НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА ХОЛОСТОГО ХОДА

Содержание

Описание неисправностей и проверка

НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА ХОЛОСТОГО ХОДА

Лямбда-зонд – это датчик кислорода, который анализирует количество кислорода в отработанных газах двигателя внутреннего сгорания. Он нужен для регулировки подачи топлива в камеру сгорания.

Лямбда-зонд – описание, принцип работы

Причины неисправностей лямбда-зонда и способы решения проблем

Ошибки и проблемы новичков в ремонте

В этой статье мы расскажем вам о том, как работает лямбда-зонд, какой у него срок службы, какие симптомы и причины сбоев он может вызывать, как его проверять и менять, а также как предотвратить типичные ошибки и проблемы при ремонте.

Лямбда-зонд – описание, принцип работы

Лямбда-зонд или, как его ещё называют — кислородный датчик, состоит из двух платиновых электродов и твердого электролита, который при высокой температуре пропускает ионы кислорода. Напряжение между электродами зависит от количества кислорода в отработанных газах и передается на блок управления двигателем. Блок управления регулирует время открытия форсунок, чтобы поддерживать оптимальный коэффициент избытка воздуха (лямбда). Лямбда-зонды бывают двух типов: узкополосные и широкополосные. Узкополосные могут определять только три состояния смеси: бедная, нормальная и обогащенная. Широкополосные могут измерять любое значение лямбда в широком диапазоне.

Широкополосные лямбда-зонды более точные и быстрые, чем узкополосные.

Если у вас «троит» машина или обороты странно ведут себя на нейтралке – самой вероятной (и дешевой с точки зрения ремонта) поломкой будут проблемы со стороны датчика холостого хода. На самом деле это – не датчик, а регулятор, но многие «подцепили» неправильное название – ДХХ – поэтому ниже мы будем называть его и так, и так.

Датчик холостого хода – что это такое и зачем он нужен

Признаки неисправностей ДХХ

Причины неисправностей датчика

Диагностика датчика холостого хода

Ошибки новичков в ремонте

В разделах материала вы узнаете: что такое датчик/регулятор холостого хода, где находится эта деталь, как определить, неисправен датчик или нет, как проверить датчик холостого хода и какой ремонт вы можете совершить самостоятельно.

Вступление

Лада Нива набирающий популярность отечественный автомобиль, который собрал в себе множество положительных качеств. Нива  является современным автомобилем, который призван полностью удовлетворять потребности потребителя, а изюминкой Нивы является полный привод. Данный авто оснащен двигателем с инжекторным впрыском топлива и восьмью клапанами. Нормы экологичности у такого ДВС соответствуют евро стандартам ЕВРО-4. Нормы экологичности контролируются датчиками, кислорода, которые зачастую приносят множество проблем владельцам данного авто.

В данной статье рассказывается о датчике кислорода (лямбда зонд) на автомобиле Лада Веста, а именно об его назначении, расположении, признаках неисправности, способах проверки, стоимости и самостоятельной замене.

Сообщения: 4Зарегистрирован: 15 май 2023, 16:38Автомобиль: Нива 3Д, 2023 г. в.Имя: МаксимОткуда: Химки

M74. 9 — точно ЕВРО-2?

Всем привет!
На новой Ниве 3Д 2023 г.в. (ЭБУ М74.9) заявлен экологический класс второй, т. е. евро-2. По всем источникам, при евро-2 должен стоять один датчик кислорода перед катализатором. Состояние ката не контролируется. Но! В действительности имеем два датчика, второй — после ката. И резонатор также имеем с фланцем не на два болта (евро-2), а на три (евро-3).
Как это понимать? Это из той же серии, что и незадействованный датчик температуры, исполняющий функцию заглушки на двигателе?
Надо будет снять разъем со второго ДК и проверить ошибки по датчику в памяти ЭБУ. Если ошибка не появится, то, скорее всего, второй ДК не используется. А если появится, то однозначно сказать нельзя.

Выглядит вот так:

НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА ХОЛОСТОГО ХОДА

17 май 2023, 15:03

Да, вчера проверил. Снял разъем со второго датчика кислорода, прогрел двигатель до рабочей температуры, чуть проехал. Никаких ошибок в памяти ЭБУ не зафиксировано, лампа Check Engine на панели не светится. Делаю вывод, что вторая лямбда не используется, т.е. евро-2.
На новой Ниве ВАЗ использует уже два ненужных датчика для затыкания лишних дыр, и все они включены в цену.

Причины неисправностей лямбда-зонда и способы решения проблем

Поломка лямбда-зонда может произойти по разным причинам. Их можно разделить на два вида: механические и электрические.

Механические причины заключаются в том, что лямбда-зонд испытывает физическое воздействие или загрязнение. Это может случиться из-за:

Электрические причины связаны с тем, что лямбда-зонд неисправен из-за проблем с электрической схемой. Это может произойти из-за:

Если лямбда-зонд поврежден или забит по механической причине, то можно попытаться почистить его специальным средством или поменять на новый датчик.

Если лямбда-зонд не работает из-за электрических сбоев, то нужно проверить, целы ли провода, разъемы и соединения, и правильно ли они подсоединены. Также нужно удостовериться, что лямбда-зонд соответствует блоку управления двигателем (ЭБУ) и имеет необходимые характеристики. Если ЭБУ сломан или неправильно работает, то его следует отремонтировать или заменить на рабочий.

Причины неисправностей датчика

Поскольку регулятор холостого хода – вещь довольно простая, у него может быть всего 5 видов неисправностей:

Датчик холостого хода – что это такое и зачем он нужен

Для начала поговорим о том, что это и зачем оно нужно, и начнем мы с двигателя. Вне зависимости от вида топлива, бензин или дизель, двигатель держит обороты за счет взрыва топливной смеси из топлива + кислорода внутри своих камер. Топливо подается, грубо говоря, «по трубам», а вот кислород берется из атмосферного воздуха, который предварительно фильтруется воздушным фильтром. Подача воздуха осуществляется через канал, который ведет из воздушного фильтра ко впускному коллектору. В этом канале установлена дроссельная заслонка – шторка, которая закрывает воздушный канал, когда педаль газа не нажата.

Если педаль газа нажимается – заслонка приоткрывается, и в двигатель поступает воздух, который смешивается с топливом, поджигается, взрывается и обеспечивает обороты.

Вся эта схема хорошо работает только тогда, когда педаль газа нажата. Если же педаль не нажата, то дроссельная заслонка полностью перекрывает канал, воздух не поступает, машина глохнет. Ну, должна глохнуть, хотя по факту авто работает на холостых оборотах. Почему это возможно? Потому что над основным каналом есть байпасный:

Даже когда дроссельная заслонка полностью закрыта, воздух проникает через байпасный канал и поступает в двигатель, что позволяет последнему работать на низких оборотах. Но иногда байпасный канал нужно частично или полностью перекрывать – когда машина заглохла или когда водитель жмет на педаль газа. Для этого существует маленький электродвигатель с запорной иглой – регулятор холостого хода.

Выглядит он вот так:

По конструкции – это крайне простой электромотор, который умеет выдвигать наружу и задвигать внутрь свою иглу (левую часть). Собственно, конструкционно здесь больше описывать и нечего: есть 4 клеммы, в зависимости от того, на какую подается электричество, электромотор иглу выдвигает/задвигает.

Насчет «датчика» – эта часть авто датчиком не является, потому что датчик должен «снимать» какие-то данные откуда-то, а регулятор холостого хода никакие данные не снимает – он только регулирует подачу воздуха в байпасный канал, находящийся над дроссельной заслонкой. А вот его работа уже регулируется датчиками:

Данные, которые снимаются с этих датчиков, попадают в блок управления, который уже и принимает решение о том, что должен сделать РХХ.

К слову, еще один фактор, который влияет на решения БУ – расход электричества, поскольку электричество производится генератором, а генератор «пользуется» работой двигателя. Так что «неправильные» обороты при усилении энергопотребления (печка, фары и так далее) на холостом ходу тоже могут указывать на проблемы с РХХ.

Очень кратко упомянем про виды:

В большинстве авто сейчас стоят ступенчатые РХХ, поэтому проблем с покупкой нового (для замены) быть не должно. Но если вы все же сомневаетесь, то достаньте регулятор холостого хода и посмотрите, сколько у него контактов. Если 2 – то соленоидный, если 3 – то роторный, если 4 – то ступенчатый.

Где находится ДХХ

Где стоит регулятор холостого хода? Он расположен на двигателе, около впускного коллектора, над дроссельной заслонкой:

Обычно крепится двумя винтами, которые без проблем откручиваются – если что-то закорело, можно использовать ВД-40.

FAQ

В общем-то, есть всего 2 способа ремонта регулятора холостого хода: прочистка или замена. Прочистить можно байпасный канал и иглу, если это не помогло – меняйте.

Простой китайский датчик холостого хода стоит около 600 рублей, и за эти деньги вы или исправите проблему, либо узнаете, что проблема не в РХХ – что, в общем-то, дешево как для ремонта, так и для диагностики.

Ошибки и проблемы новичков в ремонте

Если вы решили самостоятельно заменить лямбда-зонд, то вам необходимо соблюдать определенные правила и избегать распространенных ошибок и проблем. Вот некоторые из них:

Чтобы успешно выполнить замену лямбда-зонда, вам нужно следовать инструкциям, которые мы дали выше, а также учесть эти рекомендации:

Если вы не уверены в своих способностях или не знаете, как правильно выбрать или установить лямбда-зонд, то лучше обратиться за помощью к профессиональному автомеханику.

Он сможет провести качественную диагностику и замену, а также дать вам полезные советы по эксплуатации и обслуживанию вашего автомобиля.

Проверка датчика кислорода

Проверить датчик можно с помощью компьютерной диагностики автомобиля, для Лада Нива можно использовать обычный ЕЛМ327, если у Вас его еще нет, то обязательно стоит приобрести данную деталь, стоит она совсем недорого, а экономит немало денег, на диагностике авто.

Для проверки необходимо подключить ОБД-Сканер к разъему  OBD-II, произвести сопряжение со смартфоном.

На смартфон скачивается приложение Torque PRO, в котором необходимо добавить графики работы датчиков кислорода.

После чего прогреваем мотор и смотрим за показаниями на графиках. Один из графиков, а именно первого ДК, который стоит перед катализатором, должен рисовать синусоиду. Второй, который после катализатора, рисует прямую линию с небольшим искажением.

НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА ХОЛОСТОГО ХОДА

Эти условия проверки будут верны, если катализатор исправен, при неисправном катализаторе показания с ДК могут быть совершенно хаотичными.

Так же можно проверить температуры на датчиках кислорода, естественно рабочий датчик будет ее показывать, температура датчика 1 должно быть больше температуры датчика 2.

Срок службы лямбда-зонда

Лямбда-зонд служит разное время в зависимости от разных условий, например, от того, какое топливо вы заливаете, в каком состоянии находится ваш двигатель, как вы ездите, какая погода и экология и так далее. Обычно он работает от 40 до 100 тысяч километров. Но бывает, что лямбда-зонд ломается раньше или позже этого срока.

Чтобы лямбда-зонд служил дольше, нужно соблюдать эти правила:

Расположение

В Ниве датчики кислорода расположены на выпускном коллекторе, впрочем, как и на всех других автомобилях, так как датчик служит для измерения выхлопных газов, то он попросту не может устанавливаться в другом месте. Один датчик устанавливается перед катализатором, непосредственно сразу вблизи головки блока цилиндров, а второй после катализатора, чаще всего он труднодоступен и находится под автомобилем.

Диагностика датчика холостого хода

Будем честны, самый простой способ диагностики – замена регулятора холостого хода на новый (вместе с уплотнительным кольцом). Проблема исчезла – отлично, не исчезла – ищем дальше.

Почему это – самый простой способ? Потому что датчик холостого хода: а) стоит около 600 рублей; б) не разбирается.

Но если у вас нет возможности купить новый регулятор холостого хода сейчас, вы можете сделать следующее:

В этой части мы дадим ответы на популярные вопросы о теме.

Как проверить лямбда-зонд без специальных устройств?

Вы можете испытать проверить лямбда-зонд, применяя такой метод:

У нормального лямбда-зонда напряжение должно меняться от 0 до 1 В. Если напряжение не появляется или слишком большое, то лямбда-зонд неисправен. Этот метод не обеспечивает точности и надежности результатов, поэтому мы советуем вам использовать особые устройства для диагностики лямбда-зонда.

Какой лямбда-зонд лучше: узкополосный или широкополосный?

Узкополосный лямбда-зонд может опознавать только три состояния смеси, а широкополосный лямбда-зонд может измерять любое значение лямбда в пределах от 0,65 до 1,6. Широкополосный лямбда-зонд более точный и скоростной, но более дорогой и сложный в монтаже и настройке. Выбор вида лямбда-зонда зависит от вида и модели вашего авто, а также от ваших задач и предпочтений. Если вы хотите улучшить эффективность работы двигателя, то вам следует выбрать широкополосный лямбда-зонд. Если же вы хотите экономить на ремонте и обслуживании вашего авто, то вам подходит узкополосный лямбда-зонд.

Как очистить лямбда-зонд?

Лямбда-зонд может засоряться осадками нагара, сажи, катализатора или других веществ. Для очистки лямбда-зонда можно применять механическую, химическую или термическую очистку. Но эти способы не всегда действенны и безопасны. Поэтому мы не рекомендуем вам очищать лямбда-зонд самостоятельно, если вы не уверены в своих действиях. Лучше попросить помощи у профессионального автомеханика.

О датчике

Датчик кислорода, это устройство, которое считывает показания несгоревшего топлива в отработанных выхлопных газах. Ведет подсчет кислорода в выхлопе, затем передает эти показания на блок управления двигателем (ЭБУ). Эти расчет необходимы для правильного составления топливно-воздушной смеси, которая поступает в двигатель. ДК напрямую влияет на расход топлива, при некоторых неисправностях датчика могут наблюдаться проблемы с расходом топлива автомобиля.

В Лада Нива устанавливается два датчика кислорода, которые призваны наиболее правильно считывать кислород в отработанных газах, тем самым снижая вредные выбросы в окружающую среду.

Конструкция датчика

Датчик кислорода довольно сложное устройство, в его состав входят очень дорогие материалы, такие как платина. Именно детали из платины улавливают частички несгоревшего топлива. Так как датчик подвержен очень высокой температуре, данные пластины из платины закрывает специальный защитный наконечник с отверстиями, в которые поступают отработанные газы, внутри датчика имеется нагревательный элемент, который заключен в керамическую оболочку. Сам датчик выполнен из металла.

Датчик работает довольно просто, внутри имеются платиновые пластины, которые очень чувствительны к выхлопным газам, а именно к кислороду. Когда кислород попадает на данные пластины, они вырабатывают разность потенциалов (напряжение). Исходя из этого, датчик кислорода вырабатывает напряжение, которое разнится в зависимости от количества кислорода прошедшего через датчик. Сам ДК передает показания на блок управления двигателем, а тот в свою очередь корректирует необходимые параметры для приготовления оптимальной топливной смеси.

Признаки неисправностей

Если лямбда-зонд не работает, то это может быть очень плохо для двигателя и для окружающей среды. Поэтому надо сразу же заметить и исправить проблему. Есть несколько симптомов неисправности:

Если вы видите один или несколько из этих знаков, то вам надо скорее ехать в автосервис.

Замена

НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА ХОЛОСТОГО ХОДА

Замена датчика производиться довольно просто, если знать все технические аспекты данной работы. Замена заключается лишь в том, чтобы выкрутить деталь из посадочного отверстия и вкрутить новую, но зачастую это сделать довольно проблематично, так как датчик устанавливается в выпускном коллекторе и под воздействием больших температур он прикипает к посадочному месту, что делает его демонтаж проблематичным.

Специальный ключ

НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА ХОЛОСТОГО ХОДА

Так как зачастую датчик проблематично выкрутить из посадочного места рожковым ключом, не сорвав его грани, а обычную головку не одеть из-за провода, то можно воспользоваться специальным ключом, предназначенным для откручивания лямбда зондов.

Для замены потребуется:

Внимание! Работы необходимо производить на остывшем моторе и со смотровой ямы, в некоторых случаях деталь можно заменить и без ямы.

Перед началом производства работ рекомендуется нанести на деталь проникающую смазку, которая облегчит процесс замены.

Отключаем разъем соединяющий датчик и электрическую проводку автомобиля.

С помощью рожкового ключа или специального ключа отворачиваем датчик кислорода.

Вынимаем и устанавливаем на место новый датчик.

В некоторых случаях, когда датчик точно не исправен и будет подлежать замене, можно отрезать провода, надеть длинную головку, тогда датчик вывернется без труда.

Признаки неисправностей ДХХ

Все признаки неисправности регулятора холостого хода так или иначе связаны с поведением двигателя:

Ошибки новичков в ремонте

Чаще всего новички совершают следующие ошибки:

Диагностика лямбда-зонда

Есть два метода контроля кислородных датчиков: электронный и визуальный.

Электронная проверка

Для этого требуются специализированные электронные приборы, такие как мультиметр, осциллограф, сканер или диагностический компьютер. С их помощью можно измерять различные характеристики сигнала лямбда-зонда, например, напряжение, сопротивление, частоту и амплитуду, а также находить и исправлять ошибки по лямбда-зонду в памяти ЭБУ. Для этого нужно подключить прибор к разъему лямбда-зонда или к диагностическому разъему автомобиля. Затем нужно запустить двигатель и наблюдать за показателями прибора в разных режимах работы двигателя: на холостом ходу, при ускорении, замедлении, на постоянной скорости и т.д. По итогам контроля можно определить состояние и работоспособность лямбда-зонда.

Визуальная проверка

Для этого нужно остановить и остудить двигатель, затем снять зонд для проверки. Нужно посмотреть на то, как выглядят электроды, корпус, контакты и поверхность зонда, а также есть ли на нем влага. Нужно провести акустический тест, ударив по зонду. Если звук тусклый или звонкий, это может свидетельствовать о том, что зонд поврежден, если звук ясный и резкий — что зонд в порядке. Визуальный метод не дает точных и достоверных результатов, поэтому мы рекомендуем вам использовать специальные приборы для контроля лямбда-зонда, если у вас есть такая возможность.

Замена лямбда-зонда

Если датчик неисправен или изношен, то его надо заменить на новый. Поломку лямбда-зонда можно исправить самостоятельно или обратиться в профессиональный сервис, если у вас нет необходимых инструментов и навыков.

Для замены лямбда-зонда вам понадобятся следующие инструменты:

Для замены лямбда-зонда вам нужно выполнить следующие действия:

Ошибки датчика кислорода

Когда датчик кислорода выходит из строя на приборной панели Нивы, появляется индикация о проблемах с ДВС, а именно зажигается лампа «CHECK ENGINE». При подключении диагностического оборудования можно считать такие ошибки указывающие на неисправность лямбда-зонда.

Признаки неисправности

Датчик кислорода является довольно надежным элементом ЭСУД (электронная система управления двигателем), зачастую данная деталь способна проработать без проблем 200 тысяч км. пробега. Иногда случаются моменты когда ДК выходит из строя намного раньше, но чтобы определить его неисправность необходимо проводить компьютерную диагностику, что весьма дорого, в некоторых случаях неисправность датчика можно определить по признакам. Таким как:

Если на машине появились подобные симптомы нужно произвести проверку ДК.

Стоимость

Купить датчик кислорода можно в любом магазине автозапчастей для отечественных автомобилей. Стоимость данной детали весьма недешевая, но зато деталь качественная.

Стоимость одного датчика кислорода начинается от 5 000 рублей, в некоторых случаях цена может быть больше или меньше. Возможно, в некоторых магазинах имеются аналоги данной детали, практически не уступающие по качеству оригинальной детали и намного приятнее по цене.

Вывод

После того, как вы установите новый РХХ, вам нужно будет откалибровать его.

В этой статье мы рассказали вам о том, что такое лямбда-зонд, как он устроен и как он работает.

Мы также рассказали вам о том, как определить и устранить неисправности лямбда-зонда, как его проверить и заменить, а также как избежать типичных ошибок и проблем при ремонте.

Мы надеемся, что эта информация была полезной и интересной для вас.

А еще интересно:  Откройте для себя лучшую гидроизоляцию крыши: обзор и оценка
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *