Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу — возможные причины — Украина

Содержание

Описание действий по устранению нестабильности оборотов

При проведении мероприятий по восстановлению подсоса воздуха проверяется герметичность магистралей, подающих воздух в коллектор. Снимается каждая трубка и продувается при помощи насоса или компрессора. Дополнительно используется раствор WD 40.

Для диагностики регулятора холостого хода используют мультиметр, чтобы измерить его сопротивление. При величине сопротивления 40–80 Ом нужно заменить регулятор.

Картер подвергают разборке для извлечения клапана вентиляции, дальнейшей промывки в керосине от отложений масла. После тщательной просушки клапан возвращают в систему вентиляции.

При отказе датчика массового расхода воздуха его заменяют на новый.

При проведении очищения дроссельной заслонки используют специальные аэрозоли, щетку, ветошь. Данная процедура может быть выполнена непосредственно на движке, успевшем прогреться, или сняв ее с силового агрегата. Появление белого дыма свидетельствует об удалении шлама масла.

Поломка электромагнитного клапана способствует возникновению скачков оборотов движка. Этот элемент не подлежит восстановлению, его необходимо заменить.

Жиклер чистится с применением специальной аэрозольной жидкости, используемой при промывке карбюраторов. Средство вливается внутрь жиклера, через пять минут чистящая жидкость удаляется при помощи сжатого воздуха.

Для обработки крыльчатки ТНВД используют специальное средство, удаляющее следы коррозии. Его распыляют непосредственно в горловину перед заливкой топлива. Очистка внутри бака производится при помощи данного средства. С целью профилактики коррозии моторное масло заливают в топливный бак в количестве 200 граммов для создания защиты лопастей.

Если движок начинает скакать на холостом ходу, нарушаются обороты при прогреве двигателя, нужно пройти диагностику на СТО с целью проверки и восстановления целостности узлов и деталей систем силового агрегата.

Основные неисправности популярных моделей авто

Ниже представлен список наиболее распространенных причин, по которым может троить двигатель на ХХ в популярных моделях авто. С его помощью найти и устранить причину будет проще.

АвтоПричина (слабое место)
ВАЗ 2108-2115, Лада Калина, Гранта, ПриораLADA, оснащенные 8-клапанным мотором, часто троят из-за подсоса воздуха. Обычно он возникает из-за плохой затяжки впускных патрубков, реже – из-за неплотного прижима дросселя, ресивера, форсунок. Иногда возникают проблемы с проводами и свечами. Также распространены проблемы со шлангом ВУТ или самим усилителем. На моторах с прорезиненным шкивом ДПКВ причиной троения может быть его износ.
На 16-клапанных моторах большинство проблем вызвано теми же причинами что и 8-клапанных: подсос, разгерметизация вакуумных шлангов или самого ВУТ, проблемы со свечами, но к ним еще добавляются проблемы с катушками зажигания.
Хендай АкцентНа Hyundai Accent и родственных моделях мотор может троить из-за попадания воды в свечные колодцы после мойки или езды по лужам.
Фольксваген ГольфНа Volkswagen Golf и родственных моделях распространена нестабильная работа из-за засорения форсунок. Также характерны типичные для всех проблемы с зажиганием (свечи, катушки). При сильном износе мотор троит из-за недостаточной компрессии.
ГазельПроблемы с катушками зажигания, свечными проводами, самими свечами. Нельзя исключать и подсос. Возможно растяжение цепи ГРМ.
ЛаносОсновные причины – свечи, ВВ провода, подсос воздуха. Реже встречаются проблемы с клапанами, прокладкой ГБЦ, износом поршней.
Митсубиши Лансер 9, 10На Mitsubishi Lancer 9 и X троит двигатель на холостых из-за проблем со свечами, их наконечниками, также возможно засорение топливной системы.
Нива ШевролеЧасто троит из-за свечей, высоковольтной проводки и подсосов. Возможны проблемы с гидрокомпенсаторами. Также вероятно растяжение цепи. Иногда – неисправный ДМРВ.
Опель Корса / Астра / Вектра / МериваТроит из-за подсосов, проблем со свечами, неправильных показаний ДМРВ.

Выясняя, почему троит двигатель на холостых оборотах, обращайте внимание даже на мелочи, потому что минимальный подсос, небольшое ухудшение контакта датчика или изменение его показаний уже нарушают работу ДВС. Чаще всего это как раз и проявляется в том, что в движении мотор работает нормально, но на холостых – ощутимо троит.

Двигатель на газу на холостых троит

Ситуации, когда троит двигатель на холостом при переключении на газ, встречаются часто и особенно характерны для систем 1–3 поколения, не имеющих гибкой настройки и обратной связи. Там чаще всего причиной становится неверное соотношение смеси на редукторе.

На системах ГБО 4 поколения и новее чаще возникают проблемы из-за раннего переключения, проблем с забитыми или неисправными форсунками и MAP-сенсором. Так как современные системы газобаллонного оборудования оснащаются собственными ЭБУ, диагностировать проблемы с ними лучше с помощью компьютера.

Общей проблемой для всех систем ГБО являются фильтры. Менять их желательно каждые 10 тыс. км, но если газ некачественный или используются медные магистрали – фильтры могут засоряться быстрее. В таблице ниже указаны 6 основных причин, почему на газе на холостых троит двигатель.

ПроблемаИз-за чего возникаетХарактерный признак
Забиты газовые фильтрыИз-за несвоевременной замены и/или использования некачественного топлива забиваются фильтры, подача топлива становится неравномерной.Мотор работает нестабильно, при снятии корпуса фильтра видны загрязнения, налет, серый порошок.
Не отрегулирован редуктор подачи газаНеправильная настройка редуктора ГБО приводит к тому, что он недоливает или переливает топливо. На старых системах (до 3 поколения) настройки редуктора сбиваются со временем из-за вибраций и естественного износа.Если смесь бедная – возникают провалы, на свечах появляется светлый нагар. Если богатая – могут проявляться выстрелы в глушитель, из выхлопа ощущается запах газа, расход топлива повышается.
Проблемы с системой зажиганияГазовую смесь пробить искрой тяжелее, чем бензиновую, поэтому даже при небольших проблемах с проводкой или свечами мотор начинает троить (хотя на бензине все нормально).Мотор троит, работает с перебоями, вибрирует. В темноте возможно «северное сияние» на высоковольтных проводах. Возникает детонация, звон, повышается расход топлива.
Из-за неправильно настроенного зажигания смесь сгорает не вовремя, возникают пропуски зажигания и нестабильная работа
Засорены газовые форсункиЗабитая из-за некачественной очистки форсунка ГБО не может нормально подавать топливо, мотор троит.На газе на холостых троит двигатель, обороты плавают. Если забита одна форсунка – цилиндр вообще не участвует в работе, проявляется выраженное троение на газе при холостом ходе, отсутствующее на бензине.
Неверно настроена температура переключенияПри испарении газ поглощает много тепла, и если в системе установлена слишком низкая температура перехода (меньше 40 градусов) – редуктор обмерзает, мембрана дубеет, возникают перебои в подаче газа.Редуктор при переходе на газ холодный, покрывается инеем, со временем после прогрева нормальная работа ДВС восстанавливается.
Неисправен MAP-сенсорПри неисправности датчика давления (MAP, ДАД) система ГБО не может правильно дозировать топливо, мотор работает с перебоями.Спонтанные переключения газ-бензин, отказ перехода на газ, плавающие обороты, рывки в движении, потеря тяги и перерасход топлива.

Двигатель троит на холостых после прогрева

Когда троит прогретый двигатель на холостых оборотах, это может быть признаком следующих проблем:

  • избытке масла в цилиндре;
  • калильном зажигании из-за чрезмерно горячих свечей в результате неправильного подбора;
  • недостаточных тепловых зазорах клапанов.
В чем проблемаПочему возникаетКак можно понять
Присутствует масло в камере сгоранияИзнос маслосъемных колец поршня приводит к тому, что излишки масла не удаляются из камеры сгорания.Двигатель троит на горячую на холостых, из выхлопной трубы появляется сизый дым. Усиливается расход масла. На свечах можно заметить отложения, имеющие шероховатую пористую структуру.
Сальники клапанов (маслосъемные колпачки) из-за естественного износа начинают пропускать масло из ГБЦ в камеру сгорания.
Проблемы с проводкой и/или датчикамиИз-за попадания влаги, масла, вибраций и нагрева проводка окисляется, портится ее изоляция, теряется контакт с датчиками.Двигатель работает неравномерно, проблемы могут возникать и “на холодную”, и “на горячую”. Искать место замыкания или плохого контакта нужно визуально и с помощью тестера.
Проблемы с зажиганиемНа авто без индивидуальных катушек зажигания после нагрева растет сопротивление высоковольтных проводов, из-за чего искра ослабевает или возникает пробой.Двигатель троит “на горячую”, если посмотреть под капот в темноте – вдоль высоковольтных проводов заметно искрение и свечение (так называемое «северное сияние»). При неисправной катушке зажигания работа мотора не меняется после снятия катушки или провода со свечи.
Из-за замыкания, пробоя ли другой поломки общей катушки зажигания искра не доходит до цилиндра. Часто проблема проявляется попарно, «отваливаются» 2 цилиндра.
На моторах с раздельными катушками цилиндров выход из строя одной из них не дает образоваться искре в цилиндре.
Проблемы со свечами зажиганияИз-за износа или загрязнения свечи не могут нормально подавать искру.Мотор тяжело стартует, работает неравномерно, возникают проблемы с разными цилиндрами по очереди. Возможно «северное сияние», если искре пробить изоляцию проще, чем свечной зазор.
Неверно подобрано калильное число свечей.Мотор работает нестабильно из-за калильного зажигания. Возможны проблемы с глушением, когда после выключения зажигания ДВС делает еще несколько оборотов.
Богатая смесьНеправильно отрегулирована подача топлива и троит двигатель (карбюратор) на холостом ходу.Двигатель троит, работает неравномерно, проблемы проявляются в разных цилиндрах. Свечи зажигания при этом покрываются черным нагаром. На инжекторе появляется ошибка.
Из-за износа форсунки льют избыток топлива, поэтому троит двигатель на холостых оборотах (инжектор).
Неисправные датчики (ДМРВ, лямбда-зонд) не могут правильно определить количество подаваемого бензина.
Пережаты клапанаЕсли на моторе с механической регулировкой клапанов сбилась их настройка, зазор недостаточно большой – клапан не закрывается полностью, эффективность цилиндра падает.Троение мотора усиливается по мере прогрева. Возможны выстрелы в глушитель (если пережат выпускной клапан) или хлопки в ресивер (если проблемы со впускным).
Подсос воздухаНарушение герметичности впускной системы из-за прохудившейся прокладки между ГБЦ и ресивером, коллектором и карбюратором, слабого прижима хомутов, протирания патрубков, приводит к поступлению избыточного воздуха.Мотор работает неравномерно, при этом свечи покрываются светлым нагаром, свидетельствующем о бедной смеси и перегреве.
А еще интересно:  Проставки под пружины для увеличения клиренса: как выбрать, плюсы и минусы

Загрязнение топливных форсунок

При загрязнении форсунок топливо начинает распыляться неправильно. Симптомы — возросший расход, падение мощности, плохой пуск двигателя, остановка на холостых.

Самостоятельная чистка присадками малоэффективна, рекомендуем сразу ехать в сервис для профессиональной чистки на стенде.

Чистка форсунок инжектораЧистка форсунок на стенде жидкостью LAVR.

Как определить причину троения на хх оборотах

Чтобы выяснить, почему двигатель троит на холостых, необходимо поэтапно продиагностировать все системы, которые могут быть причастны к проблемам. Начинать стоит с электрической части, так как доступ к ней проще, и именно она чаще всего вызывает перебои в работе ДВС, а заканчивать – механикой.

На трех- и четырехцилиндровых двигателях определить это можно по неровной прерывистой работе, вибрации, тряске и хлопках в выхлопной. На шести- или двенадцатицилиндровых только в результате компьютерной диагностике или в результате осмотра всех компонентов системы зажигания и герметичности цилиндров.

Если есть возможность, воспользуйтесь диагностическим сканером, коды ошибок могут облегчить поиски причины:

  • код P0300 указывает на множественные пропуски зажигания, происходящие в разных цилиндрах. Причин много, может говорить о проблемах с проводами, форсунками, клапанами, датчиком положения коленчатого вала, плохих свечах (или их проводах), попадании масла в камеру сгорания.
  • Ошибки от P0301 по P0312 говорят о пропусках в конкретном цилиндре. Можно исключать подсос, общий износ мотора, проблемы с датчиками. Виновником может быть свеча указанного цилиндра, ее провод или индивидуальная катушка, форсунка, также возможны проблемы с клапанами.
  • Код P0171 – это слишком бедная смесь, ищите подсос воздуха.
  • Ошибка P0172 говорит о слишком богатой смеси, может быть перелив форсунок, забитый воздушный фильтр, возможны проблемы с ДМРВ и лямбда-зондом.
  • Коды P0201-P0212 и с P0261 по P0296 свидетельствуют о проблемах с питанием форсунок (замыкание, обрыв и т. д.).
  • Код P0350 говорит о неисправности катушки зажигания (общей), ошибки с P0351 по P0362 свидетельствуют о неисправности индивидуальной катушки: 351 – 1-го, 352-2-го, 353 – 3-го цилиндра, и т. д.
  • Коды P0505-0507 говорят о неисправности РХХ.

Без диагностического оборудования выявить проблемный цилиндр можно, поочередно снимая свечные провода или фишки катушек с каждого цилиндра. Если при снятии работа мотора ухудшается – цилиндр рабочий. Если ничего не меняется – проблема в этом цилиндре.

Определившись с цилиндром остается проверить, есть ли там искра и компрессия.

Проверить высоковольтные провода и катушки можно, поменяв их на заведомо рабочие. Если при перемещении детали в соседний цилиндр приведенный выше способ проверки указывает уже на его неработоспособность – дело именно в ней. Модуль зажигания и катушки также можно проверить, замерив сопротивление на выводах мультиметром и сравнив с заявленным производителем.

Свечи проверяются путем визуального осмотра. При повреждении изолятора, электродов и увеличенном зазоре между ними необходима замена. Замасливание свечи указывает на проблемы с маслосъемными кольцами или сальниками клапанов. Если свеча залита бензином, при этом провод и катушка исправны – переливает форсунка или есть проблемы с зажиганием.

Сухая свеча с белым нагаром говорит о бедной смеси, которая может быть следствием плохой работы форсунок, подсоса воздуха во впускной коллектор. Черный нагар, причем только в одном цилиндре – один из признаков низкой компрессии.

Наличие искры можно проверить и на практике, выкрутив свечу из цилиндра, подключив к ней катушку или высоковольтный провод, замкнув резьбовую часть с помощью проводника на массу и заведя двигатель. При этом нужно снять фишку с форсунки, расположенной в цилиндре, где отсутствует свеча, чтобы его не заливало бензином.

Диагностировать форсунки лучше всего на стенде. Но в некоторых случаях достаточно визуального осмотра и проверки мультиметром.

Выявить механические неисправности – прогоревший клапан или поршень, залегшие кольца, труднее. Признаком одной из этих неисправностей является падение компрессии в цилиндре. Для установления конкретной причины необходим эндоскоп, а в некоторых случаях – снятие клапанной крышки или ГБЦ.

Если троит двигатель на холостых оборотах только на газу, а при переходе на бензин проблема исчезает – круг потенциальных виновников можно сузить к тем, что характерны лишь для газа и перечислены выше.

Нагар на дроссельной заслонке

Нагар приводит к тому, что заслонка закрывается не полностью и в камеру сгорания поступает излишний воздух, что и приводит к скачкам оборотов на холостом ходу. Проблема образования нагара неизбежна и обычно дает о себе знать при пробеге более 100 тыс. км.

Нагар на дроссельной заслонке из-за ЕГРТак выглядит дроссельная заслонка KIA Sorento 2.2 при пробеге 125 тыс. км.

Если после чистки дроссельной заслонки плавают обороты, значит нужно сделать ее адаптацию. Вообще эта процедура обязательна — она позволяет ЭБУ понять, когда дроссель открыт, а когда закрыт.

Нарушение герметичности впускной системы

При нарушении герметичности системы впуска двигатель начинает глохнуть на холостом ходу или вовсе не запускаться.

В случае отсутствия повреждений или микротрещин на самом коллектора, но при наличии плавающих оборотов, следует обратить внимание на прокладку. Вполне вероятно, что со временем она усохла и стала пропускать воздух. Тогда в цилиндры начинает поступать больше воздуха, чем необходимо, и смесь обедняется.

Трещина на впускном коллекторе KIA SportageИменно на пластиковых коллекторах характерно появление трещинок.

Также бывают проблемы с воздушными патрубками — из-за резкого перепада температур они могут засохнуть и начать трескаться.

При наличии в авто системы EVAP стоит проверить клапан продувки адсорбера. При его поломке двигатель работает нестабильно, а сам клапан обычно начинает щелкать. Многие водители решают удалить адсорбер, чтобы не сталкиваться с возможными неисправностями системы.

Клапан адсорбера как причина плавающих оборотовКлапан адсорбера довольно часто доставляет проблемы автовладельцам.

Недостаточное давление топлива

В первую очередь стоит проверить и, если есть неисправность, заменить топливные фильтры (грубой и тонкой очистки).

Также проблема может быть с вакуумным клапаном-регулятором, который расположен в топливной рампе, и самим бензонасосом.

Ремонт бензонасосаРемонт бензонасоса, как правило, требует полной разборки.

Неисправности с подачей топлива

Перебои на холостых оборотах могут быть связаны со следующими неполадками системы топливоподачи:

  1. Поломка регулятора холостого хода, встроенного в блок дроссельной заслонки.
  2. Недостаток горючего, обусловленный падением давления в топливной рампе. Причины – засорение фильтров грубой и тонкой очистки, неисправность перепускного клапана либо электробензонасоса. В карбюраторных моторах – выработка механического привода насоса.
  3. Застрял в открытом положении продувочный клапан адсорбера.
  4. Износ или сильное загрязнение форсунок инжектора.

Важный нюанс. Если двигатель не в состоянии развить нормальные обороты из-за недостатка топлива, неисправность проявится во всех режимах, а не только на холостом ходу. Низкое давление в топливной рампе ведет к падению мощности силового агрегата и «провалам» в процессе движения.

Проблема с подачей бензина или солярки обнаруживается путем измерения давления в топливной рампе, где установлен специальный штуцер. Если оно недостаточное, проверяются фильтры, сбросной клапан и насос. Зависший клапан адсорбера несложно разобрать и заменить в случае необходимости.

Загрязненные либо изношенные форсунки неспособны создавать устойчивый «факел» из топлива – они брызгают струей и протекают при неработающем моторе. Поломка диагностируется проверкой распылителей на стенде, поэтому без разборки не обойтись.

Неисправность датчика массового расхода воздуха

Расположенный между воздушным фильтром и дросселем, ДМРВ служит индикатором для подачи нужного количества воздуха. На основе передаваемых им данных, ЭБУ определяет объем топлива на впрыск.

А еще интересно:  41 отзыв на Моторное масло Gazpromneft (Газпромнефть) Super 5W-40 Полусинтетическое 4 л от покупателей OZON

Проверка напряжения ДМРВНапряжение исправного ДМРВ при неработающем ДВС — 1 Вольт с разбегом до 0,02 Вольта в большую или меньшую сторону. Если значение больше 1,05 или меньше 0,98, датчик подлежит ремонту либо замене.

Часто внутри датчика расхода воздуха выходит из строя термокомпенсационный резистор. Это ведет к неправильному распределению и корректировке объема подаваемого воздуха. Чистка датчика иногда может помочь устранить неисправность, но зачастую его все же приходится заменять новым. Рекомендуем приобретать оригинальные устройства.

Неисправность клапана вентиляции картера

При забитом или плохо открывающемся клапане давление внутри системы увеличивается. Картерные газы начинают поступать в камеру сгорания в повышенном объеме, что можно выявить по подтекам масла, которое они выдавили с прокладок и сальников.

Забитый клапан вентиляции картераЗабитый или неисправный клапан вентиляции картера лучше сразу заменить, этот расходник стоит недорого.

На нестабильную работу ДВС также могут оказывать влияние старые патрубки системы вентиляции, особенно имеющие трещины. Если трубки вдобавок потеряли упругость, то скорей всего в них образовался приличный слой нагара. В зависимости от их состояния делают чистку или замену.

Низкая компрессия в цилиндрах

Если замер компрессии показал неутешительный результат — предстоит ремонт двигателя. Компрессия падает по разным причинам:

  1. Прогар прокладки ГБЦ. В таком случае масло прорывается в расширительный бак, падает уровень антифриза, а на щупе имеется «майонез». Прокладка прогорает из‐за неправильной сборки ГБЦ после ремонта, из‐за перегрева или нарушения сгорания топлива в цилиндре.
  2. Неисправность гидрокомпенсаторов или неправильная регулировка клапанов. Это можно определить по характерному металлическому стуку. Ездить так нельзя – можно быстро «приговорить» распределительный вал.
  3. «Залегание» поршневых колец. Вместе с этим закоксовываются канавки поршневых колец. Это происходит при редком обслуживании, использовании некачественного масла и при коротких поездках без нагрузки.
  4. Задиры цилиндров. Это происходит на старых моторах при пробеге за 250-300 тысяч километров. Раньше времени задиры могут произойти из-за перегрева, использования плохого масла или езды с низким его уровнем. На моторах с забитым ЕГР все отложения попадают в камеру сгорания, где работают как абразив, задирая «хон».

Причины плавающих оборотов на холостом ходу могут быть разными и проявляться только в определенных режимах. Но в любом случае не нужно рассматривать это как норму. Чем раньше определить проблему, тем проще и дешевле сделать ремонт. Следите за состоянием вашего автомобиля, и он ответит вам взаимностью!

Поломка регулятора холостого хода

Данный датчик (клапан) предназначен для регулировки поступающего воздуха через дополнительный канал в обход закрытой дроссельной заслонки на холостом ходу.

Кроме плавающих холостых, поломка РХХ также может выражаться затрудненным пуском двигателя, остановкой мотора при сбросе газа или переключении передач и в целом невозможностью перейти на холостой ход.

Разобранный регулятор холостого ходаКлапан холостого хода при обслуживании можно промыть очистителем карбюратора.

Что проверить и сделать в первую очередь:

  1. Может быть плохой контакт, из-за чего не идет питание клапану. Стоит осмотреть фишку датчика, почистить от грязи и окисления, проверить напряжение и сопротивление.
  2. При наличии нагара на самом датчике обязательно очистить и его.
  3. Если на регуляторе есть видимые механические дефекты, возможно, его проще сразу заменить новым. В этом случае лучше проконсультироваться с опытными диагностами. Плюс надо выяснить, что привело к его поломке.

Причины неправильной работы на холостом ходу

Износ деталей ЦПГ — одна из частых причин, почему плавают обороты на ХХ. Или это может быть износ системы выпуска EGR — Exhaust Gas Recirculation — это система рециркуляции выхлопных газов (устанавливается для снижения токсичности выхлопных газов). Или это может быть сбой в системе зажигания. Или это может быть коррозия лопастей.

Если забит клапан системы рециркуляции EGR, ремонт делают продувкой системы или замены этого клапана.

Если добавить моторное масло (100-200 грамм) в топливный бак дизельного автомобиля, то лопасти насоса смажутся и будут защищены от износа.

Низкая компрессия — это, если изношены поршни, цилиндры и масляные кольца, а также прогорание клапанов. Еще может быть — не герметичность головки блока цилиндров. В этом случае идет подсос воздуха в двигатель. Естественно, режим работы мотора будет не стабильным. Для сбора ГБЦ и клапанной крышки, надо использовать герметик. О герметике есть материал — Герметик для клапанной крышки .

Если пробита прокладка под головкой, то при попадании жидкости охлаждения в цилиндры, может произойти гидроудар двигателя, это в материале очистка поршней .

Кроме вышеперечисленных деталей, надо проверить еще бронепроводы. Это проводы, которые идут на свечи. Если они пробиты, то высоковольтное напряжение не передается стабильно.

Проблемы с электроникой

Вибрация и повышенные обороты холостого хода на прогретом двигателе нередко возникают по причине накопления ошибок в памяти контроллера. Очистка производится просто: отключите минусовую клемму аккумулятора на 15 минут. Зачастую такой прием сразу дает положительный результат – силовой агрегат начинает работать в нормальном режиме.

Рекомендация. Если очистку приходится выполнять постоянно, стоит обратиться на станцию техобслуживания. Причину накопления ошибок должен выяснить мастер – электронщик.

Причиной неустойчивых оборотов силового агрегата зачастую становится алгоритм работы электронного блока управления. Когда приходит в негодность один из ключевых датчиков, контроллер включает аварийный режим и готовит топливовоздушную смесь, ориентируясь по исправным приборам. Характерные симптомы:

  1. Мотор трясется и работает нестабильно.
  2. Инжектор подает обогащенную топливовоздушную смесь, отчего возрастает расход бензина.
  3. Из выхлопной трубы идет черный дым.
  4. На электродах свечей откладывается сажа.

В современном автомобиле далеко не один датчик отвечает за обороты двигателя на холостом ходу. Информацию контроллеру передает несколько основных приборов:

  • ДМРВ – измеритель расхода всасываемого воздуха либо его преемник – датчик абсолютного давления (ДАД);
  • лямбда – зонд – измеритель количества кислорода в выхлопных газах;
  • ДПДВ – определитель положения дросселя, подключенного к педали акселератора;
  • датчик положения коленчатого вала (ДПКВ).

Простейший способ проверить указанные приборы – поочередно отключать электрические разъемы, наблюдая за поведением мотора.

На каком датчике отсоединение колодки не принесет изменений, тот элемент и вышел из строя. Обязательно почистите рабочую поверхность ДПКВ – к ней часто намагничивается металлическая стружка, мешающая нормально регистрировать вращение зубчатого шкива.

Разбалансировка мотора

Прежде, чем говорить о естественном износе деталей и узлов цилиндропоршневой группы (ЦПГ), следовало бы знать историю сборки конкретно твоего мотора производителем или мотористами на сервисе, если твой ДВС подвергался капитальному или даже частичному ремонту с заменой деталей.

На большинстве производств мирового автопрома за качеством комплектующих, поставляемых на конвейер, следят очень строго, а в элитном секторе и при производстве так называемых высокопроизводительных двигателей (форсированных и турбированных) мастер-сборщик перепроверяет и взвешивает на весах каждую (каждую!) деталь перед установкой ее в блок (или в головку блока) цилиндров.

И теперь представьте себе противоположную ситуацию, когда вам самому ремонтирует мотор наш «отечественный сервисмен» или, когда вы покупаете себе «глубоко бэушный» автомобиль. При ремонте двигателя «нормальному мотористу» в «нормальном автосервисе» выдают со склада 4 поршня, 4 комплекта поршневых колец, 8 или 16 клапанов, плюс множество всяческих других, затребованных им, комплектующих.

А вот грамотный моторист (без кавычек) возьмет на том же складе десяток-полтора тех же поршней, все их взвесит, а отложит себе всего четыре, но которые окажутся весьма близкими по весу. Оставшиеся вернёт на склад. И так со всеми комплектующими и запчастями.

Валы — коленчатый и распределительные — такой мастер предварительно отцентрует в шпинделе токарного станка. Если в каком-то обнаружит осевое или вертикальное биение больше официальных допусков, то такой вал он однозначно выбракует и отправит назад на склад.

Помимо прочего, некоторые конструкции ДВС имеют так называемый балансирный вал, который, работая в противофазе с коленчатым, гасит колебания и вибрации. И эту деталь грамотный матер однозначно перепроверит.

Но даже качественно отремонтированный двигатель, в том числе и новый с конвейера, со временем изнашивается. Стираются (и становятся легче) поршневые кольца и сами поршни, меняют свой вес (и балансировку) другие части двигателя, а некоторые, приобретая нагар и масляные наслоения, наоборот, становятся тяжелее.

Что делать? Рецепт прост: чтобы побороть все колебания, нужно изношенные детали заменить новыми.

Троит дизель на холостых

Работающий на дизтопливе мотор, в отличие от бензинового не имеет системы зажигания, что сокращает количество причин, по которым троит дизельный двигатель на холостых оборотах. Четыре основных причины, почему троит двигатель на холостых (дизель), указаны в таблице:

Почему возникаетПричинаКак проявляется
Проблемы со сжатием смесиИз-за износа цилиндро-поршневой группы увеличиваются зазоры между кольцами, поршнями и цилиндрами, происходит прорыв газов, компрессия падает и топливо не может воспламениться.Мотор троит, работает нестабильно, теряет тягу и приемистость. По мере прогрева симптомы становятся менее выраженными из-за расширения деталей и уменьшения зазоров от нагрева.
Из-за нарушения регулировки клапанов (недостаточный зазор) или проблем с гидрокомпенсаторами происходит прорыв газов, нужное давление не достигается.Нестабильная работа ДВС, выраженный отказ цилиндра с неправильным клапаном, потеря динамики. Возможны дым и копоть из выхлопа из-за неполного сгорания топлива.
Проблема со свечами накалаСвечи не включаются из-за поломки или проблем с проводкой (плохой контакт и т. д.).Мотор тяжело стартует “на холодную”, из выхлопа идет сизый или черный дым и копоть от недогоревшего топлива, после прогрева троение уходит.
Свечи не отключаются из-за проблем с реле.Мотор работает нестабильно после прогрева из-за нарушения момента воспламенения топлива, на приборной панели горит индикатор свечей накала, а их реле не щелкает.
Низкое качество самого дизтопливаПлохая солярка не может нормально сгорать в цилиндрах.Дизельный двигатель нестабильно работает, троит, дымит.
Проблемы с подачей топливаНеисправная форсунка не льет топливо в цилиндр или льет неправильно, из-за чего цилиндр нормально не работает.Мотор ощутимо троит, один из цилиндров явно не участвует в работе, из выхлопа вылетает несгоревшее топливо.
Момент впрыска топлива отрегулирован неправильно, из-за чего солярка подается слишком рано или поздно.Двигатель тяжело стартует, работает нестабильно, проявляется детонация, звон.
А еще интересно:  Разболтовка и размеры дисков на автомобилях Renault Logan

Холодный двигатель троит на холостых оборотах

Если двигатель троит на холостом ходу на холодную, скорее всего, имеет место одна из этих проблем:

  • подсос воздуха во впускной магистрали;
  • неправильная работа свечей из-за их износа или загрязнения;
  • неправильная подача топлива из-за неверной настройки карбюратора или показаний датчиков инжектора;
  • некорректная регулировка клапанов или проблемы с их гидрокомпенсаторами;
  • загрязнение системы впуска (дроссель, РХХ, фильтр);
  • нарушение герметичности прокладки ГБЦ.

Инжекторный двигатель троит на холостом ходу – всегда начинайте его проверку с диагностики ЭБУ по OBD-II! При самостоятельной диагностике хорошим устройством является автосканер Rokodil ScanX. Основное его преимущество перед другими – совместимость, подсказки о причинах неисправности после определения кода ошибки, возможность читать блоки управления большинства систем автомобиля.

Ниже в таблице собраны основные причины, по которым троит карбюраторный мотор на ХХ, а также вероятные причины аналогичной проблемы на авто с инжектором. Есть 7 главных причин, почему холодный двигатель троит на холостых.

Какая причинаИз-за чего возникаетПризнаки
Заливает свечи при запускеПереливает форсунка инжектора из-за ее износа.Двигатель тяжело заводится, после старта работает неравномерно, но после прогрева симптомы постепенно уходят. На инжекторных авто на панели приборов загорается ошибка Check Engine. Характерным признаком перелива топлива являются черные и мокрые свечи с ярко выраженным запахом бензина.
Изношенный холодный лямбда-зонд не может передать в ЭБУ нормальные данные о дефиците воздуха для коррекции смеси (инжектор).
Неправильно отрегулирована подача топлива карбюратором в режиме холостого хода.
Пропуски воспламенения смеси из-за изношенных и грязных свечей.
Пробивает/отходит проводкаИзнос проводки из-за вибраций, влаги, нагрева, окисления, приводит к ухудшению контакта в важных цепях (зажигание, датчики), из-за чего искра в цилиндр не подается или подается нестабильно.Двигатель работает некорректно, троит и вибрирует, при этом перебои могут возникать в разных цилиндрах. При визуальном осмотре проводки можно заметить окисленные клеммы, разъемы, нарушение целостности изоляции, не пропаянные или не обжатые скрутки.
Подсасывает воздух на впускеНеплотно затянутые хомуты патрубков на впуске пропускают воздух “на холодную”.Троит холодный двигатель на холостых оборотах. На свечах появляется светлый нагар из-за обеднения смеси. Выявить место подсоса можно с помощью окуривания системы впуска дымогенератором.
Плохое прилегание фланца ресивера приводит к подсосу воздуха в зазор.
Плохой контакт фланца дроссельного узла или карбюратора приводит к подсосу воздуха.
Нарушение герметичности системы ВУТ приводит к подсосу воздуха, особо выраженному при нажатии педали тормоза.Двигатель начинает сильнее троить при нажатии на педаль тормоза, может глохнуть при торможении. При нажатии педали тормоза может проявляться шипение.
Проблемы с клапанамиЕсли клапаны регулируются механически (гайками, шайбами, стаканчиками толкателей) – при чрезмерном зазоре клапана он не может открыться полностью. В итоге соответствующий цилиндр не может на равных участвовать в работе мотора.Холодный двигатель троит, трясется, из ГБЦ может доноситься цокот распредвала или гидрокомпенсаторов. По мере прогрева шейка клапана удлиняется/гидрокомпенсатор набирает масла, клапан открывается лучше и симптомы становятся менее выраженными.
Если клапаны регулируются гидрокомпенсаторами – изношенный компенсатор при стоянке теряет масло, из-за чего клапанный зазор на старте оказывается чрезмерным.
Снижение компрессииВ результате износа поршневых колец увеличивается зазор между поршнем и стенкой цилиндра.При замере компрессии цилиндры показывают разный результат, на холодную мотор троит и вибрирует. После прогрева, из-за расширения колец и появления масляной пленки на стенках цилиндров, рабочее давление в них повышается.
В камеру сгорания попадает антифризИз-за прогара прокладки или повреждения ГБЦ охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания, нарушая работу мотора.Двигатель троит на ХХ при холодном запуске, из выхлопа в это время валит белый дым. Наблюдается снижение уровня антифриза в бачке. Если проблема только появилась – при прогреве она может уходить из-за лучшего прижатия прокладки после нагрева, при усугублении проблемы мотор троит и “на горячую”.
Загрязнение дроссельного узла и регулятора холостого ходаОтложения на дроссельной заслонке, каналах дросселя и регулятора холостого хода приводят к появлению зазоров, в которые поступает избыточный воздух.Запущенный мотор работает нестабильно, холостые обороты плавают. При осмотре видно, что дроссельная заслонка и шток РХХ покрыты отложениями, которые обычно темные и жирные.

Частые вопросы по проблеме плавающих оборотов

Почему плавают обороты на холодном двигателе?
Могут ли плавать обороты из-за аккумулятора?

АКБ, в каком бы состоянии он ни был, не влияет на работу ДВС. Некоторые водители отмечают, что плавающие обороты появляются сразу после замены аккумулятора, а через какое-то время могут прийти в норму. Как вариант быстрого «лечения» в этом случае — скинуть клеммы и поставить обратно. Если это не поможет, стоит ехать в сервис.

Почему при включении кондиционера плавают обороты?

При условии, что система кондиционирования полностью исправна, стоит проверить дроссель и РХХ. В целом же нужно смотреть на характер проявления плавающих оборотов, поэтому все же рекомендуем сразу обращаться на диагностику.

Какие датчики влияют на обороты двигателя?

Если брать основные, то это:

  • датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ),
  • регулятор холостого хода (РХХ),
  • датчик расхода воздуха (ДМРВ),
  • датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

Почему плавают обороты при нажатии на педаль тормоза?

Проблема может быть связана с повреждением вакуумного усилителя тормозов, который связан с впускным коллектором. При потере герметичности воздух из тормозной системы может уходить в топливо.

При этом грешить только на один ВУТ не стоит, причина может быть связана с другими неисправностями.

Чем опасна вибрация на холостых

Даже несведущий в механике человек должен понимать, как отражается неустойчивая работа двигателя на холостом ходу — на всех остальных частях автомобиля. Если начинается вибрация двигателя на холостых оборотах, то со временем ожидайте разболтанные и, в конце концов, оборванные подушки крепления двигателя и КПП.

Вибрации кузова будут разбалтывать и ослаблять все крепления в салоне, моторном отсеке и багажном отделении. Начнут скрипеть и издавать неприятные звуки и обшивка интерьера, и обшивка того же багажника и так далее, и так далее.

Выводы — и из личного опыта

За более чем 40-летнюю «водительскую карьеру» мне довелось поездить на самых разных машинах, начиная с убитого Москвича-412 ИЭ и двадцать первых и двадцать четвертых Волг, и (в качестве журналиста) заканчивая совершенно новыми автомобилями современного мирового автопрома. Я сделал для себя несколько выводов.

В частности, применительно к нашей сегодняшней теме, я всегда прислушиваюсь к звукам и даже запахам автомобиля. И если мне показалось (пока лишь только показалось), что якобы что-то не в порядке, то я лучше перестрахуюсь. Как сказал один известный киногерой, «лучше переспать, чем недопить».

автомобильный инженер, журналист,

редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»

Нужен ремонт двигателя? Не откладывайте на потом! Найдите СТО прямо сейчас, воспользовавшись формой поиска ниже:

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (Пока оценок нет)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.