек», а с другой – лопату. В таком положении эти вещи наиболее удобно снимать и устанавливать на свои места, и при этом не приходится разгружать машину.

Во внедорожных приключениях иногда случаются поломки. Поэтому в автомобиле необходимо иметь расширенный набор инструмента. Соберите в автомобиль набор отверток, гаечных ключей (накидных/рожковых), набор головок под гайки с «трещеткой» и удлинителями к ней.

Зная особенности вашего внедорожника, вы можете сами решить, какие инструменты необходимы именно вам в автомобиле. Тут же стоит упомянуть, что в автомобиле, особенно отечественного производства, неплохо иметь некоторые запчасти. Набор этих запчастей зависит в первую очередь от конструктивных особенностей автомобиля.

Единственное, что стоит уяснить – нет необходимости возить с собой запасной автомобиль в разобранном виде. Достаточно только тех запчастей, которые позволят вам восстановить возможность двигаться при типовых поломках. Например, лично я в УАЗе Патриоте вожу с собой набор датчиков двигателя, необходимых и достаточных для его работы, один набор ступичных подшипников и ремонтный комплект для замены сальника полуоси.

А еще интересно:  На Мотоблоке На Рыбалку

Возить с собой, например, промежуточный вал КПП – абсолютно излишне, поскольку произвести капитальный ремонт коробки передач в полевых условиях Вы, скорее всего, не сможете. Таким образом, каждый сам сможет определить, какие запчасти ему возить в своем внедорожнике.

Не лишними в автомобиле будут топор и пила. В лесу вам может понадобиться распилить сухое бревно, чтобы подложить его под колеса, спилить пенек, торчащий на вашем пути, просто нарубить дров. Поэтому топор и пила должны иметься среди тех вещей, которые постоянно с собой у владельца внедорожника.

Тут же следует отметить, что в машине должен всегда быть источник огня. На эту роль подойдет обычная газовая зажигалка в бардачке. Спички класть в машину не рекомендуется – они отсыреют. Либо их придется запечатать в герметичный пакет, что гораздо менее удобно по сравнению с зажигалкой.

В заключение, стоит отметить, что все предметы, постоянно находящиеся в автомобиле, должны иметь свое место. Возить их россыпью в багажнике – не лучшая идея. Практически во всех внедорожниках есть специальные места для хранения того, что всегда лежит в автомобиле.

Например, в том же самом УАЗе Патриоте есть очень удобные ниши под задним сиденьем, куда можно сложить все более-менее мелкие предметы. Крупные предметы и предметы, к которым должен быть быстрый доступ (лопата, реечный домкрат, аптечка, огнетушитель) лучше всего закрепить на отдельных кронштейнах в подобранных подходящим образом местах.

Заброды, вейдерсы

Чтобы промерить лужу или вытащить машину из нее, необходимы как минимум заброды, а если машина поднята, то забродами не обойтись. Лежать они должны, конечно, в салоне.


Поиск по терминам «заброды» или «полукомбинезоны рыбацкие» даст массу предложений, на любой вкус.

Мы остановились на вейдерсах VISION Keeper BootFoot — K2310 10 L, имея в виду их применение также и на рыбалке.

Расположение — под задним сиденьем.

Задняя лебедка

Нужна не так уж часто. В принципе, вместо нее можно использовать хайджек, снабженный соответствующими устройствами. Но уж больно неудобная эта технология, особенно с учетом веса Defender.

Зачем нужен тюнинг внедорожника?

Весь тюнинг делится на два направления:

Первый — это выделиться из толпы, показать себя супер-мачо и помериться органами. В этом случае важно, у кого колеса больше, у кого лебедка мощнее и у кого лопата красивее.

Второй — это улучшение технических характеристик автомобиля и подготовка его к условиям, отличным от стандартной эксплуатации на дорогах общего пользования.

В этом пункте имеет значения целевое назначение автомобиля и характер его будущего использования, но существуют универсальные решения.

Защита задних стекол

Когда приходится продираться через ветки, давление последних на корпус машины увеличивается от начала корпуса к концу. Поэтому, пришлось защитить задние стекла.

Защита рулевых тяг

Нужна обязательно! Это слабое место Defender. Согнуться могут при наезде на препятствие и при лебежении.

При выборе передней защиты следует учесть, что она работает в качестве салазок при лебежении, поэтому не надо брать защиту с отверстиями, сделанными для уменьшения веса. По тем же самым причинам со временем защита прогибается вовнутрь в середине, поэтому мы приварили к ней изнутри упоры, передающие усилие на раму (см. фото). Рекомендуем стальную.

Защита задней рулевой тяги была найдена только одна, ее артикул — TF843, производство TerraFirma. Подставив эти позиции в Google, вы найдете ее в наших или зарубежных магазинах.С большими колесами лучше иметь усиленные рулевые тяги. Нам понравилось изделие той же фирмы с артикулом TF250.

Помимо явно более крепкого внешнего вида оно имеет не менее крепкие рулевые наконечники с масленкой для шприцевания.Кстати, чтобы усиленная задняя тяга не терлась о защиту, под последнюю следует подложить шайбы, для увеличения зазора, примерно 4 мм в нашем случае.

Защитные чехлы сидений

Входили в изначальную комплектацию. Чрезвычайно удобно, поскольку грязи из поездок привозим немеряно.

Защищенность узлов и агрегатов

Расположение всех узлов агрегатов высоко над рамой — отличительный признак Defender. Ни у одного из конкурентов нет защищенности узлов такого уровня. Оборотная сторона медали — внутри Defender места существенно меньше, чем кажется снаружи. Добавим еще одну деталь, которая, как правило, отсутствует в обзорах.

Единственная проблема Defender в части защищенности — рулевые тяги. Как решить эту проблему, описано в следующем разделе.

Какие диски выбрать? штатные, стальные, литые

Литые диски симпатично выглядят, немного весят и их жалко выбрасывать, если они штатные.

На автомобили, которые не планируется использовать на жестком бездорожье, можно установить и неоригинальные литые диски.

Стальные диски весят больше, но стоят сущие копейки и легко ремонтируются при необходимости. Их не так жалко повредить на камнях или утопить в рассоле, который дорожники называют реагентом.

Стальные диски хороши, когда есть шанс их повредить на серьезном бездорожье или когда вы хотите не думать о внешнем виде.

Какие шины выбрать? типы и модели

С размером определились, осталось определиться с типом и моделью. Здесь кроется большая засада — половина людей искренне считает, что шины класса АТ это универсальные шины, а класса МТ — грязевые. На самом деле все далеко не так.

Российские грунты таковы, что универсальными являются шины класса МТ, а грязевыми — класса XT или выше. Запутал? Тогда так: грязевые шины, это Simex, но ехать на них по асфальту достойно койки в сумасшедшем доме.

То есть, надо понимать, что ты терпишь лишения на доезде, чтобы где-то зарубиться так, что все остальные шины сдохнут и не поедут.

Шины класса МТ, такие как Nokian RockProof, BFGoodrich Mud-Terrain или GoodYear Wrangler MT-R, на асфальте будут шуметь довольно сильно, но позволят вам меньше задумываться перед съездом на бездорожье и допускать больше ошибок при езде по нему.

Шины класса АТ, такие как BFGoodrich All-Terrain или GoodYear Wrangler Duratrac, на асфальте будут намного тише и комфортнее, но на бездорожье потребуют более трезвого расчета траектории движения и будут вести себя ощутимо хуже.

По степени убывания, от бездорожья к асфальту, указанные шины я бы разместил в следующем порядке:

Компрессор

Изложений о пользе снижения давления в шинах на грязи и в болоте в интернете масса. Имея колеса с бэдлоками, которые не разбортируются при давлении 0.5 атм, искушение использовать такую технологию велико. Каковы требования к насосу, чтобы потом вернуть нормальное (для нас это 3 и 3.2 атм) давление? Объем наших четырех шин (315/75R16) — около кубометра.

Конечно, хочется установить компрессор стационарно, подключив его к аккумулятору, а потом изящным движением руки включать и выключать его, тем более, что приличные, стационарно устанавливаемые компрессоры, могут работать без отключения по причине перегрева.

Увы, плата за это — ограничение производительности. Так, самый мощный стационарный Беркут PRO 24, имеет производительность 47 л/мин (производительность — штука хитрая, она рассчитывается при условии отсутствия перепада давления; а чем больше качаем шину, тем больше перепад давления с атмосферой).

Компрессор переносной. Беркут R20 накачает наши шины за 32 минуты (см.

Кренометр

Иногда полезен, особенно когда надо точно знать, возможно ли продолжение движения. Поиск по термину даст много предложений.

Литература

1. LR_2007 технические спецификации Defender.pdf.

2. карта техобслуживания LR_Def_12-.pdf.

3. DEFENDER руководство по эксплуатации.pdf.

4. электропроводка DEFENDER_07_VIN_732617.pdf.

5. Ремонт руководство 1.

6. Ремонт руководство 2.

7. Каталог светотехники Rigid.pdf.

Маршрутный компьютер и программное обеспечение

Не можем понять логику некоторых авторов рекомендаций. Стандартное предложение — находим необходимые карты (разумеется, в электронном виде), привязываем к координатам с помощью программы OziExplorer, закачиваем в навигатор (годится Garmin и еще некоторые марки). Здесь понятно, это действительно оптимальный способ использования навигатора в качестве маршрутного компьютера.

Но второе стандартное предложение — по возможности приобрести подержанный полузащищенный ноутбук и вместо навигатора использовать его с тем же OziExplorer.

В то же время, ноутбук позволяет совершенно иную технологию, гораздо более удобную. Скачиваем бесплатную программу SAS-планета здесь —

Дома, при полноценном интернете, готовим маршрут, установив в качестве источника данных интернет. При подготовке программа скачивает необходимые листы (уже привязанные к координатам) в кэш, который может храниться сколь угодно долго. Мы обычно проходим (дома, при подготовке) маршрут на топографической карте Генштаба в масштабах 250 и 500 метров в сантиметре, а также какой-нибудь из спутников (в зависимости от качества изображения)

, обычно это Google, или Nokia Here, или спутник Яндекса. Для подъездов к бездорожью бывает удобна Народная карта Яндекса. Спутник проходим в масштабах 17, 18, 19 в терминах SAS-планеты (последний масштаб – максимальный, в котором не теряется четкость спутникового снимка)

Теперь переключаем источник данных в программе на кэш, подключаем GPS и поехали. В любой момент можно выбрать каждую из загруженных ранее карт или спутник в соответствующем масштабе. Хочется отметить, что количество скачанных за 10-15 минут листов (тайлов, по-научному) в нашем случае исчисляется сотнями, что дает превосходные возможности для ориентирования. Количество возможных источников (карты Генштаба, различные спутники, и т.д.) — более сотни.

Авторы используют полузащищенный ноутбук Getac S400, снабженный GPS и 3G модулями, стационарную GPS антенну на крыше (как правило, количество спутников, участвующих в работе при таком подходе, — не менее восьми, что приводит к исключительной точности показаний), устанавливаемую по необходимости 3G-антенну. Ноутбук устанавливается в автомобильную док-станцию, снабженную креплениями к ручке переднего пассажира.

Мачете, топор, пила

В лесу, особенно весной или в начале лета, завалы бывают просто гигантские, джиперы еще туда не доехали. Тогда в ход идут вышеназванные предметы. В ряде других случаев тоже возникает необходимость пилить и рубить.

Мелочи

Сумка с тряпками, мешками для мусора, перчатками, стеклоочиститель.

Ролик с иллюстрациями, рекомендуем разрешение 1080.1. Общий вид 2. Пониженная передача, спуск. 3. Пониженная передача, траектория4. Противозаносная система лужа5. Противозаносная система яма

Неудобная посадка

Левое плечо трется о водительскую дверь; левую ногу, снятую со сцепления, приткнуть некуда; передние сидения не регулируются по высоте. Это так, но в городе быстро привыкаешь, а на покатушках понимаешь, что:

• сдвинутая влево посадка дает возможность выглянуть в окно и отследить траекторию колеса (иногда весьма важно, см. ролик с иллюстрациями);

• когда машинка прыгает и всех кидает в разные стороны, упор левой ноги и левого плеча позволяет водителю плотно сидеть на своем месте;

• препятствующие регулировке высоты герметичные ящики под сиденьем, в которых расположены аккумулятор, мозги, предохранители, электрические прибамбасы лебедок и т.д., скорее благо (авторы имеют рост 178 и 198 см, и каждому вполне уютно на водительском сиденье).

Оценка в целом

Defender бескомпромиссен. Любой выбор между комфортом, возможностями в городе или на трассе и бездорожьем решен в пользу последнего.

Водозащищенные разъемы всего электричества;

Пошаговая статья: Регистрация Внедорожного Тюнинга / Испытано на себе — Журнал «4х4 Club»

  • архаичная, но чрезвычайно крепкая конструкция;
  • слабенький (122 л.с.) но тяговитый и легкий дизель (весьма важно при форсировании водных преград и длительном offroad на пониженной);
  • предусмотренные производителем отверстия для электропроводов навесного оборудования (см. фото); вискомуфта, отключающая вентилятор обдува радиатора при попадании в воду;
  • салон, лишенный ковролина, и прочих долго сохнущих и плохо отмывающихся деталей;
  • выведенные на уровень 115 см. (замер после подъема на порталах) и загнутые перевернутой буквой U удлинители отвода сапунов редукторов мостов и коробки и т.д.
А еще интересно:  Ресурс двигателя 1ZZ-FE и его технические характеристики

Собственно, это нам и надо. Впрочем, мы не рискнем рекомендовать Defender, как единственную машину. В городе он неудобен.

Передняя лебедка

Толковых изложений в интернете много. Например,

Подвеска

При установке силовых бамперов и лебедок вес автомобиля существенно увеличивается. Хайджек, канистры с топливом и водой, иные припасы делают вес еще больше. Родные пружины Defender не любят бездорожья при увеличенном весе, просаживаются. Соответственно выходят из строя стойки, работающие в нештатном режиме. Пружины и стойки амортизаторов приходится менять. Мы выбрали OME (см.

Подлокотник

Дополнительная емкость и удобный подлокотник. Сделали сами в дополнение к штатному.

Подъем внедорожника

Первая рекомендация авторитетов — немедленная лифтовка машины и установка больших колес. Давайте не будем торопиться и проведем небольшие выкладки.


Лифт улучшает геометрию автомобиля (углы въезда, съезда и продольной проходимости) и позволяет поставить колеса большего размера, что в свою очередь, увеличивает клиренс автомобиля в половину от увеличения размера колес.

Но поднятый центр тяжести увеличивает опрокидываемость: чем больше лифт, тем сильнее требуется вмешательство в конструкцию автомобиля: увеличенные колеса требуют усиления полуосей, увеличения передаточного числа (замену главной пары), усиления рулевых тяг.

Принято считать, что разумный лифт — до четырех дюймов, а увеличение колес — до 35-дюймов, вместо штатных 32-дюймовых (нам еще по дороге ехать до бездорожья). Насколько улучшился клиренс? Вместо 24.5 см стал 28.3 см. А теперь вспомним клиренс ГАЗ 66 — 31, 5 см; ЗИЛ 131 — 33 см; Урал — 40 см.

Много вы видели лесных дорог без колеи, нарытой кем-нибудь из вышеперечисленных вездеходов? Итак, надо лифтовать дальше, хотя бы до клиренса, который позволит уверенно ехать в колее ГАЗ 66 и ЗИЛ 131, и хоть как-то выживать в колее Урала.

Какой надо делать лифт, и какие колеса дадут требуемый просвет? 38-дюймовые колеса дадут клиренс 32.1 см. Лифт при этом придется делать не менее 6 дюймов, порезав арки. Полученный монстр не будет нормально жить на дорогах общего пользования (насколько надо увеличить главную пару!), иметь самые усиленные полуоси и рулевые тяги в качестве расходных материалов, склонность к опрокидыванию.

Принципы выбора

С учетом целевой функции и общеизвестных требований (

), таких как наличие:

• рамы;

• зависимой подвески;

• пониженной передачи;

• межосевой блокировки (в случае постоянного полного привода)

список оказался весьма коротким. В него вошли следующие автомобили:

• семейство Toyota 70;

• Mercedes Gelendwagen Professional;

• семейство Jeep Wrangler Rubicon;

• Suzuki Jimny;

• семейство УАЗ;

• семейство Land Rover Defender.

Строго говоря, сюда можно добавить невыпускаемые ныне модели: Toyota 5*, 6*, 80, 105; старые Land Rover, Nissan, Chevrolet, но нельзя объять необъятное.


Наш выбор — Land Rover Defender 110. Хочется отметить, что в случае изменения критериев выбор также может измениться.

Если цель — длительные путешествия с серьезным бездорожьем, то мы бы выбрали Toyota 70, за надежность и бОльший комфорт. Gelendwagen непревзойден для охраны — при солидных внедорожных возможностях он имеет максимальные скоростные качества. УАЗ — победитель по соотношению цена/внедорожные возможности.

На многих маршрутах Suzuki Jimny будет лучше всех за счет размера — и между деревьями проскочит, и внутри колеи поместится. Для соревнований — Defender 90. Ну а если бы авторы были помоложе, неженаты и жили бы на черноморском побережье, то между покатушками они бы возили симпатичных длинноногих курортниц далеко в горы на Jeep Wrangler со снятой крышей и дверьми.

Среди рассматриваемых нами вариантов был даже Hummer H1, однако узнав, чем гражданская версия отличается от военной и как у нас обстоят дела с запчастями и обслуживанием, мы в ужасе отказались от этого варианта.

Принципы экспедиционного тюнинга — журнал «4х4 club»

Горы ошибок не прощают. Равно как пустыни, тундры, леса и степи. Поэтому в подготовке внедорожника для дальних путешествий нет мелочей. Но есть нюансы. Что брать за основу экспедиционного автомобиля – вопрос почти религиозный.

Кто-то делает ставку на Land Cruiser, а кому-то больше по душе Land Rover Defender 110. Впрочем, в данном случае речь пойдет, в основном, про общие принципы экспедиционного тюнинга на примере машины известного путешественника Павла Разина. Его рассказ записал Алексей Чуприков.

На первый взгляд наш автомобиль кажется не так уж сильно подготовленным. Усиленный бампер с площадкой под лебедку похож на штатный, «кенгурятник» тоже неброский. Кстати, он нам не раз пригождался – например, в норвежской тундре. Отдельные особи и целые стада оленей мигрируют по дорогам без всякого понятия о правилах движения. То же в Исландии и на Фарерских островах – только там опасность представляют овцы, которые передвигаются почему-то исключительно по трое.

Для лета на машине стоят BF Goodrich А/Т почти стандартного размера – 31.8 дюйма. Они прошли 110 тысяч самых непростых дорог и все еще годны к эксплуатации. Возможно, это потому, что колеса ставились в Финляндии, а к нам приезжает какая-то другая резина. По моему опыту именно покрышки класса А/Т (All Terrain) – то, что надо для дальних перегонов по любой поверхности, от асфальта до пустыни и каменистых лавовых полей. А на мягких грунтах хорошо помогает решительное стравливание давления в шинах. Серьезных засад в экспедициях бывает не так много, и для борьбы с ними достаточно надежной лебедки и хорошего удлинителя, лучше двух.

КСТАТИ, ПРО КОЛЕСА
А вот диски на машине нештатные, сечение – толще обычного миллиметра на три. В сочетании с усиленной подвеской они очень помогают сохранить способность к передвижению даже после попадания в серьезные выбоины.

Легко заметить, что на нашем автомобиле две запаски. Обычно всех интересует, не мешает ли колесо на капоте. Отвечаю: обзорность – дело привычки. Между тем лишняя запаска на экспедиционнике необходима. Покрышки рвутся, режутся, а цивилизация не всегда оказывается рядом. А коли так, то куда девать второе колесо? В машине места нет, на багажнике тоже тесно, да и лишний вес на крыше не добавляет устойчивости на плохих дорогах. Так что вторую запаску – только на капот.

Еще надо отметить, что и в летней, и в зимней резине (последняя – Hakkapeliitta 2, шипованная) стоят камеры: срезание сосков на накачанной резине нам не грозит, а ремонтопригодность и надежность сильно повышаются! Особенно актуально это зимой, в морозы ниже минус 47 °С. В Якутии достаточно остановиться вздремнуть часок-другой – и баллоны превращаются в треугольники. Чтобы их не повредить, надо километров пять ехать очень медленно. А если резина бескамерная, то между ней и ободом тут же образуется зазор. Сколько людей погибло вот так, из-за спустивших разом всех четырех колес… Накачать их при такой температуре нереально.

ЛЕС И ФАРЫ
На ксеноне, имплантированном в танковые фары, мы остановились, потому что четыре года назад это был самый бюджетный вариант. Мало того, он оказался очень достойным по характеристикам – не хуже импортных аналогов. К тому же корпусы фар крепкие и влагонепроницаемые.

Защиту фар не стали делать, поскольку далеко не вся наша планета покрыта лесами. Россия – это скорее исключение. Ну, еще много лесов в Бразилии. Когда туда поедем, тогда и о защите позаботимся.

Кстати, знаете, зачем столько света? По зимникам ездят главным образом ночью, когда свет фар позволяет разглядеть колею. Днем она абсолютно не видна, а малейшее отклонение от накатанного полотна грозит сваливанием в сугроб, куда не рискует заезжать даже трактор К-701, который этот зимник и расчищает.

БАГАЖНИК И КРАСОТА
Багажник на крыше в дальней дороге совершенно необходим. У него только два недостатка – вес и парусность, повышающая расход топлива. Хотя в местах, где заправки редки, сильно не разгонишься и сопротивление воздуха не так критично.

На багажник отправляется все легкое, но объемное и не входящее в число предметов первой необходимости. В зимних экспедициях это громоздкая супертеплая верхняя одежда и обувь, которая нужна только в экстремальных ситуациях. А также большие, но легкие запчасти, вроде фильтров, войлочного и брезентового утеплителя двигателя, канистры с маслом, кухонная утварь и не боящаяся мороза еда, вроде пельменей, замороженных блинчиков и рыбы, купленной у малых народов Севера.

Ну и, естественно, только на багажник можно поставить четыре канистры… Держатель для них – предмет особой гордости. Самозатягивающиеся стропы на серьезной дороге и высоких широтах не годятся – разбалтываются и требуют постоянного внимания. Кроме того, ослабить/затянуть эти стропы и снять/поставить канистры на 50-градусном морозе и ветре очень непросто. Поэтому канистры фиксируются болтами, которые всегда отворачиваются и заворачиваются без проблем.

На багажнике помещается и жесткая сцепка, годная хоть под камазовский фаркоп. Буксирная стропа в мороз – вещь бесполезная. Если двигатель не работает, а на улице минус 60 °С, толку от нее нет. Руль не провернешь, тормоза не работают, в салоне холодно, и окна быстро запотевают/замерзают.

Кстати, багажник – отличная смотровая площадка в пустыне или степи. Именно с этой самой высокой точки на многие километры мы обнаружили в бинокль в Кызылкумах пару древних крепостей на горизонте! (См. 4×4 Club № 8’2007.)

УСИЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
Из внешних доработок стоит отметить силовые пороги и перемещение заднего запасного колеса с двери на мощную «калитку». Естественно, установлены защита рулевых тяг и защита редуктора переднего моста. Однажды ночью под Нарьян-Маром «поймали» здоровенный камень. Удар был такой силы, что даже осматривать машину на предмет повреждений как-то не хотелось. А на самом деле ничего не случилось – сработала защита! Кстати, передняя рулевая тяга на машине усиленная.

Были заменены и межколесные дифференциалы – те, что установлены сейчас, не только блокируются, но и выгодно отличаются от штатных в смысле прочности. Кстати, блокировки помогают преодолевать препятствия и повышают надежность машины. Прошлой зимой на БАМе срезало фланец задней полуоси. До Якутска, куда его должны были привезти, было еще 3 тысячи километров. На одном переднем мосту не проедешь. Скорее всего не выдержала бы раздаточная коробка. Или карданный вал. Но мы заблокировали задний дифференциал и на трех колесах прошли по всему западному БАМу и знаменитой трассе «Лена» – одной из самых жутких дорог планеты. Справедливости ради надо признать, что на морозе блокировки включаются неохотно. Да и трубки пневмоприводов – не очень надежный узел…

ГЛАВНОЕ – НАДЕЖНОСТЬ

Вообще надежность – главное качество экспедиционного автомобиля. Например, небольшие колеса оставлены именно из-за этого. А вот установка центрального замка и электроприводов стекол была ошибкой. Однажды штурман открыл окошко, выбросил окурок, а закрыть не смог. Казалось бы, мелочь, а сколько радости было для экипажа той полярной ночью в тундре.

Используем только кислотные аккумуляторы. Ведь разряженная гелевая батарея при «прикуривании» не пересылает энергию на стартер, а берет все на собственную зарядку. Автомобиль не заводится.

А еще интересно:  Готовимся в Китае к встрече с маркой Haval в России — ДРАЙВ

Амортизаторы используем стандартные. Работают неплохо, стоят меньше усиленных, а менять все равно после каждой экспедиции и те, и другие.

Навигационный компьютер у нас тоже непривычный. Это обычный системный блок и 17-дюймовый монитор с простой клавиатурой и оптической мышкой. Винчестер на 200 Гб подвешен на резинках – вот, собственно, и все переделки. А в запасе еще три жестких диска со всеми данными – поменять замерзший или глюкнувший труда не составляет.

БОРЬБА ЗА ТЕПЛО

Всякий Defender нуждается в дополнительной печке… Это, к сожалению, неоспоримо. На моем автомобиле их три. Одна – предпусковой подогреватель двигателя, она же догреватель его на очень сильном морозе. Другая – автономный отопитель салона. На самом лютом морозе можно спать раздетым при выключенном двигателе.Испытано на льду Ледовитого океана в Новый, 2006 год. А третий отопитель – резервный.

Нужен и автономный бак для отопителей в салоне. Даже если солярка в баке замерзнет, то, пока не умер аккумулятор (а он протянет долго), будет тепло.

Совет всем, кто собирается в Заполярье: установщики делают забор воздуха извне. И обогреватели вырубаются уже на минус 40 °С. Забор воздуха для них должен быть из салона.

Кроме того, необходимо сделать обогрев всей топливной магистрали. Причем желательно, чтобы провода к ней шли в матерчатой оплетке, не боящейся мороза.

ОСТАНОВИТЕ «ШМУРДЯК»
Предмет нашей особой гордости – организация салона. Обычно вещей в путешествие набирается столько, что весь багажник в салоне ими завален до потолка. И во время движения, особенно по плохим дорогам, все это стремится вперед, на головы пилота и штурмана. Но мы эту проблему решили (см. врезку).

ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ
Связь пока обычная, СВ. Но ее явно не хватает, например, для дальней разведки трассы, и она чревата потерей экипажей. В новую экспедицию пойдем уже с УКВ – это значительно дороже, но качество и дальность в разы больше!

Планируем поставить серьезный автомобильный комплект космической связи. А то на морозе, дожде, ветре и солнце очень некомфортно бегать за спутниками.

Продуктовый нз

Продуктовый НЗ уложен в специальную сумку.

Он состоит из двух маленьких кастрюль, четырех ложек, мини-примуса, газового баллона, 4 ложек, 4 банок тушенки, 2 пакетов вермишели, 4 пакетных супа, чая, сахара, соли, перца (кружки у нас есть всегда). Все продукты длительного хранения. Бутылка водки, вестимо.

Раздражающе короткие нижние передачи

В городе трудно тягаться по разгону даже с жигулями. Оборотная сторона — великолепный подбор пониженного ряда. Посмотрим на цифры.


Главная пара — 3.54. Передаточные числа раздаточной коробки и коробки передач:

ПередачаНизшаяВысшая
117,8
29,3
16,6
35,6
44
23,4
53,3
62,4
32,1
41,5
51,2
60,9

С учетом крутящего момента (90% от 360 нм. на оборотах 1800 и более) первая пониженная дает просто рекордные показатели (свыше 22000 нм. на колеса). Кстати, максималка на первой пониженной передаче, по нашим ощущениям, от 2.5 до 3.5 км./ч.

Такая пониженная передача дает неоценимые преимущества в следующих случаях:

• экстремальный спуск;

• необходимость проехать в точности по требуемой траектории;

• экстремальный подъем.


Как это выглядит, см. ролик с иллюстрациями.

Рации

Могут применяться для:

• поддержки связи с группой,

• переговоров со штурманом, вышедшим из автомобиля,

• прослушивания важных частот.


Для первой цели лучше иметь автомобильную рацию (будучи постоянно включенной, не посадит аккумуляторы за 8 часов). Для второй — две рации (разумно одну портативную, одну автомобильную). Для третьей — многодиапазонную (хотя бы на прослушивание).

В Краснодарском крае джиперы используют безлицензионный диапазон, называемый LPD (433,075 — 434,775 МГц), в некоторых других регионах — VHF (144 — 146 МГц). Последний диапазон требует регистрации рации и сдачи экзамена. Мощность и тип антенны рации ограничены.

К важным частотам следует отнести

• в LPD диапазоне — 433.45 Мгц (частота для использования в чрезвычайных ситуациях);

• в VHF диапазоне — 145.45 (частота для использования в чрезвычайных ситуациях);

• в CB диапазоне — 27.065 и 27.185 (частоты для использования в чрезвычайных ситуациях), и 27.135 (международная частота дальнобойщиков, весьма полезна на трассе для оценки дорожной ситуации).


Ввиду специфики использования (пыль, влага) лучше брать рации в защищенном (хотя бы IP 54) исполнении. Дополнительные навороты несущественны, любая современная рация имеет их больше, чем нормальный человек в состоянии выучить и использовать.

Некоторые портативные рации требуют начального программирования с помощью специального шнура и программы (программируются обычно каналы и кнопки).

Существует масса источников по поводу места установки антенны на автомобиль. Причина дискуссий в следующем: установка антенны в любом месте, кроме крыши, приводит к заметному ухудшению качества ее работы; но джиперам антенну надо устанавливать так, чтобы ее не снесло ветками. Предлагается ряд компромиссов для решения означенной дилеммы.

Странно, ведь существует антенна «Шайба 2» (см.

С чего начать? замена штатной резины

Если ваш тюнинг принадлежит к первому направлению, то достаточно просто прийти в тюнинг-ателье, назвать сумму вложений и попросить сделать красиво. В этом случае не стоит заморачиваться, как поедет автомобиль на 35-х колесах, а когда такой вопрос встанет, то просто вернетесь к доработкам второго уровня.

Со вторыми сложнее и первый вопрос, на который вам стоит ответить это для чего вам нужен автомобиль, где вы будете на нем ездить и как это будет выглядеть.

Самое простое — это замена штатной резины на более «злую» и более «внедорожную». Я сторонник небольших изменений размера, так как большие колеса требуют больших изменений конструкции и надо понимать, что такие колеса вам нужны. Собираетесь штурмовать лесовозки? Тогда переходите в разряд маньяков и лучше пропустить этот пункт.

Итак, я сторонник небольших изменений и установки шин, которые влезают без дополнительных манипуляций или с минимальными доработками, такие как подрезка брызговиков, например.

Большинство автомобилей, например: УАЗ Патриот, Toyota Hilux, Isuzu D-Max, Toyota Fortuner, Mitsubishi L200 и т.п., легко переживают установку шин диаметром до 32 дюймов.

Для установки на ГАЗ Соболь 4х4 шин размером 245/75R16 или чуть больше, потребуется подрезка края задней арки или смещение моста назад. Это делается очень легко и в тюнинг-ателье уже давно набили руку на подобных работах.

Силовые пороги

Защищают нижнюю боковину днища в случае посадки на таковую. Бывают в родной комплектации машины. У нас выпускают РИФ и КДТ. Надо обращать внимание, чтобы пороги были не ниже рамы (у родных это так).

Спутниковый телефон

Очень недешевое устройство, но может оказаться незаменимым в экстремальной ситуации. Не вдаваясь в детальный анализ, считаем оптимальным выбор спутниковой сети Турайя и телефона Thuraia XT по следующим причинам:

• наименее дорогой телефон из всех спутниковых сетей;

• защищен по IP 54;

• имеет встроенную GPS, может передавать в SMS географические координаты точки, откуда звоним;

• имеет тарифный план без абонентской оплаты первые два года, потом по 5$ в год (впрочем, придется сразу положить на счет 50$).


На рисунке покрытие сети.

К недостаткам сети Турайя следует отнести то, что спутник висит над Сомали (от нас на юг с очень небольшим смещением на восток). Стало быть, если юг закрыт горами, зданием, или вы находитесь в ущелье, не выходящем на юг, связи не будет.Более точное представление о том, какое препятствие может помешать связи, даст рисунок.

Ссылки

Файлы:

Газик описание.pdf

— сама статья.

Литература

— набор документации по LandRover Defender.

Defender.mp4

— видео к статье (

Стандартный набор.

Для начала, рассмотрим “стандартный” набор, который есть в автомобиле. Аптечка должна быть аптечкой. В интернете можно найти много статей о том, чем можно и нужно дополнить штатную автомобильную аптечку, поэтому подробно останавливаться на этом не будем, но укажем, что те готовые аптечки, что продаются в автомагазинах – это вообще не аптечки.

Огнетушитель тоже должен быть огнетушителем. Я лично наблюдал случаи, когда загоревшийся после застревания в канаве из-за короткого замыкания внедорожник тушили водой из той же самой канавы. Поэтому не стоит уповать на всякие «хлопушки». Кладем в багажник (а лучше закрепляем на специальном креплении в доступном месте) поверенный огнетушитель емкостью 1,5-2 литра.

В 99% случаев его хватит, чтобы потушить пожар в автомобиле на начальной стадии его возникновения. Домкрат для внедорожника можно возить и штатный, однако для снятия и установки колес удобнее пользоваться гидравлическим подкатным домкратом, который желательно держать в гараже.

Буксировочный трос в любом внедорожнике также должен быть, причем не тот, что продается в любом автомагазине для пузотерок, а правильный, расчитанный на необходимую нагрузку. Буксировочную стропу имеет смысл дополнить динамической стропой для вытаскивая внедорожника из засады, если в экспедиции 2 и более внедорожника.

Отмечу, что одно не заменяет другое. Динамическая стропа не предназначена для буксировки, а буксировочный трос не предназначен для вытаскивания машины из грязи. Таким образом, мы подбираемся к тому, что нужно возить в машине помимо «стандартного» набора.

Сэндтреки

Как известно, в роли сэндтрека успешно выступает доска-сороковка. А можно купить фабричные сэндтреки — они легче и удобнее в использовании. Мы выбрали пластиковые. Хотя они короче алюминиевых, но не теряют форму и обеспечивают лучшее сцепление с колесом.

Тросы

Рывковый и буксировочный. Почитать об этом можно здесь:

Фонарь

Ну, никак без него в темноте не обойтись. Удобно иметь маленький фонарик для бытовых нужд, а также какой-нибудь из дальнобойных Fenix для разведки.

Хайджек и аксессуары к нему

Почему необходим, изложено много где. Также необходима подставка под него. Удобно пользоваться удлинителями клюва хайджека (см., например,

Шноркель

Почему он необходим, объяснено много где. Можно купить, можно сделать самим. У нас входил в комплектацию автомобиля. Тут уместно поговорить о защите Defender при преодоление водных препятствий вообще. Высота вывода удлинителей сапунов — 115 см (после установки порталов), на эту же высоту мы вывели удлинители от порталов. Штатные концы выводов загнуты, удлинители сапунов от порталов тоже (см. фото).

То есть кратковременное превышение глубины в 115 см нам не страшно. На вентиляторе радиатора стоит вискомуфта, которая отключает его в воде.Размышляем над выводом всех сапунов в шноркель.

Щуп, лопата, кирка, коса

Щуп с нанесенной маркировкой глубины замеряемой лужи бывает неоценим, последствия пренебрежения замером глубины лужи см. на фото.

Лопата — понятно зачем. Кирка необходима для грунта, содержащего скальные породы (в Краснодарском крае сплошь и рядом). Ну а коса-секач все-таки больше для рыбалки. Храним в верхнем багажнике.

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *