«Нива» на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Содержание

Основные преимущества

Первое и оно же главное преимущество таких модификаций — это повышенная проходимость автомобиля.

Но, «переделав» таким образом машину, следует понимать, что скорость станет значительно ниже. Хотя для вездеходов этот показатель не самого первого значения.

ВАЗ Нива на шинах низкого давления
Тюнинг ВАЗ на шинах низкого давления

Вездеходы с такой резиной обладают повышенным сцеплением с поверхностью практически любого типа. Кроме этого, следует выделить такие преимущества данного типа шин низкого давления:

  • автомобиль не нарушает внешний слой грунта, поэтому его можно использовать в сельском хозяйстве и даже заповедных зонах;
  • отличное сцепление с дорогой, что практически полностью исключает ДТП.

Но при всем этом есть один не совсем радужный факт — переоформление транспортного средства.

Так как по своей спецификации это уже не легковой автомобиль, а вездеход, его обязательно нужно переоформить во избежание проблем с законодательством.

Нива на колесах низкого давления
Нива – вездеход

Также в процессе переделки нужно обратить внимание на саму раму автомобиля. Можно выбирать шарнирную или жесткую. Какая из них лучше, сказать однозначно нельзя. Главное, чтобы рама обеспечивала жесткость всей конструкции.

Исходя из вышесказанного, можно сказать что, сделать шины низкого давления своими силами не составляет какой-либо особенной сложности. Нужно подойти к этому делу с ответственностью и правильно подобрать для этого все материалы.

Таким образом, можно при минимуме материальных затрат получить практически универсальный автомобиль. Однако не следует забывать о законодательной стороне этого процесса.

[democracy id=»3″]

[democracy id=»7″]

Comments 24

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Хочешь собрать вездеход? просто так такие шины на шеви не поставишь)

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Да не на Шевика.Есть желание сделать подобную из обычной трехдверной нивы для охоты и рыбалки

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

резина ток дорогая, простая грязевая стоит около 10 рублей за колесо) просто чтобы нива ехала по бездорожью в нее надо вбухать еще тысяч 60 минимум и это только в трансмиссию)а так нива без блокировок нихрена не едит) самый дешовый вариант это искудика взять это отличный легкий рамный внедорожник ) а нива стоковая это все так херня)

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Нива не едет? От резины, а главное от водителя все зависит. В умелых руках и @@@ игрушка))

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

без блокировок нет) я говорю про блокировки дифоф)

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Я знаю, какие бывают блокировки, поверь) Нивка отличная машинка, многим фору даст. А штатных межколесных блокировок на лёгких джипах почти не бывает, если ты не в курсе

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

да ну на многих япах даже с кнопки включается блокировка меж колес. у них либо открый диф либо заблокированный. пример на субару аутбек есть все блокировки штатно. хотя это даже не кроссовер.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Я знаю, какие бывают блокировки, поверь) Нивка отличная машинка, многим фору даст. А штатных межколесных блокировок на лёгких джипах почти не бывает, если ты не в курсе

на бмв на многих есть блокировка меж колес с кнопки.это тоже не джип)

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Ничего не путаешь? Межколесная, не межосевая? И прям на всех?))

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

не на всех есть комплектации) нет я ничего не путаю. меж осевой в нормальных машинах нет вообще.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Ну вот так-то, комплектации. По-другому это называется опция. Так и наши машины никто не запрещает доукомплектовать после покупки. На ту же Ниву полно самоблоков и жестких блокировок.Все зависит от назначения авто.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Да не на Шевика.Есть желание сделать подобную из обычной трехдверной нивы для охоты и рыбалки

Ром, ты представляешь себе объем переделок? Вслед за колесами пойдет трансмиссия: колесные редуктора, усиленные полуоси, стальной мост впереди и обваренный сзади. Усиленные кулаки, рулевка, рычаги. И тд и тп. Ввалишь 500 как минимум и все равно уверен в ней не будешь.

Шины низкого давления представляют собой резину для колес увеличенного диаметра со специфическими характеристиками. Они имеют узкую сферу использования и требуют особого подхода при управлении обновленным автомобилем. Для чего нужна такая конструкция и чем она особенна, попробуем разобраться далее.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Инструмент и рабочее место для творчества

Здесь проблем не возникает. Рабочим местом может стать гараж или открытая площадка. Для переделки нужно подготовить нож с двухсторонней режущей кромкой, молоток, кусачки, шило. Обязательно надо обзавестись точилом для заточки ножей. И ещё одно приспособление – это «дралка». По сути, это лебёдка с электрическим приводом. С её помощью можно оперативно снять нужный слой резины.
"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Самостоятельное изготовление шин низкого давления

Прежде всего нужно удалить пучок наружного проволочного корда. Необходимо острым ножом прорезать окошко, а с помощью кусачек перекусывать витки. Затем наматывая проволоку на плоскогубцы вытягивать её. И так по всему периметру колеса. Далее, от корда к протектору на расстоянии примерно 100 мм делаем прорези по всей боковине. Направление: от корда к протектору.

Внимание! Глубина прорези должна достать до начальных слоёв корда!

Используя кусачки подрываем клык. Применяя нож, аккуратно его подрезаем.

Не забывайте, что эта операция выполняется по часовой стрелке, а не наоборот!

Затем, подрезая резину, создаёт рисунок будущего протектора. Наиболее простой и оптимальный вариант – это ёлка."Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

За основу многие берут шины от грузовиков: оптимальный вариант резина грузовика ГАЗ-66 как показано на фото.

Закончив с рисунком, следует определиться с контурами. Используя нож, который обязательно должен находиться под углом, создаём трапецию правильной формы.

Прорезав торцы, согласно намеченному рисунку, выполняем работы по обдирке. Эта операция потребует от вас усидчивости и терпения. Скорость здесь не нужна. Важно качество!"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Процесс обдирки

Затем используя кусачки, закрепляем клык и постепенно без рывков увеличиваем нагрузку троса лебёдки, а ножом подсекаем грани. Этот процесс, в принципе не трудный, но потребует внимания и сосредоточенности ваших действий.

История развития промышленного производства тонкостенных шин (резинокордных оболочек) для снегоболотоходов | ассоциация арктиктранс

Труды НАМИ — сборник научных трудов

Главный инж. Гуща В.М.
ОАО «Белшина»,
к.т.н. Шапиро В.Я.
инж. Афанасьева Д.В.
Ассоциация «Арктиктранс»

История развития промышленного производства тонкостенных шин (резинокордных оболочек) для снегоболотоходов.

Сравнительно недавно, около 20 лет назад, в шинном производстве появилось новое направление – серийное, массовое изготовление тонкостенных малослойных шин сверхнизкого давления для снегоболотоходов, так называемых резинокордных оболочек (далее — РКО), позволяющих повышать проходимость транспортных средств за счет снижения удельного давления на почву.

До этого момента снегоболотоходы передвигались на камерах от грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин, которые, естественно, были очень подвержены проколам, а также буксовали на скольких поверхностях из-за недостаточного сцепления. Для защиты от проколов камеры закрывались разрезанной по посадочному отверстию второй камерой, служившей как бы покрышкой. Иногда между первой и второй камерой вставлялось полотно из брезента или более прочного дорнита — дорожного нетканого полотна, не подверженного гниению и порезам даже на вертикально поставленном сапожном ноже. Однако в эту конструкцию довольно быстро набивалась грязь, которая собиралась на одной стороне колеса, и нарушала балансировку, а также перетирала камеры. Для повышения проходимости камер на них надевались поперечные ремни, которые служили грунтозацепами, а также фиксировали камеру на диске.

По мере увеличения выпуска вездеходов и снегоболотоходов, а также развития относительно массового их производства встал вопрос об изготовлении более продвинутых с технической точки зрения движителей для них.

ОАО «Белшина» пошла по пути доработки камер путем усиления беговой дорожки за счет наклейки дополнительной резиновой полосы. В серийный выпуск были освоены так называемые шинооболочки моделей БелОШ-1, БелОШ-2 и БелОШ-3 диаметром 1300 и 1600 мм. Шины-оболочки широко используются на сельскохозяйственных машинах для внесения удобрений, но тонкая боковина и беговая дорожка шины делает их не совсем пригодными для вездеходов и снегоболотоходов из-за частых проколов.

ООО «НПФ Трэкол» в 1992 году для снегоболотоходов собственного производства разработал бескамерную тонкостенную (с двумя слоями корда) шину с невысокими грунтозацепами размерности 1300х600-533 (21″) (рис. 1а) и диск для нее. Эти разработки защищены патентами [1, 2]. Создание этой шины произвело революцию в изготовлении тонкостенных шин и предрешило путь замены ненадежных камер на достойную заводскую продукцию. Первоначально шина «Трэкол» производилась на ОАО «Днепрошина», а впоследствии производство шины было налажено на заводе ОАО «Волтайр», где и осуществляется в настоящее время.

Несколько позже, в 1996-1997 годах Ассоциация «АРКТИКТРАНС» совместно с ОАО «Ярославский шинный завод» разработала два типа РКО для снегоболотоходов «Арктика» и «Лопасня» собственного производства: шину размерности 1300х480-24″ для движения по снегу (рис. 1б) с низким (8-10мм) рисунком протектора в виде отдельных ромбов 60х60мм и «летнюю» шину размерности 1150х370-20″ (рис. 1в) с рисунком протектора повышенной проходимости в виде самоочищающейся елки. Протектор состоит из пластичных грунтозацепов высотой 20-30 мм. Обе РКО выпускаются в камерном исполнении и для их производства используются прессформы от серийных многослойных шин.

Специально для этих шин был сконструирован диск с разъемными прижимными кольцами, которые плотно прижимают боковину покрышки к поверхности диска и позволяют избежать проскальзывания покрышки и камеры относительно диска при низком внутреннем давлении. Конструкция тонкостенной шины «Арктиктранс» и диск защищены действующими патентами [3,4].

В результате многолетних стендовых и натурных испытаний тонкостенных шин было выявлено, что поведение и эксплуатационные характеристики тонкостенных шин при движении на слабонесущих грунтах заметно зависит от типа рисунка протектора – повышенной проходимости, универсального или отсутствия протектора. Шины с ярко выраженным, направленным рисунком протектора, с грунтозацепами высотой 15-40 мм помимо обеспечения хорошего сцепления с поверхностью без пробуксовок позволяют держать внутреннее давление в шине постоянным, поскольку не требуют увеличения пятна контакта для повышения проходимости. Кроме того, протектор шины не позволяет ей растекаться большим пятном даже при минимальных давлениях. Для таких шин оптимальным эксплуатационным (рабочим) давлением на бездорожье считается 0,25-0,45 атм., а на дорогах с твердым покрытием – 0,5-0,6 атм. Поддержание указанных внутренних давлений гарантирует долгий срок эксплуатации тонкостенных шин.

Шины без ярко выраженного рисунка протектора или вообще без протектора позволяют снижать внутреннее давление до минимума, существенно увеличивая пятно контакта для повышения проходимости. К такому типу шин относится шина «Трэкол», имеющая невысокие грунтозацепы, позволяющие увеличивать пятно контакта при снижении внутреннего давления. По этой причине производитель рекомендует спускать внутреннее давление до 0,07 – 0,1 атм при преодолении участков со слабонесущими грунтами. Однако экспериментальным путем было установлено [5], что при снижении внутреннего давления в шине снижается ее несущая способность, что под нагрузкой ведет к изменению геометрии ее боковины — на нижней части боковины шины образуются продольные складки, которые ведут к усиленному износу шины (т.е. тонкая боковина используется вместо беговой дорожки).

На различные аспекты использования шин «Арктиктранс» и «Трэкол» впервые было обращено внимание в статье А.А. Самойлова [6] в 2003 году. На основании сравнения проходимости снегоболотоходов был сделан вывод о том, что шины с рисунком протектора повышенной проходимости и пластичными грунтозацепами более целесообразно использовать в летний период, так как они практически не буксуют на слабонесущих грунтах, в то время как зимой лучше использовать шины с минимальным рисунком протектора.

Развитие вездеходостроения и появление новых производителей вездеходов и снегоболотоходов ведут к расширению ассортимента предлагаемых тонкостенных шин, появлению новых производителей шин и росту конкуренции в данном сегменте (табл. 1). В последние годы началось активное серийное производство вездеходов на пневматиках сверхнизкого давления в различных городах России: в Нижнем Новгороде — «Кержак» 4х4 и 6х6, «Сивер 4х4», в Тюмени – «Петрович» 4х4 и 6х6, «СКБ-УАЗ» Газстроймашины, в Красноярске – «Барс», в Екатеринбурге – «Аркуда», в Рыбинске – «УНЭКС», в Козельске – «Старатель», в Дедовске – «Атлант» и т.д.

Освоение выпуска РКО (тонкостенных шин) для снегоболотоходов

Таблица 1

Причина распространения вездеходов на пневматиках кроется в экономичности их эксплуатации по сравнению с гусеничными транспортными средствами за счет меньших затрат на топливо и расходные материалы (гусеницы дороже шин в разы), а также более высоких экологических показателях за счет меньших выбросов в атмосферу и сохранения поверхности почвы без повреждений. Последнее объясняется обтеканием шиной сверхнизкого давления препятствий без создания колеи [7].

По мнению Ассоциации «Арктиктранс», для удовлетворения потребностей клиентов в условиях многообразного бездорожья на территории России необходимы тонкостенные шины с различным рисунком протектора. Например, для наиболее востребованной в настоящее время резинокордной оболочки наружным диаметром 1300 мм предлагается 4 различных типа рисунка протектора: для болот и снега — протектор с ненасыщенным рисунком (рис. 2а.), для лесной зоны – протектор с частым насыщенным рисунком (рис 2б), для каменистой местности более желателен протектор, показанный на рис 2в), для глинистых почв – (рис. 2г). Потребитель вправе выбрать любой тип протектора для своих условий бездорожья, а изготовитель обязан обеспечить качество и ходимость каждой шины, гарантировать соблюдение требований, заложенных в ТУ (геометрические и весовые характеристики, морозостойкость, износостойкость, допускаемая максимальная нагрузка и скорость и т.д.).

До недавнего времени тонкостенные шины (РКО) применялись на снегоболотоходах общим весом от 0,8 до 2,5 тн., что определяло максимально допускаемую нагрузку РКО в пределах 300 – 600 кг на колесо. Исключением являлась РКО 1700х750-26″, разработанная на ОАО «Белшина» по заказу Ассоциации «АРКТИКТРАНС» в 2002 году. Допускаемая нагрузка на шину достигает 1500 кг при внутреннем давлении 0,8 атм. Разработка шины велась под руководством В.М. Гущи. До сих пор это единственная тонкостенная шина, имеющая радиальное расположение нитей каркаса. Для изготовления этой шины потребовалось несколько раз переделывать прессформу, менять высоту грунтозацепов, саму конструкцию шины, проводить стендовые и натурные испытания. Доводка шины перед серийным производством заняла несколько лет. Шина была разработана и запущена в производство для использования на грузовом снегоболотоходе Ассоциации «Арктиктранс» «Мамонтенок».

За время существования Ассоциации было выпущено 20 вездеходов «Мамонтенок», один из которых был приобретен компанией «Алмазы Анабара» для решения транспортных вопросов на севере Якутии в качестве альтернативы транспортному вертолету, стоимость услуг на который возросла многократно. Единственным опасением покупателей была каменистая поверхность, на которой предполагалось использовать машину – так называемая вскрыша, состоящая из крупных камней пустой породы с острыми краями, которые образуются при взрывах. Благодаря эластичности шины, обтекающей при движении препятствие, комплект из 4 шин, установленных на вездеход, прослужил без повреждений 4 года, пройдя более 20 тысяч километров. В этих условиях гусеничный вездеход ГАЗ-71 сменил бы не менее 5-ти комплектов резино-металлических гусениц стоимостью 1 500 000 рублей, в то время как комплект 4-х шин 1700х750-26″ стоил 100 000 рублей (цены 2006 года). Из этого следует, что использование тонкостенной шины в качестве движителя в 15 раз эффективнее, чем гусеницы. Кроме того, при одинаковых двигателях Д-243 гусеничный вездеход расходовал бы в 2,5 раза больше горючего, чем снегоболотоход «Мамонтенок».

В настоящее время на базе шины 1700х750-26″ создаются и выпускаются грузовые снегоболотоходы «Сивер», «Александра», «Мамонтенок». Несущая способность шины повышена до 1750 кг.

Успешная эксплуатация 3-х слойной шины 1700х750-26″ натолкнула специалистов Ассоциации «Арктиктранс» на мысль о разработке тонкостенной шины для повышения проходимости грузовых серийных автомобилей типа ГАЗ 66. Такая шина должна была отвечать следующим требованиям – иметь небольшой (не более 1,2 м) наружный диаметр, широкую беговую дорожку и высокую несущую способность.

В 2008-2009 годах Ассоциация «Арктиктранс» совместно с ОАО «Белшина» разработала шину 1150х620-22,5″ для применения на грузовых серийных автомобилях повышенной проходимости типа ГАЗ-66, ЗИЛ, УРАЛ, (рис. 3), а также диск для нее. Несущая способность новой шины в зависимости от внутреннего давления колеблется от 2000 до 3000 кг, что позволяет устанавливать ее даже на тяжелые грузовые автомобили типа Урал и ЗиЛ. Ширина беговой дорожки шины и рисунок протектора повышенной проходимости с развитыми грунтозацепами позволяет существенно повысить проходимость грузовых автомобилей на слабонесущих грунтах в условиях бездорожья (болото, снег, песок). При стендовых испытаниях шина прошла более 21000 км без видимых разрушений, после чего испытания были остановлены. Эксплуатация шины показала ее эффективность при использовании как в зимних, так и в летних условиях.

Зависимость несущей способности РКО 1150х620-22,5″от изменения внутреннего давления

Таблица 2

Безусловно, тонкостенные шины не являются массовой шинной продукцией, их использование узконаправленно и ограничено выполнением конкретных задач. Но, несомненно, в последнее время произошел значительный рывок в первоначальных представлениях о конструировании РКО, их эксплуатационных возможностях, и, что самое главное, создание на этой основе новых транспортных средств и прицепов для перевозки грузов, что особенно актуально для нашей державы с огромными территориями бездорожья. Более того, каждодневная эксплуатация тонкостенных шин, их стендовые и натурные испытания открывают множество возможностей для более широкого использования тонкостенных шин не только на вездеходах и снегоболотоходах, но и на сельскохозяйственной технике.

По сути, производство тонкостенных шин является инновационной технологией, не имеющей в настоящее время аналогов за рубежом.

Литература:

  1. Патент № 2005083 от 28.12.1991 «Бескамерная пневматическая шина»
  2. Патент № 2089403 от 30.05.1995 «Колесо транспортного средства»
  3. Патент № 50470 от 10.12.2004 «Покрышка пневматической шины для снегоболотохода».
  4. Патент № 47292 от 10.12.2004 «Колесо для пневматической шины сверзнизкого давления в камерном исполнении».
  5. Шапиро В.Я., Дмитриев В.Н., Годжиев Э.А и др. «Исследование шин сверхнизкого давления для снегоболотоходов». Труды НАМИ . Сборник № 241, стр. 123-131.
  6. Самойлов А.А. «Дуэль непремиримых». Коммерческий транспорт, 2003, № 1, стр. 78-83
  7. Князьков В.Н., Шапиро В.Я. «Эти неприкаянные пневматики. Техника молодежи, 1988, № 11, стр.12-14.

Список рисунков.

Your browser may not support display of this image. Рис. 1. Рисунки протектора тонкостенных шин.

а – Трэкол 1300х600-21″

Для чего нужны шины низкого давления и в чём их преимущества

б – Арктиктранс 1150х370-20″

 Для чего нужны шины низкого давления и в чём их преимущества

в – Арктиктранс 1300х480-24″

Для чего нужны шины низкого давления и в чём их преимущества

Рис. 2. Тонкостенные шины Ассоциации «Арктиктранс» наружным диаметром 1300 мм с различным рисунком протектора.

Для чего нужны шины низкого давления и в чём их преимущества

а – 1300х700-24 ″ и 1300х700-21″ для болот и снега

б — 1300х560-20″ для лесной зоны 

Для чего нужны шины низкого давления и в чём их преимущества

в – 1300х530-21″ для каменистой поверхности

Для чего нужны шины низкого давления и в чём их преимущества

г — 1310×490-20” для глинистой почвы

Для чего нужны шины низкого давления и в чём их преимущества

Рис. 3. Тонкостенная шина (РКО) 1150х620-22,5″ для грузовых автомобилей.

Для чего нужны шины низкого давления и в чём их преимущества

Обзор внедорожных покрышек, доступных на отечественном рынке

Говорят, что успешное передвижение по бездорожью наполовину зависит от выбранных шин. До недавнего времени резину для внедорожников делили на три категории. Первая – АТ, All-Terrain, универсальная, пригодная для движения по асфальту и вне его в условной пропорции 50/50. Вторая – МТ, Mud-Terrаin, где пропорция смещена в сторону бездорожья до 80 процентов.

Третьими были разного рода тракторные, специальные и прочие сельскохозяйственные покрышки… Теперь к этой классификации добавились еще и шины, решительно прозванные экстремальными. Мы не можем обойти это нововведение и, опустив в обзоре резину АТ, расскажем об экстремальной и Mud-Terrain.

Экстремальные шины бывают радиальной и диагональной конструкции, а по рисунку делятся на шины с направленным рисунком типа «елочка» и с ненаправленным, симметричным рисунком.

Стоит выделить шины, у которых нет центральной части беговой дорожки протектора либо она состоит из отдельных шашек. Они лучше очищаются, но хуже ведут себя на асфальте.

Шины диагональной конструкции самые «дубовые». Для того чтобы получить «эффект гусеницы» при сбросе давления, нужен достаточно тяжелый автомобиль. Зато они самые прочные и выносливые, отлично работают на камнях, особенно там, где эти камни острые.

Ненаправленный рисунок более универсальный и одинаково тянет независимо от направления вращения. Чтобы добиться подобного эффекта, владельцы резины с направленным рисунком протектора ставят пару шин на одну из осей «елочкой» назад.

Предполагается, что одна ось лучше будет тянуть назад, а другая вперед…

В России шин с экстремальным рисунком довольно много, почти все они на слуху и неплохо себя зарекомендовали.

РЕЗИНА MUD-TERRAINСамая популярная категория внедорожной резины, хорошо работающая в большинстве условий.

Выпускается почти всеми крупными производителями, но постепенно становится интересна более специализированным компаниям. Лидерами выпуска по-прежнему являются американцы.

Им на пятки наступают японцы и корейцы, ну и наши вполне себе в лидерах, по крайней мере в отношении цена/свойства…

ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯКолесные цепи – предмет спорный, но полезный. Если вы большую часть времени перемещаетесь по асфальту и грязному проселку, то грязевая резина вам не очень нужна. Однако если вас позвали на офф-роуд-фестиваль в болоте, или до дачи вам полкилометра месить грязь по лесной дороге, то пара цепей в багажнике не помешает.

Ну а если дело происходит зимой, так и подавно. Грязевая резина в зимний период – безусловное зло. Зимние шины и цепи – отличное сочетание. Но с педалью газа надо обращаться аккуратно и лопату не забыть. Сложности с цепями бывают при надевании, когда вы уже застряли, и при движении по дорогам с твердым покрытием. Разумному водителю это не мешает.

То есть цепям – да!

Особенности колес низкого давления

Главной отличительной чертой пневматиков является, как нетрудно догадаться, пониженное давление внутри шины. Чтобы справиться с высокой нагрузкой радиус такого колеса значительно больше, нежели обычного дорожного. Наружный диаметр может доходить до метра и более.

Благодаря этому сильно увеличивается площадь пятна контакта, из-за чего автомобиль оказывает меньшее давление на грунт. Этот принцип используется также в гусеничной технике, которая обязана своей проходимостью, в первую очередь, именно малому давлению на грунт.

Во время движения вездеход на пневматиках оказывает давление на грунт, соизмеримый с ногой человека, а то и меньше. Благодаря этому шина не проваливается в грязь и снег и как-бы огибает все неровности поверхности, за счет чего создается отличное сцепление.

Многие вездеходы на таких колесах и почти все каракаты (легкие транспортные средства обычно на базе мотоцикла или полностью самодельные) способны передвигаться по любой поверхности (болоту, снежной целине) и плавать как за счет вращения колес, так и с помощью установленного лодочного мотора.

racer-forester
Китайский эндуро Racer Forester

Колеса низкого давления могут устанавливаться на внедорожную технику как производителем, так с владельцем. Подобные приспособления используются на автомобилях (вездеходы ТРЭКОЛ, например), квадроциклах и мотоциклах (Racer Forester, на фото). Большинство самодельных и серийно выпускаемых вездеходов использует в качестве движителя либо гусеницу, либо шины низкого давления.

Некоторые владельцы внедорожников оснащают свои автомобили этими устройствами, желая получить снегоход на шинах низкого давления, способный передвигаться в любое время года по любой поверхности. Несмотря на кажущуюся простоту установка пневматиков на автомобиль — довольно сложная задача. Рассмотрим основные моменты.

Отличительные черты вездеходов

Транспортное средство повышенной проходимости должно обладать рядом обязательных характеристик:

  • крепкий кузов;
  • достаточная мощность двигателя;
  • приспособленность его подвески к условиям плохих дорог;
  • подходящие шины.

Также важны наличие большого багажника и возможность установки дополнительного оборудования.

Невозможно создать транспортное средство, идеально подходящее для любых нужд.

Ради увеличения проходимости конструкторам приходится жертвовать другими характеристиками, в том числе скоростными показателями, экономичностью и комфортом пассажиров.

Но и внутри вездеходов существует своя градация: какая-то техника подходит для пересечения водных преград, а другая — предназначена для пересечения по суше.

Универсальность — это всегда компромисс в ущерб функциональности вездехода. Если главная задача техники, например, состоит в преодолении водоемов, нужно покупать амфибию, а не универсальный аппарат. В остальных же случаях лучше выбрать модель, предназначенную для езды по суше.

Важнейший элемент вездехода — его колеса. Они не должны грузнуть в земле, иначе транспортное средство застрянет. По этой причине вездеходы оснащают шинами низкого давления.

Особенность таких колес состоит в значительном объеме воздушных камер, благодаря чему повышается плавучесть и улучшаются амортизирующие качества. Низкое давление способствует созданию большей площади опоры на грунт.

На утилитарных вездеходах используют шины со специальными грязевыми протекторами (так называемую елочку).

Колеса вездехода должны быть надежными, так как постоянно сталкиваются с камнями, корягами и ямами. Шины низкого давления уменьшают риск проколов. Оборотная сторона такой конструкции шин — уменьшение максимальной скорости транспортного средства.

Шины бывают универсальными и специализированными. Последние оснащены грунтозацепами, помогающими справиться с бездорожьем. Также существуют специальные шины для преодоления водных препятствий, для болотоходов и снегоходов.

Немаловажное качество вездехода — вместимость. Очень удобно, когда есть возможность перевозить сразу несколько человек.

Однако чем больше вместимость, тем тяжелее будет вездеход, и тем больше он станет потреблять топлива.

Выбор зависит от потребностей покупателя: для егеря подойдет машина с 1-2 сиденьями, а для поездок на охоту или на рыбалку с компанией понадобится более вместительный вездеход.

Процесс создания шин низкого давления

Чтобы изготовить шины с низким давлением на УАЗ, каракат или Ниву, нужно создать саму покрышку, а также крепкое основание из металла, чтобы на него ее прикрепить.

Для самостоятельного создания ободрышей понадобятся:

  1. Основной материал — старые покрышки для грузового транспорта типа Газа-66, Краза 255 (шины ВИ-3), ЗИЛа 131. Также прекрасно подойдут шины с вертолетов, тракторов и небольших самолетов. Если у покрышек «пожеванная» внутренняя часть, использовать их не стоит. В такой резине может образоваться дыра после того, как будет снят верхний слой. В результате их придется попросту выбросить.
  2. Шило, нож (строительный), набор лезвий и точило для их правки. Соприкасаясь с прочными грузовыми покрышками лезвия быстро тупятся и становятся непригодными, так что одним обойтись не получится.
  3. Специальный шаблон из тонкого стального листа или картона поплотнее, а также мелок или маркер для обводки шаблона.
  4. Зажимы (максимально прочные). Лучше всего подойдут те, которыми рихтовщики зажимают кузова покореженного автотранспорта, когда пытаются их выровнять. Для обдирания шин подойдет и стандартная струбцина, но понадобится максимальная аккуратность. Можно орудовать рабочий процесс и обычными кусачками.
  5. Лебедка (автоматическая или ручная) и трос, чтобы натягивать ту часть протектора, которую будем отрезать. Натягивать ее можно и ручным редуктором.

Также может понадобиться молоток (для рихтовки).

Чтобы сделать ободрыши, большие шины нужно будет освободить от лишней резины на протекторе и боковых частях (боковинах). Также необходимо удалить посадочные сердечники и основание корда (внутренний защитный слой покрышки).

Сперва:

  • шину тщательно очищаем от всей грязи, а затем сушим;
  • используя шаблон, маркером или мелком по всей окружности колеса создаем рисунок протектора (таким, каким он станет после того, как часть ненужной резины будет убрана).

Далее:

  1. По внутреннему периметру шины делаем надрез, чтобы избавиться от проволоки. Надрез лучше делать строительным ножом. Он удобен тем, что на нем можно выставлять длину лезвия.
  2. В районе надреза маркером размечаем прямоугольники и начинаем их вырезать.
  3. Через образовавшиеся отверстия в шине сможем увидеть проволоку, от которой и будем избавляться.
  4. Фиксируем покрышку железным стержнем, чтобы не сдвигалась, и поддеваем проволоку крюком, лебедкой с шины убираем. Убрать ее можно и отверткой, но для этого понадобится немало усилий.

Теперь начинаем шину обдирать:

  • по периметру нарисованной нами окружности протектора делаем надрезы, немного заглубляемся в прорезиненную основу корда;
  • с использованием клещей образовавшееся отверстие фиксируем;
  • резину, которая отслоилась, с помощью лебедки тянем и обдираем.

Чтобы дело шло легче и быстрее, подрезаем ее ножом.

Далее просто:

  • постепенно сдираем ненужные слои резины и корда с поверхности протектора и боков, пока не останется один каркас;
  • чистим поверхность с помощью наждачки (если понадобится, рихтуем молотком).

Камера для будущего колеса готова.

Теперь:

  1. Создаем новый шинный каркас. Свариваем колесные диски с пластинами. Колесные диски с низким давлением также можно создать самому. Для этого подойдет самый заурядный таз из алюминия и пожарный шланг (для крепления).
  2. Шлифуем каркас.
  3. Надеваем камеру-ободрыш на каркас.

Покрышку качаем и можем устанавливать на наш автомобиль.

Самодельный вездеход переломка на ободрышах

Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг» сегодня мы с Вами рассмотрим пошаговый процесс сборки вездехода переломки на ободрышах Александра Мурашова. Видео испытаний и фото сборки прилагается. Данный вездеход имеет две полурамы соединенные между собой поворотным кулаком с переднего моста от УАЗа, приводится в действие от рулевого управления ВАЗ.

Полурамы сварены из профтрубы квадратного сечения, задняя часть рамы имеет конусную форму сужающуюся к месту соединения с поворотным кулаком -то необходимо для увеличения угла поворота. Данная компоновка рамы заимствована у трактора Т-150, тоесть принцип работы перелома.

Двигатель установлен от Отечественного автомобиля ОКА 0,7 л 33 л/с Коробка и мосты ВАЗ, колеса ободрыши , колесные диски ВАЗ доработанные под внутренний диаметр колеса, дополнительно сделана защита соска камеры. Карданные валы укорочены и подогнаны.

Дополнительно сделана облегченная кабина и кунг из профтрубы, кунг обтянут банером.

Материалы

  1. ДВС ОКА 0.7 33 л/с
  2. Мост ВАЗ 2 шт
  3. проф-труба
  4. КПП ВАЗ
  5. колеса ободрыши
  6. поворотный кулак УАЗ
  7. отделочные материалы: алюминиевый лист, поликарбонат, баннер.

Инструменты

  1. сварочный инвертор
  2. УШМ (болгарка)
  3. дрель
  4. набор гаечных ключей
  5. измерительный инструмент
  6. умелые руки)

Пошаговые фото сборки вездехода своими руками."Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Рама сварена из проф-трубы, перед вами передняя ее часть на которую в дальнейшем будет установлен двигатель.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Задняя часть рамы.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Место крепления моста к раме.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Примерка моста.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Колесные диски установлены на ступицы моста.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

КПП

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Две полурамы соединены между собой поворотным кулаком от переднего моста УАЗ.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Тормозная система.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Укорачивание карданных валов вездехода.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Поворотный кулак УАЗ

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Обратите ВНИМАНИЕ. Рычаг переварен в прямое положение.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Соединение укороченных карданных валов с мостом. Обратите Внимание! Что крутящий момент передается прямо через поворотный кулак.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Установлен двигатель от автомобиля ОКА 0,7 л 33 л/с

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Угол поворота одной части рамы относительно другой.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Изготовление колесных дисков вездехода.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Обод.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Обдирка шин.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Обратите ВНИМАНИЕ! Сосок камеры надежно защищен!

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Установлено рулевое управление и панель приборов.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Изготовление кузова и кунга вездехода.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Облегченная кабина отделывается поликарбонатом.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Облицовка листовым алюминием.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Двигатель и подключение электропроводки.

"Нива" на шинах низкого давления: описание, характеристики, особенности

Видео с испытаний вездехода.

Шины interco iroc

Шины с разделенными центральными шашками протектора позиционируются Interco как предназначенные прежде всего для грязи и снега, а уж после для камней. Есть шины диагональные и радиальные. Отдельная серия ND отличается ненаправленным рисунком и в большей степени предназначена для умеренно подготовленных автомобилей и экспедиционных нужд.

Размерность Iroc стандартна для производителя. Серия ND ограничена размерностью LT315/70R17, то есть что-то около 34,5 дюйма.

Цена на Iroc 37×14.00-16LT составляет около 25 000 руб., за Iroc ND 235/85R16 (32 дюйма) – 6000 руб.

У этой диагональной малайзийской шины есть прозвище – «фреза». По своей способности закапываться она может поспорить даже с Bogger. Для умелого джипера это свойство находка в глинистой колее, поскольку там, где другие соскальзывают при попытке выехать, МТ117 просто прогрызает себе собственный выход.

Довольно жесткая и шумная на асфальте. Ее необоснованно называют копией Simex Extreme Trekker… Рисунки похожи, но у Silverstone шашки более агрессивные и разнесены заметно шире. Кроме того, они явно легче. Следует обратить внимание на то, что реальный диаметр МТ117 меньше заявленного в размерности.

Таблица размеров не слишком велика – с 31×10.50-15LT до 35×11.50-16LT. Стоимость самой популярной 33×10.50-15LT составляет 15 000 руб. за шину.

Диагональные, бескамерные шины с направленным рисунком протектора из Малайзии. Фактически это продукт знаменитого трофи-рейда Rainforest Challenge, производимый на местном заводе Dunlop. Шины быстро стали популярными в России из-за хорошего соотношения цены и проходимости.

Прочные и эластичные, они отлично ведут себя и на твердом, и на слабонесущем покрытии, не слишком шумные на асфальте. Однако быстро дубеют на морозе. Выпускаются с двумя и тремя шашками центральной дорожки, соответственно в индексе имеют цифру 2 или 3. Размерности – от 27/9.5-15 до 36/12.5-16.

Стоимость в России за 35×12.5R15 – примерно 15 000 руб.

Американская резина для рок-кроулинга. Выпускается как диагональная, так и радиальная. Обладает несколькими уникальными решениями. Шашки протектора разного размера и с разными промежутками, что позволяет шине хорошо самоочищаться и не дает замыливаться грунтом.

Расположение и форма шашек делают шину еще и сравнительно тихой на асфальте. Пользователи говорят и о неплохом ресурсе. Шина неприменима на зимней дороге, поскольку совершенно не держит лед. Очень развитые плечевые и боковые части протектора отлично работают на давлении ниже 0,5 атм.

Кроме того, они очень устойчивы к разрывам боковины и вообще к проколам.

Размерность начинается от недетских 35×12.50R15LT и заканчивается 41.5X13.50R20LT. Стоимость 37×12.50R15LT в России составляет от 25 000 руб. за колесо.

Диагональная тракторная шина размерностью 12.4L-16 Бобруйского шинного комбината. Вот уж действительно легендарная резина, проходимая настолько, что до появления Bogger и подобных была попросту запрещена на многих соревнованиях.

Нынешняя версия – это своего рода рестайлинг первого поколения. Классическая «елочка» с протектором глубиной 25 мм и восемью слоями корда. Довольно мягкая боковина отлично плющится даже резаным тентованным «УАЗом».

Купить эту модель бывает непросто, объем ее выпуска невелик. Стоимость – около 10 000 руб. за колесо, в Белоруссии можно найти в полтора раза дешевле. Главный недостаток – индекс скорости. В Белоруссии это индекс В, то есть до 50 км/ч, в России – А6, то есть до 30 км/ч.

Разогнаться-то можно и сильнее, но вот тормозить, особенно на мокром, эта шина совсем не умеет…

Шина с направленным рисунком. Ее предшественницей была одна из первых гражданских шин с рисунком «елочка».

Baja была популярна в начале 90-х больше за свой эффектный вид… Новая версия получила более агрессивный рисунок протектора и развитые шашки на боковинах.

Шина отлично работает на песке и в глине, неплохо очищается под газом и хорошо держит скорость на асфальте. Есть радиальные и диагональные версии.

Очень обширная линейка типоразмеров – от 31×10.5R15 до 40х13.50R20LT. Шина 35х12.50R15LT стоит примерно 25 000 руб.

Шина Алтайского шинного комбината, диагональная. Настоящая находка для небогатого джипера. Фактически это копия Simex Extreme Trekker, но вдвое, а теперь и втрое дешевле – правда, несколько дубовее и тяжелее. Хорошо работает в колее, на глине, плохо плющится под легкими внедорожниками. Скажем, на «Ниве» приходится стравливать практически весь воздух.

Шины низкого давления на уаз: для чего нужны, какими плюсами и минусами обладают? особенности, функции и виды

Для чего нужны шины низкого давления и в чём их преимущества 
Автомобили УАЗ по праву считаются лучшими из отечественных транспортных средств в плане проходимости по бездорожью, и в некоторых отдаленных регионах такие машины становятся просто незаменимы из-за плохого состояния дорог. Даже изначальные характеристики автомобиля дают ему повышенную проходимость, а различные модификации еще сильнее повышают этот показатель.

{banner_adsensetext}
Таким образом, шины (колеса) низкого давления — это элемент ходовой части той или иной модели автомобиля, которые предназначены для внедорожного применения, то есть езды по бездорожью. Отличительные особенности подобных шин заключаются в большом объеме воздушных камер, благодаря чему обеспечивается плавучесть и значительно улучшаются амортизирующие свойства. В свою очередь, низкое давление в шинах требуется для увеличения площади опоры на снег, грунт или другую поверхность. На сегодняшний день самыми распространенными видами протектора покрышек низкого давления являются: грязевая, она же «ёлочка» и спортивная, она же «шашечки».

шины низкого давления на уаз, уаз, уаз хантер, уаз шины, для чего нужны, шины низкого давления, уаз патриот, uaz patriot, для уаза, для уаз патриот, видео, плюсы, минусы, установка шин на уаз, уаз патриот на шинах низкого давления, преимущества, недостатки, шина низкого давления на патриот, шины, достоинства, фото, размеры колес, уаз 469, клиренс, покрышки, преимущества шин низкого давления, виды шин низкого давления, уаз 409
А теперь вернемся к самому популярному внедорожнику в России — УАЗу. Одним из популярных способов повышения проходимости автомобилей УАЗ является замена стандартных покрышек, шинами низкого давления. 

шины низкого давления на уаз, уаз, уаз хантер, уаз шины, для чего нужны, шины низкого давления, уаз патриот, uaz patriot, для уаза, для уаз патриот, видео, плюсы, минусы, установка шин на уаз, уаз патриот на шинах низкого давления, преимущества, недостатки, шина низкого давления на патриот, шины, достоинства, фото, размеры колес, уаз 469, клиренс, покрышки, преимущества шин низкого давления, виды шин низкого давления, уаз 409
{banner_reczagyand}
Что дает подобная модификация автопокрышек?
Шины низкого давления обладают рядом плюсов по сравнению с обычными шинами, и в первую очередь к ним можно отнести повышение проходимости автомобиля, вызванное тем, что подобные покрышки имеют большую площадь контакта с дорожным покрытием.

шины низкого давления на уаз, уаз, уаз хантер, уаз шины, для чего нужны, шины низкого давления, уаз патриот, uaz patriot, для уаза, для уаз патриот, видео, плюсы, минусы, установка шин на уаз, уаз патриот на шинах низкого давления, преимущества, недостатки, шина низкого давления на патриот, шины, достоинства, фото, размеры колес, уаз 469, клиренс, покрышки, преимущества шин низкого давления, виды шин низкого давления, уаз 409
Кроме того, шины низкого давления, из-за увеличенного размера, заметно повышают клиренс автомобиля, благодаря чему он гораздо легче преодолевает участки пути с ухабами и колеями. Колеса низкого давления позволяют относительно легко преодолевать, как каменистые участки пути, так и мягкий грунт.

шины низкого давления на уаз, уаз, уаз хантер, уаз шины, для чего нужны, шины низкого давления, уаз патриот, uaz patriot, для уаза, для уаз патриот, видео, плюсы, минусы, установка шин на уаз, уаз патриот на шинах низкого давления, преимущества, недостатки, шина низкого давления на патриот, шины, достоинства, фото, размеры колес, уаз 469, клиренс, покрышки, преимущества шин низкого давления, виды шин низкого давления, уаз 409
Как можно понять из названия рассматриваемых шин, достигаются вышеописанные результаты за счет особой конструкции данных покрышек, которая позволяет накачивать их воздухом с меньшим давлением, чем обычные колеса.

шины низкого давления на уаз, уаз, уаз хантер, уаз шины, для чего нужны, шины низкого давления, уаз патриот, uaz patriot, для уаза, для уаз патриот, видео, плюсы, минусы, установка шин на уаз, уаз патриот на шинах низкого давления, преимущества, недостатки, шина низкого давления на патриот, шины, достоинства, фото, размеры колес, уаз 469, клиренс, покрышки, преимущества шин низкого давления, виды шин низкого давления, уаз 409
Из недостатков шин низкого давленияможно выделить: необходимость существенной доработки автомобиля под новые покрышки; снижение общей надежности и ресурса некоторых узлов транспортного средства; изменение центра тяжести, то есть возрастает риск опрокидывания машины при заходе в поворот; увеличение потребления топлива; ухудшение характеристик на твердом покрытии (появляется шум, вибрация, ускоренный износ), а также возможны проблемы с прохождением техосмотра.

шины низкого давления на уаз, уаз, уаз хантер, уаз шины, для чего нужны, шины низкого давления, уаз патриот, uaz patriot, для уаза, для уаз патриот, видео, плюсы, минусы, установка шин на уаз, уаз патриот на шинах низкого давления, преимущества, недостатки, шина низкого давления на патриот, шины, достоинства, фото, размеры колес, уаз 469, клиренс, покрышки, преимущества шин низкого давления, виды шин низкого давления, уаз 409
Справочно заметим, что изначально шины низкого давления разрабатывались для использования автомобилей в условиях бездорожья для военных и научных целей – патрулирования ухабистых или болотистых территорий, особенно в северных регионах, геологических исследований, сбора материалов и образцов из труднодоступных мест. Позднее подобные шины стали устанавливать и обычные автолюбители, просто чтобы улучшить характеристики своего транспортного средства для его использования в сложных дорожных условиях.

шины низкого давления на уаз, уаз, уаз хантер, уаз шины, для чего нужны, шины низкого давления, уаз патриот, uaz patriot, для уаза, для уаз патриот, видео, плюсы, минусы, установка шин на уаз, уаз патриот на шинах низкого давления, преимущества, недостатки, шина низкого давления на патриот, шины, достоинства, фото, размеры колес, уаз 469, клиренс, покрышки, преимущества шин низкого давления, виды шин низкого давления, уаз 409
Конечно, шины с низким давлением для автомобилей УАЗ имеют и еще определенные недочеты в процессе эксплуатации, к которым можно отнести снижение возможной скорости передвижения автомобиля, а также уменьшение его устойчивости из-за увеличения дорожного просвета и некоторых других сопутствующих изменений в характеристиках и строении. Правда еще более серьезным минусом покрышек с низким давлением по мнению автоспециалистов, считается ускоренный износ трансмиссии и некоторых элементов подвески из-за постоянного влияния повышенных нагрузок на данные узлы.

шины низкого давления на уаз, уаз, уаз хантер, уаз шины, для чего нужны, шины низкого давления, уаз патриот, uaz patriot, для уаза, для уаз патриот, видео, плюсы, минусы, установка шин на уаз, уаз патриот на шинах низкого давления, преимущества, недостатки, шина низкого давления на патриот, шины, достоинства, фото, размеры колес, уаз 469, клиренс, покрышки, преимущества шин низкого давления, виды шин низкого давления, уаз 409
Как правильно пользоваться шинами низкого давления?
Для того, чтобы пользоваться шинами низкого давления, недостаточно просто поставить их вместо стандартных шин, так как для их установки понадобятся модификации сразу нескольких узлов автомобиля – кузова, мостов и коробки переключения передач.

шины низкого давления на уаз, уаз, уаз хантер, уаз шины, для чего нужны, шины низкого давления, уаз патриот, uaz patriot, для уаза, для уаз патриот, видео, плюсы, минусы, установка шин на уаз, уаз патриот на шинах низкого давления, преимущества, недостатки, шина низкого давления на патриот, шины, достоинства, фото, размеры колес, уаз 469, клиренс, покрышки, преимущества шин низкого давления, виды шин низкого давления, уаз 409
Как правило, все вышеперечисленные изменения влекут за собой серьезные финансовые вложения, и по времени займут далеко не один день, но для тех автолюбителей, кто все-таки решился на подобную модификацию своего автомобиля, бездорожье перестанет быть, чем-то сложным и пугающим.

Видео: «УАЗ Патриот на шинах низкого давления: плюсы и минусы«
В заключении добавим, что покрышки низкого и сверхнизкого давления завоевывают с каждым днем все больше верных поклонников полного бездорожья. Шины низкого давления позволяют автовладельцу превратить свою машину в полноценный вездеход, который будет не уступать, а в чем-то даже и на порядок превосходить некоторые гусеничные модели. При этом общие затраты на постройку такого вездехода на базе УАЗа, будут значительно ниже, чем приобретение гусеничной машины.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ. ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.

А еще интересно:  ШИНА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТРЭКОЛ 1600*700-635
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *