Нива может выиграть ралли Дакар

Димон
17 февраля 2020 00:01

Старая добрая «Нива» хорошо известна во многих странах мира — машины до сих пор продаются на рынках стран Европы, Южной Америки, Ближнего Востока. А в восьмидесятых годах гонщики на советских внедорожниках едва не покорили легендарное ралли Париж–Дакар.

Нива может выиграть ралли Дакар

Сегодня побеждай, завтра продавай

Жил-был во Франции бизнесмен Жан Пок. Он занимался продажей «Москвичей» и «Шкод», его бизнес рос и развивался. А когда «Москвич-412» удачно выступил на ралли «Лондон — Сидней» и «Лондон — Мехико», интерес к советским машинам стал ещё выше. И тогда Пок понял, что успешное выступление в гонках может быть отличной рекламой.

Нива может выиграть ралли Дакар

Вскоре в автосалонах Пока появился новый советский автомобиль — внедорожник ВАЗ-2121, он же «Лада Нива»: компактный внедорожник с постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала, понижающей передачей по скромной цене.

Нива может выиграть ралли Дакар

По сути, в руках у Пока оказался алмаз, который требовал лишь тщательной огранки в виде соответствующей рекламы. Но чтобы она сработала, необходимо было показать автомобиль во всей красе — в полевых условиях. На ловца, как известно, и зверь бежит. В 1978 году французский мотогонщик Тьерри Сабин провернул большое дело — организовал ралли, аналогов которому на тот момент не существовало: гонку от Парижа до Дакара, столицы африканского государства Сенегал.

Нива может выиграть ралли Дакар

Первый Дакар

На первое ралли заявилось сто семьдесят экипажей, в том числе пять участников на «Нивах». Интересно вот что: экипажи на «Ладах» выступали в частном порядке, не представляя ни Францию, ни Советский Союз. Гонщики сами купили автомобили, при этом никто из них не стал серьезно внедряться в заводские характеристики машин и менять их. Естественно они не смогли обойтись без усиленной подвески, дополнительной защиты днища и каркаса безопасности, но на этом модернизация машины и была закончена. Не тронули французы стандартный мотор на 80 «лошадок», посчитав его вполне пригодным для преодоления десяти тысяч километров в экстремальных условиях.

Нива может выиграть ралли Дакар

Понятно, что советские машины изначально считались аутсайдерами. О них мало кто знал, а конкуренцию им составляли серьезно подготовленные автомобили. До финиша добрались лишь две «Нивы»: одна финишировала на 28-м месте, другая — на 42-м месте. При этом нужно уточнить, что в первой гонке транспортные средства не делились по классам, а участвовали общим скопом, поэтому в числе лучших были, в основном, мотоциклы и грузовики.

Нива может выиграть ралли Дакар

Наиболее удачно выступившая «Нива» нашла новых хозяев прямо в Дакаре. А второй «проходимец» вернулся во Францию, причем транспортировку автомобиля оплатил как раз Жак Пок, а экипаж этой машины — Кристиан Дюбоск и Пьер-Эммануэль Фрусса — подробно рассказал ему о поведении автомобиля на разных участках гонки.

Новые попытки

Проанализировав полученные сведения, Жак Пок понял, что «Нивы» могут выступить в ралли куда лучше, если их как следует подготовить к гонке. Эта идея стала для француза навязчивой, и он стал делать машину для участия в Дакаре 1980 года. Мастера выжали из штатного силового агрегата 110 «лошадок», а за руль внедорожника сел профессиональный гонщик Жан-Клод Бриавуан. Кроме машины, выставленной Поком, в гонке приняли участие еще несколько экипажей на «Нивах».

А еще интересно:  Как используется биофунгицид? Что это такое?

Нива может выиграть ралли Дакар

Гонка 1980 года сложилась для французского бизнесмена неудачно. Бриавуан поначалу ехал неплохо, но в Алжире сошел с дистанции из-за серьезной поломки. Лучшим результатом для «Нивы» стало 19-е место.

Пок не опустил руки и принялся готовиться к следующему соревнованию. Самое важное изменение затронуло сердце автомобиля. На «Дакар-81» француз выставил «Ниву» с модернизированным силовым агрегатом, который выдавал 140 л. при рабочем объеме 1,8 литра.

Нива может выиграть ралли Дакар

Но невезение буквально преследовало Пока и его гонщиков. Сначала Бриавуан заблудился в пустыне, а когда он все-таки сумел отыскать дорогу, в машине закончился бензин. После этого он умудрился проколоть несколько колес. А под финиш, когда Бриавуан, преодолев многочисленные трудности, сумел приблизиться к лидеру, у «Нивы» потек радиатор. В итоге — третье место. Естественно, для советского автомобиля это был феноменальный успех, но осадок от упущенной победы у Пока остался.

Нива может выиграть ралли Дакар

Почти победа

Очередной «Париж-Дакар», состоявшийся в 1982 году, не обошелся без участия машины упрямого француза. Надо сказать, что те соревнования стали рекордными по количеству заявленных «Нив» — на старт вышло аж два десятка машин!
Всё тот же Жан-Клод Бриавуан превзошёл свой предыдущий результат, финишировав на втором месте! Впереди оказался только Клод Марро на Renault 20 Turbo.

Нива может выиграть ралли Дакар

Для следующей гонки на «Ниву» поставили 2,4-литровый двигатель Simca, выдававший 200 л. Кроме этого, металлические двери, капот и крышу у «Нивы» заменили на более легкие, стеклопластиковые. На эти соревнования Пок выставил сразу три своих экипажа, причем один из них был женским. Кроме этого, за всеми машинами теперь должна была следовать «техничка», которая помогла бы сэкономить драгоценное время в случае ремонта.

Нива может выиграть ралли Дакар

Но и эта гонка показала не принесла команде Пока победы. Первым сошел с дистанции женский экипаж: на сложном отрезке у машины «умерла» электрика, и восстановить её было невозможно. Не заладилось дело и у Бриавуана — он занял лишь 36-е место. А вот Андре Тросса вполне мог бы стать победителем гонки, но уступил первое место бывшему гонщику Формулы-1 Жаки Иксу на внедорожнике Mercedes-Benz 280 GE.

Финиш

На этом, собственно, все. От года к году гонка сильно менялась, превратившись в престижное международное ралли, а «Нивы» остались прежними и уже не могли бороться за места на подиуме. Время советского внедорожника прошло. Словно пытаясь поймать былые успехи за хвост, в 1990-х годах в ралли принял участие гоночный прототип Lada Niva T3.

Нива может выиграть ралли Дакар

Но навязать конкуренцию соперникам не получилось — машина заняла итоговое сорок первое место. Другие автомобили задавали тон гонкам, теперь это стало окончательно понятно.

https://youtube.com/watch?v=hFTdcRDpg5U%3Fwmode%3Dtransparent%26fs%3D1

АНТИФИШКИВсё о политике в мире

Светлой памяти Светланы Майсурадзе (ака Жужа Майская – Cockchafer) 12. 1975 — 07. 2013

НИВА в ралли-рейдах

Вообще для российского автоспорта «НИВА» — это автомобиль не просто культовый, а легендарный.

Нива может выиграть ралли Дакар

НИВА на марафоне ‘Париж-Дакар’

В больших ралли-рейдах «НИВА» выступала с 1979 года. А наивысшим достижением стало 2-е место на марафоне «Париж-Дакар» в 1982 году экипажа Жан-Клод Приавон и Андре Дэлиар.

https://youtube.com/watch?v=_kPOzD_jEoI%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=hgXgTItV1hw%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=ovIFoJcaEp4%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=_qPRTcaGHlk%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=tELY9haDCfI%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=LK30YcsV6yI%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

ГонщикиИнтересно то, что за рулем автомобилей «НИВА» ездили:

Пьер Лартиг – 3-х кратный победитель марафона «Париж-Дакар».

Нива может выиграть ралли Дакар

Пьер Лартиг на реконесансе ралли-рейда »Шелковый Путь»

А еще интересно:  Нива для настоящего падения и Нива для бездорожья

Пьер Лартиг: «Я не смог сдержать слез»Пьер Лартиг на «Шелковом пути»

Жан-Луи Шлессер – Лис Пустыни, участник Формулы-1 и многократный победитель всего и организатор альтернативной «Дакару» гонки “Africa Race”.

Нива может выиграть ралли Дакар

Жан Луи Шлессер

Джеки Икс — вице-чемпион Формулы-1, шестикратный победитель «Ле-Мана» и победитель «Дакара» 1983 года.

Нива может выиграть ралли Дакар

Примечание:Участникам CanAmTrophy будет интересно узнать, что серия CanAm изначально проводилась в 1979 году на кольцевых трассах. Там участвовал Кеке Росберг (отец Нико Росберга – пилота Формулы-1) на автомобиле Spyder NF-11 команды Newman-Freeman Racing, совладельцем которой был известный актер и автогонщик Пол Ньюман и Джеки Икс на автомобиле Lola T333CS.

Нива может выиграть ралли Дакар

Сергей Таланцев на пресс-конференции 3-го этапа ЧР по РР

Как это построено?

Нива может выиграть ралли Дакар

Lada Niva Poch 1987 год.

Дакаровские НИВыДакаровские НИВыДакаровские НИВы и не толькоДакаровские НИВыНе совсем Дакаровские НИВы

АвтоВАЗ в 1990-ом году начал собственную ралли-рейдовую программу. Для чего были подготовлен отечественный прототип LADA NIVA T3. Который должен был поехать на супермарафон Париж – Москва – Пекин в 1991 году. Но в силу известных причин, гонка не состоялась.

Нива может выиграть ралли Дакар

Нива может выиграть ралли Дакар

Нива может выиграть ралли Дакар

Нива может выиграть ралли Дакар

Кузов автомобиля, в целом, остался без изменений, если не считать усилений в местах крепления двигателя, трансмиссии и подвески. Конечно, согласно требованиям FIA по безопасности, автомобиль оборудован трубчатым каркасом и резиновым баком с пористым наполнителем. Двигатель собран на основе стандартного блока 21213, объемом 1860 см. куб. , развивающий мощность в 135 л. при 5600 об/мин. Подвеска — практически без изменений — независимая спереди, зависимая сзади, лишь усилены балки, и вместо одного амортизатора на каждое колесо используется по паре. Довершают картину дисковые тормоза диаметром 304мм, как спереди, так и сзади. Максимальная скорость LADA NIVA T3 сегодня не слишком впечатляет — 170 км/ч, но для советского джипа в 1991 году, когда и «восьмерка» с трудом набирала 160 — показатель весьма неплохой. Боевое крещение спортпрототип получил в Венгрии на ралли-рейде «Magyar MAVAD Raid-4», и результат был весьма неплохим — 1, 3 и 4-е места! Затем, в рамках подготовки все к тому же «Париж-Москва-Пекин» состоялись испытания NIVA T3 в Каракумах. Супермарафон «Париж-Москва-Пекин», все же, состоялся на следующий, 1992 год, а в копилке Александра Никоненко и Сергея Таланцева уже было 14-е место в ралли Атлас. Оно словно предопределило судьбу экипажа — на ралли «Париж-Москва-Пекин» Никоненко взял то же 14-е место. В 1995м году, уже Александр Лакеев и Анатолий Кривобоков смогли улучшить этот результат, заняв в марафоне «Париж-Москва-Пекин» 10-е и 11-е места. А за год до этого, эти же пилоты в Бахе Венгрии финишировали дуплетом, взяв 1-е и 2-е место. В том же, 1994м году LADA NIVA T3, целиком и полностью собранная в Тольятти, все же оставила след своих шин в Дакаре, заняв 36-е место в ралли «Париж-Дакар-Париж».

Из любителей в профессионалыПараллельно профессиональному автоспорту в стране активно развивалось нивоводское движение. Более 16 лет тому назад на молодом и развивающемся ресурсе auto. ru возникла конференция «НИВА», «Автоспорт», «Р3К» и другие. Проходили «Гран-При» auto. ru, джип-спринты, внедорожные ориентирования, ралли третьей категории, клубные ралли, проводящие по правилам Р1К.

https://youtube.com/watch?v=7iaHRgCfURE%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=2fYyZrpgEhM%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

https://youtube.com/watch?v=aVN0of7ecW0%3Fwmode%3Dopaque%26rel%3D0

Везде участвовали автомобили НИВА в разных комплектациях и разной степени подготовки. Тогда же возникла команда NIVA CLUB Sport, которая выступала под знаменами разных спонсоров.

А еще интересно:  Чем грозит чрезмерно низкое или высокое давление в шинах?

В 2003 году экипаж Константина Купцова ака KUK и Екатерины Николаевой ака Катя-на-Мерседесе стали обладателями Кубка России по ралли-рейдам в национальном классе и завоевали второе (Екатерина) и третье (Константин) места в Чемпионате России по ралли-рейдам в зачетах второго и первого водителей.

Нива может выиграть ралли Дакар

Екатерина Николаева и Константин Купцов

Материал Михаила Ласточкина.

Многие нивоводы до сих пор имеют отношение к автоспорту:

Роман Иванов ака GlaZZ уже давно и профессионально проводит технические инспекции, судит и организовывает различные соревнования, участвует в соревнованиях на своем эндуро.

Нива может выиграть ралли Дакар

Алексей Иванов ака Alvi главный по приборам, которые выдаются экипажам на ралли-рейдах. Он и сам участвует в марафонах в качестве штурмана.

Нива может выиграть ралли Дакар

Кирилл Шубин ака River известный штурман, участник Чемпионата России и Кубка Мира.

Нива может выиграть ралли Дакар

3-й этап ЧР и КР по РР »Великая Степь. Дон. » Кирилл Шубин на финише гонки.

Алексей Меньшенин ака М4, штурман, журналист, организатор внедорожных соревнований.

Штурман экипажа «ГАЗ-Рейд Спорт» Елена Правдина ака Black Kisa тоже активно участвовала и участвует в соревнованиях различного уровня. Кстати, ей принадлежит знаменитая фраза:

Нива может выиграть ралли Дакар

Мне по OFF-у Ваш Road

Нива может выиграть ралли Дакар

Елена Правдина.

Павел Милосердов ака PashaM, штурман экипажа Suprotec Racing начинал свой путь в автоспорте в руле на автомобиле НИВА.

Нива может выиграть ралли Дакар

Ралли-рейд »Великая Степь — Дон 2016». Торжественный старт. Павел Милосердов — штурман NIVA T1 Superproduction Suprotec Racing

Нива может выиграть ралли Дакар

Нива может выиграть ралли Дакар

Она развивалась в рамках конференции «НИВА» на www. auto. ru и нашло свое продолжение в проекте www. nivaclub. ru/. Там была конференция, база участников, взаимопомощь на дорогах, фотоархив и даже нивоводское творчество. А назывался этот проект «Колхоз «Красная НИВА».

Колхозный ветеринар Евсеев поставил Прибору (pmiloserdov)14 лет тому назад следующий диагноз: Юзер средней тяжести.

Нива может выиграть ралли Дакар

За прошедшее время ничего не изменилось

Литературное творчество нивоводов — это повод провести вечер в избе-читальне.

С учетом того, что ГАЗ-Рейд Спорт и Suprotec – это единый организм с точки зрения технической и спортивной части до сих пор актуально звучат сегодня такие строки:

Если вам вдруг захотелось в Кэмел-Трофи поиграть

То тогда мощнейшим тросом вы Газель к себе цепляйте,И, включив все блокировки (и пониженную тоже),Смело отправляйтесь в лес.

Там вы скорость не снижайте, и дождавшись поворота,Проходите его смело, что с того, что лед везде.

Особенно интересно, что даже Лурк написал статью про НИВУ, где буквально процитировал Антона Царевского ака AntonTs.

И в заключении, несколько слов про

историю создания автомобиля НИВА

Википедия о НИВЕ

Материал Ивана Зенкевича между прочим 🙂

ВАЗ-2121 «Нива»: история создания легенды

История создания автомобиля НИВА

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *