Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126

Содержание

«ода»: история

Автомобиль Иж «Ода» 4х4 стал последним хэтчбеком среди четырех массовых моделей, которые были созданы в последние годы СССР. Машина имеет необычную историю. Тогда как на большинстве автомобильных заводов (а это ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ) пытались уйти от архаичного заднего привода к переднему, на «Ижмаше» пошли обратным путем.

Вначале на заводе был создан экспериментальный хэтчбек Иж-13 «Старт». Это было в середине 70-х. В министерстве транспорта автомобиль оценили с холодом. Возможно, передний привод тогда считался еще не таким перспективным, либо определенные люди в министерстве просто лоббировали АвтоВАЗ, чтобы никто не смог отобрать у Волжского завода первенство на передний привод.

«ода»: полный привод и другие модификации

И наконец, далее изготовили автомобиль Иж «Ода» 4х4 – это кроссовер, который является потомком «Москвичей» и «Побед» с полным приводом.

Система трансмиссии была установлена от «Нивы». В этой версии была значительно улучшена шумоизоляция салона. На базе «Оды» далее было создано еще несколько автомобилей. Так, самый последний массовый автомобиль – универсал Иж «Ода Фабула» 4х4 с задним и полным приводом. Еще выпускался люксовый вариант популярного хэтчбека «Ника».

Выпуск «Оды» был налажен небольшими объемами, находя спрос у простых людей, которые предпочитают ремонтировать автомобиль своими руками. Машина смогла конкурировать с классическими моделями ВАЗ. Люди покупали автомобили Иж «Ода» 4х4. Отзывы о них тогда были только положительные – такого еще никто не делал в России.

В снегу, на льду и в грязи

Это родная стихия для отечественного кроссовера. Но пока под колесами ровный и сухой асфальт, машина не проявит особых способностей. Двигатели не балуют владельцев резвыми разгонами, в салоне достаточно шумно, жесткая подвеска также не очень радует. Многим не нравится педальный узел автомобиля Иж «Ода» 4х4.

Пока на дороге сухо, машина не будет первой в светофорных гонках. Если оценить расход топлива автомобиля ИЖ «Ода» 4х4, технические характеристики, то о динамичной езде можно забыть. Но стоит только выехать за пределы асфальта, и потенциал машины раскроется в полной мере.

Иж проедет там, где многие обычные автомобили начнут буксовать. Владельцы полноприводной «Оды» не переживают по поводу проходимости. Отзывы говорят, что жесткая подвеска отлично справляется с ухабами, ямами, трамвайной колеей. Можно даже не возить с собой лопату – она не нужна с полным приводом. Посадить машину в городских условиях практически невозможно.

На скользкой дороге машина тоже показывает себя достойно. Проходимость на уровне внедорожника, несмотря на 15-сантиметровый клиренс.

Это серьезные преимущества для автомобиля Иж «Ода» 4х4. Отзывы владельцев все это полностью подтверждают. Единственный минус, по мнению владельцев, – большой расход топлива, особенно зимой. Но с этим можно смириться – такие способности имеют только дорогие полноприводные джипы. Это доступно не для всех.

Первый прототип

Прототип, который появился на свет в 79 году отличался задним приводом, оцинкованным кузовом типа хэтчбек, системой рулевого управления с рейкой, пятиступенчатой коробкой передач, двухконтурной тормозной системой.

Также инженеры сумели подобрать удачную компоновку – двигатель и КПП были смещены вправо. Это позволило освободить место и убрать педальный узел в один уровень с мотором. За счет этого моторный отсек получился очень коротким. Так, при своих габаритах Иж имел очень просторный салон – от педалей до спинок задних кресел расстояние было таким же, как и у «Волги».

Передний привод — не панацея

Так или иначе, конструкторы завода начали разработку заново и сумели обнаружить интересную вещь – за несколько лет, которые прошли с момента создания «Старта», в автомобильном мире уже переоценили все преимущества, которые имеет передний привод. Оказалось, что меньшая масса, экономичность и управляемость не так велики, как думали.

Инженеры «Ижмаша» увидели огромное количество преимуществ

Это давало возможность использовать узлы и детали, применяемые на предыдущих моделях, а также наработанные расчеты по прочности, создать замену Иж-2715, одной из популярнейших тогда моделей авто.

Поединок с известным финалом | ваз 2121, иж 2126

Если придерживаться формальной классификации, то сравнивать «Ниву» и «Оду 4х4» было бы некорректно. Эти машины — воплощение разных концепций: VAZ 21213 — полноценный вседорожник, тогда как Izh 2126-062 — полноприводный легковой автомобиль. Но есть одно обстоятельство, превращающее их в прямых конкурентов. Это, конечно же, цена — едва ли не самый весомый аргумент для подавляющего большинства наших автомобилистов.

Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126МОЖЕТ ЛИ ИЖ КОНКУРИРОВАТЬ С «НИВОЙ»?

Если придерживаться формальной классификации, то сравнивать «Ниву» и «Оду 4х4» было бы некорректно. Эти машины — воплощение разных концепций: VAZ 21213 — полноценный вседорожник, тогда как Izh 2126-062 — полноприводный легковой автомобиль. Но есть одно обстоятельство, превращающее их в прямых конкурентов. Это, конечно же, цена — едва ли не самый весомый аргумент для подавляющего большинства наших автомобилистов.
Так вот, много ли на рынке недорогих полноприводников стоимостью от 4,5 до 5 тысяч долларов? Ответ очевиден: в ближайшем будущем лишь ИЖ 4х4 может стать реальной альтернативой старушке «Ниве». А раз так, покупатель обязательно взвесит все «за» и «против», намереваясь отдать предпочтение одной из этих моделей. Поэтому отбросим формализм — сравнение неизбежно.
 
Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126ТЕСТ В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ

Прежде чем обратиться к цифрам, отмечу, что при сопоставимой цене у одного автомобиля пять дверей, у другого — только три. Да, в номинации «удобство посадки-высадки» безоговорочно лидирует ИЖ. Обмерив салоны, убедились: «Нива» может похвастать лишь высоким потолком. Остальные параметры — диапазон продольной регулировки передних сидений, пространство перед коленями задних пассажиров, ширина салона на уровне плеч, длина нижних подушек передних и задних сидений — лучше у ИЖа. Рулевая колонка «Нивы» наклонена сильнее — посадка в автомобиле ближе к троллейбусной. Но хорошо это или плохо — судить потребителю. Многие, например, не любят другую крайность, когда колонка расположена почти горизонтально, как в ИЖе или «Самаре».
Багажники автомобилей — полная противоположность. В тольяттинском вездеходе — короткий и высокий. В ижевском полноприводнике — длинный и низкий. А вот по ширине картина неоднозначна. В самом узком месте проигрывает ИЖ, в самом широком — «Нива». Объем багажника у «Оды» побольше. Размеры проемов вполне сопоставимы. Однако такой немаловажный показатель, как погрузочная высота, дал явный перевес «Ниве», несмотря на солидный дорожный просвет. Проигрыш «Оды», которая даже в обычном заднеприводном варианте по этому параметру хуже, — неизбежная расплата за повышенную проходимость. Здесь самое время вспомнить о геометрии нижней части автомобилей.
Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126Чистокровный вседорожник VAZ 21213 легко ушел в отрыв. Просвет под резонатором, передним редуктором и задним мостом, конечно же, больше. Ижевцы были вынуждены сохранить низкое расположение агрегатов. Но для того, чтобы в сравнении со стандартной машиной полноприводник стал менее уязвим на бездорожье — приподняли кузов над шасси (отсюда почти метр погрузочной высоты). В результате существенно увеличился просвет под системой выпуска и порогами (ЗР, 2002, №4). По последнему показателю ИЖ 4х4 уступает «Ниве» совсем немного.
А теперь отвлечемся от замеров ради краткой субъективной оценки интерьеров. Самое сложное — отдать предпочтение тем или иным сиденьям. В обеих машинах они далеки от совершенства и их экспертная оценка обычно приводит к горячим спорам, где звучат полярные мнения. Одним категорически не нравятся «нивовские» кресла, другим — ижевские. В последних, как правило, раздражает слишком выпуклая поясничная поддержка, отталкивающая тело от спинки. На самом деле, подобрав оптимальные регулировки, можно привыкнуть и к тем, и к другим.
Остальное — дело вкуса и пристрастий. Отличия лишь в мелочах: есть решения удачные и не очень. Педальные узлы, рули, рычажки, тумблеры, кнопки, замки дверей весьма типичны для нашего автопрома. В общем, интерьеры отечественных полноприводников, как бы это помягче…, не для снобов. Поставим им твердую «тройку», даже не пытаясь выделить лидера.
Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126ПОКА НЕ КОНЧИЛАСЬ ДОРОГА
В ряде дисциплин полноприводный легковой просто обязан выигрывать у вседорожника. Наша парочка не исключение. Благодаря большей, в сравнении с «Нивой», базе и самоблокирующемуся межосевому дифференциалу Izh 2126-062 намного послушнее на скользких ледяных или заснеженных покрытиях (о конструктивных особенностях трансмиссии и зимних талантах машины можно узнать из публикаций ЗР, 2002, №1, 3, 4). Еще один козырь «Оды» — умеренный аппетит. Средний эксплуатационный расход топлива в летнее время составляет 9,5 л/100 км (8-8,5 по шоссе, 10-10,5 в городе). Владелец же «Нивы» будет счастлив, если израсходует меньше 12 л/100 км.
Несмотря на меньшую мощность двигателя, Izh 2126-062 превосходит VAZ 21213 в разгонной динамике, максимальной скорости и эластичности (см. результаты замеров «За рулем»). Однако памятуя о том, что качество изготовления отечественных автомобилей нестабильно, а значит, попадаются экземпляры резвые и не очень, преимущество ИЖа нельзя считать подавляющим. По существу, весомый отрыв у него лишь в эластичности на IV и V передачах.
Объективные цифры оценки управляемости, полученные при выполнении маневра «переставка», снова выводят на первое место «Оду Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 21264х4″. Если вспомнить о назначении обоих автомобилей, размерности колес и рисунках протекторов (на ИЖе — дорожные И-391 175/70R13, на «Ниве» — универсальные К-156 185/75R16), то в этом вроде бы нет ничего удивительного. Однако победу ИЖа можно смело назвать пирровой. К норову автомобиля приходится долго привыкать, а особенно к значительным кренам и выкрутасам задней подвески в критических режимах.
Вообще говоря, сочетание стоек «Мак-Ферсон» и реечного рулевого управления спереди с незамысловатыми задним мостом и подвеской породило диссонанс. Общее впечатление таково: данная модель уральского полноприводника (есть еще модификация со всеми независимыми подвесками, но она дороже) нуждается в серьезных доводочных работах.
Уступивший в предельной скорости прохождения «переставки» VAZ 21213 до поры до времени ведет себя намного понятнее. Чувствуется, что на доводку «Нивы» в свое время не жалели ни сил, ни средств. Впору ей пришлись и получившие статус штатных покрышки К-156 кировского производства. Во всяком случае, тольяттинский вседорожник, обутый в вездеходные ВлИ-5, столь же четкими реакциями на асфальте не радует.
Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126КОРОЛЕВА ГЛИНЫ
Вне дорог с твердым покрытием исход поединка был предрешен. Интрига заключалась в том, сколь долго ИЖ сможет сопротивляться «Ниве» в родной для нее стихии. Легковой полноприводник оказался довольно упорным парнем. На раскисшей лесной просеке ИЖ бодро форсировал глубокие лужи и канавы, неотступно следуя в кильватере «Нивы». Лишь на затяжных скользких подъемах он немного отставал — в грязи сцепные свойства дорожных покрышек оставляют желать лучшего. Однако, несмотря на забитый глиной протектор шин, полный привод все же вытягивал машину на вершину подъема. Кстати, очень порадовали грамотно подобранные передаточные числа коробки передач. На второй и третьей ИЖ тянет увереннее «Нивы», если, конечно, у нее не включена пониженная передача в раздаточной коробке.
Неплохо проявила себя «Ода 4х4» и в песчаном карьере — вазовскому вездеходу в этих условиях посрамить ее не удалось. В общем, для того, чтобы намертво посадить ИЖ, пришлось изрядно помучиться. «Нужное» место все же было найдено — им оказался протяженный участок вязкой глины пополам с водой. Его решили штурмовать с хода. Рывок, и половина пути осталась позади. Но — ход потерян, а задний мост и система выпуска уже цепляют за гребень колеи.
Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126ИЖ не сдается — раскачкой вперед-назад его все же удается продвигать вперед. Эх, резину бы позлее — можно было и проскочить. Увы, автомобиль беспомощно повисает на брюхе всего за несколько метров до конца гиблого участка. Все равно — результат отличный.
«Нива» не без труда выдергивает ИЖ из глиняного плена и отправляется на исходную. Посмотрим, как справится вседорожник. Тот же бросок с хода без каких-либо подготовительных действий, и… VAZ 21213 вязнет аккурат в том же месте. Приехали? Конечно же, нет. Водитель поступил самонадеянно — теперь пора задействовать вседорожные спецсредства. Включена блокировка — и машина легко преодолевает оставшиеся метры. Находим колею поглубже. По ней тоже удается пройти, подключив уже и блокировку, и пониженную передачу. Да, проходимость «Нивы» выше всяких похвал.
Подытожим впечатления. ИЖ проигрывает «Ниве» в геометрической проходимости. О его невысоком дорожном просвете не стоит забывать при движении в колее, скачках по гребням и ямам. Если же буераки умеренные, то ИЖ (особенно на зубастых покрышках) пройдет там же, где и «Нива» без включенной межосевой блокировки и пониженной передачи. А вот в тех условиях, где вседорожнику пригодится указанный арсенал, легковому полноприводнику делать уже нечего.
СИМПАТИЯ ИЛИ РАСЧЕТ?
Итак, сравнение и выбор. При равной цене для человека зачастую главным критерием становится не логика, а традиционное «нравится — не нравится». Если же забыть о симпатиях и антипатиях, получается такая картина. Надежность и качество сборки у обоих претендентов сопоставимы. Любой отечественный автомобиль не идеален и время от времени будет тревожить хозяина.
«Ода 4х4» в большей степени семейная и универсальная машина, тогда как «Нива» — лучшая подруга охотника или рыболова. Однако деление это весьма условно, поскольку ИЖ обладает неплохой проходимостью, а VAZ 21213 держится молодцом на асфальте. Но многое зависит и от обстоятельств. Тот, кто не планирует ездить по дремучему бездорожью, наверняка заинтересуется легковым полноприводником. Если же от шоссе до любимой дачи несколько километров непролазной грязи — придется мириться и с высоким расходом топлива, и с шумными вездеходными покрышками, и с меньшим количеством дверей.

Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126

РАЗМЕРЫ САЛОНА И БАГАЖНИКА
Izh 2126-062 VAZ 21213
L1 950-1140 890-1010
L2 620-860 535-650
Н1 960 1000
Н2 925 940
В1 1430 1390
В2 1430 1380
Т1 490 480
Т2 485 455
h1 280 305
h2 370 360
H 1145 1165
a, град 23 32
L3 790 600
Н3 895 930
В3 min 900 1035
В3 max 1400 1320
В4 1055 1085
Н4 895 875
h4 985 735

ПРЕДЕЛЬНЫЕ СКОРОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ
МАНЕВРА «ПЕРЕСТАВКА»
Параметр Izh 2126-062 VAZ 21213
Скорость*, км/ч 83,5 81,2
*Для автомобиля Izh 2126-062 с шинами И-391 175/70R13 и VAZ 21213 с шинами К-156 185/75R16.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»
Погодные условия: температура 10°С, давление 755 мм рт. ст.,
влажность 55%, покрытие — сухой асфальтобетон
Izh 2126-062 VAZ 21213
Весовые
характеристики
Снаряженная масса, кг 1098 1195
Нагрузка на ось, кг:
переднюю 636 698
заднюю 462 497
Динамические
качества
(Нагрузка частичная —
2 чел. 25 кг)
Разгон, с:
0-40 км/ч 3,9 4,0
0-60 км/ч 7,1 7,1
0-80 км/ч 12,1 12,2
0-100 км/ч 19,0 19,8
0-120 км/ч 34,1 35,8
0-400 м 21,0 21,4
(км/ч) (102,8) (102,0)
0-1000 м 39,6 40,4
(км/ч) (122,0) (121,3)
Максимальная
скорость, км/ч 136,5 132,9
Погрешность
спидометра, % 16,9 0,6
Эластичность, с:
60-100 км/ч (IV) 17,3 19,0
80-120 км/ч (V) 31,5 —
Выбег, м:
120-50 км/ч 920 780
50-0 км/ч 432 372
Торможение
со 100 км/ч:
тормозной путь, м 60,1 61,0
замедление, м/с2 6,4 6,31
с 80 км/ч:
тормозной путь, м 39,3 39,8
замедление, м/с2 6,28 6,19
Дорожный
просвет*, мм:
под редуктором
переднего моста
(подрамником) 190 255
под редуктором
заднего моста 160 235
под резонатором 210 320
под порогом
спереди/сзади 330/345 340/370
под домкратным
гнездом спереди/сзади 300/315 310/340
*Для снаряженного автомобиля Izh 2126-062 с шинами И-391 175/70R13 и VAZ 21213 с шинами ВлИ-5 6,95/16.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
(данные производителей)

Izh 2126- ВАЗ-
062 21213
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Число мест 5 4 (5)
Снаряженная масса, кг 1080 1210
Полная масса, кг 1480 1610
Размеры, мм:
длина 4068 3740
ширина 1660 1680
высота н. д. 1640
База, мм 2470 2200
Колея, мм:
спереди/сзади 1420/1420 1430/1400
Объем багажника, л 300/960 263/504
Максимальная
скорость, км/ч 140 137
Время разгона
0-100 км/ч, с 20 19
Запас топлива, л 45 42
Топливо АИ-92 АИ-92
ДВИГАТЕЛЬ
VAZ 2106 VAZ 21213
Расположение спереди продольно
Число цилиндров 4 4
клапанов 8 8
Рабочий объем, смз 1569 1690
Мощность, кВт/л.с. 55/75 58/79
при об/мин 5400 5200
Крутящий момент, Н.м 116 127
при об/мин 3200 3200
ТРАНСМИССИЯ
Привод на все колеса
Коробка передач механическая
пятиступенчатая
Передачи I-3,94; II-2,04; I-3,67; II-2,1;
III-1,46; IV-1; III-1,36; IV-1;
V-0,89; з.х.-4,25 V-0,82; з.х.-3,53
Главная передача 4,22 3,9
Раздаточная коробка:
I 2,135 —
II 1,2 н. д.
ПОДВЕСКА
Передняя типа независи-
«Мак- мая
Ферсон» пружинная
Задняя зависимая пружинная
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
реечное червячное
ТОРМОЗА
спереди дисковые
сзади барабанные
РАЗМЕР ШИН
175/70R13 6,95/16
185/75R16

ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

 Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126 Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126

Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126 Поединок с известным финалом | ВАЗ 2121, ИЖ 2126 

Источник: Журнал «За Рулём»

Рекомендован в производство

Через пять лет после несущественных доработок Иж-2126 был одобрен для производства. Вначале модель получила временное название «Орбита». Но позже ее переименовали в «Оду».

Преимущество данной машины было в большой унификации узлов и агрегатов с другими основными производителями СССР. Так, автомобиль был унифицирован с ВАЗ-2106, АЗЛК-2141, М-412 и другими моделями. Такой подход позволил «Ижмашу» значительно сэкономить на разработке, а также повысить ремонтопригодность. Внешний облик «Оды» сильно портила передняя оптика от ВАЗ-2108.

Выпуск шел очень вяло, так как запуск производства пришелся на годы перестройки и постперестроечный период. К 95 году собрали всего пять тысяч автомобилей. Специалисты завода и сами знали, что качество оказалось не слишком высоким, даже несмотря на то, что большинство оборудования для сборки было закуплено в Японии, а также в других развитых странах.

Когда производство наладили, то получилось так, что поклонников у этой машины с задним приводом было много, и сборка шла более стабильно. Создав базовую версию, на заводе решили реализовать все возможности заднего привода. Так родился пикап на базе «Оды» – «Версия».

Технические характеристики

Иж «Ода» 4х4 изготавливался в кузове хэтчбек. Длина кузова составляла 4068 мм, ширина была равна 1650 мм. В высоту автомобиль достигал 1450 мм. Клиренс для кроссовера небольшой – всего 15,5 сантиметра. Колесная база – 2470 мм.

Что касается двигателей, то их было несколько. Так, использовался мотор от ВАЗ-2106 объемом 1,6 л и мощностью в 80 л. с. Наряду с ним устанавливался УЗАМ-331 объемом в 1,7 л и мощностью в 85 л. с. Был еще один автовазовский агрегат – ВАЗ-2130. Объемом в 1,8 л и мощностью 79 л. с.

Со всеми этими моторами работала пятиступенчатая механическая трансмиссия. Машина могла разгоняться до 175 км/ч – это паспортная максимальная скорость. Ускорение до сотни занимало в среднем от 13 до 20 с в зависимости от марки двигателя. Устанавливаемая на Иж «Оду» 4х4 раздатка и другие элементы трансмиссии были взяты от «Нивы».

Конец выпуска модели

В 2005 году в России перешли на экологические нормы «Евро 2», и для производства «Оды» пришлось бы менять двигатель с карбюраторного на инжекторный. Руководством завода было решено, что этот ход повлияет на стоимость автомобиля и приведет к спаду продаж. Поэтому в 2005 году модель с производства сняли.

Читать новости о новой Ниве

А еще интересно:  Как настроить датчик давления в шинах киа рио
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *