Содержание
Что означают цифры в индексе нивы
Единственное, на что жаловались владельцы – это недостаточная мощность автомобиля, которая не позволяла реализовать весь его дорожный потенциал. На то были объективные технические трудности, связанные с дефицитом производственных мощностей, которые автопроизводителю со временем удалось преодолеть.
На видео в конце статьи вы сможете увидеть, как отмечали выпуск 2-х миллионного авто, что подтверждает высокий потребительский спрос. Одним словом, разработчики не остались глухи к современным тенденциям, предложив сразу несколько модификаций силовых агрегатов для автомобиля ВАЗ 2121 «Нива».
Объем двигателя | Система впрыска | Система зажигания | Мощность, л.с. | Заводской индекс |
1,6 л | карбюраторная | классическая | 79 | ВАЗ–21210 |
1,7 л | карбюраторная | классическая | 80 | ВАЗ 21213-1000260 |
1,8 л | карбюратор 21073 типа «Солекс» либо инжектор | бесконтактная/на инжекторных – электронное с контроллером Bosch MP 7.0 | 82/85 | ВАЗ 2130-00 – карбюраторный ВАЗ 2130-20(26) – инжекторный |
1,7 л | распределенный впрыск топлива | бесконтактная с контроллером BOSCH MP 7.9.7. либо ЯНВАРЬ 7.2 | 83 | ВАЗ-21214-20 |
1,9 л | дизель XUD-9SD | — | — | ВАЗ-21215 |
Чтобы определить тип двигателя, следует посмотреть его код на блоке
Справочно: Код на блоке ВАЗ 21213 и ВАЗ 21214 всегда начинается и заканчивается символом *(звездочка). Поэтому, маркировка блока для указанных моделей состоит из десяти символов.
Соответственно, и сами автомобили получили новые индексы с привязкой к устанавливаемому силовому агрегату:
- Карбюраторный двигатель объемом в 1,7 литра с классическим карбюратором обозначается в документации как ВАЗ-21213;
- Аналогичный по объему двигатель с распределенным впрыском топлива — ВАЗ-21214;
- Карбюраторный двигатель ВАЗ-2130 объемом в 1,8 литра также имел индекс ВАЗ-21213;
- Индекс ВАЗ-21215 используется для экспортных моделей, оснащаемых дизельным силовым агрегатом производства «Пежо-Ситроен».
Справочно: В России и странах СНГ автомобиль с дизельным двигателем официально не продавался. Цена на внедорожник была выше легковых моделей, но это не останавливало покупателей, стремившихся к свободе передвижения.
На фото внизу представлена схема электропроводки ВАЗ 21213 с классическим карбюраторным силовым агрегатом.
Схема ВАЗ 21213 с карбюраторным мотором объемом 1,7л
Блок предохранителей ваз 21214 нива с описанием
В салоне ВАЗ 21214 Нива с инжекторной подачей топлива присутствует два блока предохранителей. Один из них расположен в традиционном месте – слева от водительской руки и приборной панели. А вот второй находится снизу, у центрального тоннеля, со стороны пассажира. В обновленных моделях именно в этот блок поместили предохранители, ответственные за различные типы фар.
Оба блока соединены между собой. Общее число предохранителей в верхнем из них равно десяти, в то время как внизу их поместили шесть с учетом резервных.
№ предохранителя | Сила тока (ампер) | Электроцепь |
F1 | 16 | Вентилятор печки, обогрев заднего стекла, задний стеклоочиститель и стеклоомыватель, насос омывателя ветрового стекла |
F2 | 8 | Подрулевой переключатель, дворники ветрового стекла, аварийная сигнализация, реле-прерыватель (в режиме указателей поворота), свет заднего хода, комбинация приборов (указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива, тахометр, контрольные лампы: указателейповорота, блокировки дифференциала, стояночного тормоза, аварийного состояния рабочей тормозной системы, недостаточного давления масла, резерва топлива, заряда аккумуляторной батареи) |
F3 | 8 | Левый дальний свет, контрольная лампа включения дальнего света |
F4 | 8 | Правый дальний свет |
F5 | 8 | Левый ближний свет |
F6 | 8 | Правый ближний свет |
F7 | 8 | Лампы габаритного света в левом переднем и левом заднем фонарях, фонари освещения номерного знака, контрольная лампа включения габаритного света |
F8 | 8 | Лампы габаритного света в правом переднем и правомзаднем фонарях, лампы подсветки комбинации приборов,прикуривателя, выключателей, блока управления отоплениеми вентиляцией |
F9 | 8 | Выключатель аварийной сигнализации, реле-прерыватель(в режиме аварийной сигнализации), контакты реле обогревастекла двери багажного отделения |
F10 | 8 | Звуковой сигнал, плафоны освещения салона, лампысигналов торможения в задних фонарях |
F11/F12 | 8 | Резерв |
F13 | 8 | Контакты реле противотуманного света в задних фонарях |
F14 | 16 | Прикуриватель |
F15/F16 | 16/8 | Резерв |
В нижнем дополнительном монтажном блоке ВАЗ Нива можно найти такие элементы электрозащиты:
№ предохранителя | Сила тока (ампер) | За что отвечает |
F11 | 8 | Лампы указателей поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(в режиме аварийной сигнализации) |
F12 | 8 | Реле дневных ходовых огней, лампы дневных ходовых огней |
F13 | 8 | Лампы и реле заднего противотуманного огня |
F14 | 16 | Прикуриватель |
F15 | 16 | Резерв |
F16 | 8 | Резерв |
Помимо двух описанных блоков, в этом автомобиле можно найти также блок предохранителей, ответственных за систему управления силовой установкой. Он находится под панелью приборов с левой стороны кузова. Ориентир – диагностическая колодка. Всего тут поместили 4 элемента:
№ предохранителя | Сила тока (ампер) | Ответственная часть |
F1 | 30 | Контакты реле правого электровентилятора |
F2 | 30 | Контакты реле левого электровентилятора |
F3 | 15 | Обмотки реле правого и левого электровентиляторов, контроллер, форсунки, катушка зажигания |
F4 | 15 | Элементы обогрева управляющего и диагностического датчиков кислорода, датчик фаз, датчик массового расхода воздуха, клапан продувки адсорбера |
Проверка приборов и их датчиков
Ремонт контрольных приборов, особенности сборки и разборки на ваз 2121, порядок замены датчиков в приборах 2131 ваз. Диагностика схем электрооборудования автомобиля нива 2121. Инструкции по ремонту: генератора, стартера. Схема нива 2131.
- Схема соединений комбинации приборов выпуска с 1996 г. (вид изнутри)
- 1 – тахометр;
- 2 – стабилизатор напряжения;
- 3 – лампа освещения комбинации приборов;
- 4 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
- 5 – указатель уровня топлива;
- 6 – контрольная лампа системы управления двигателем;
- 7 – контрольная лампа обогрева заднего стекла;
- 8 – контрольная лампа противотуманного света;
- 9 – контрольная лампа дальнего света фар;
- 10 – контрольная лампа наружного освещения;
- 11 – контрольная лампа указателей поворота;
- 12 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
- 13 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости;
- 14 – контрольная лампа давления масла;
- 15 – контрольная лампа блокировки дифференциала;
- 16 – контрольная лампа резерва топлива;
- 17 – контрольная лампа ремней безопасности;
- 18 – контрольная лампа стояночного тормоза;
- D1, D2 – диоды IN4002;
- R1 – резистор 470 Ом, 0,25 Вт;
- R2 – резистор 51 Ом, 5 Вт.
Указатель температуры охлаждающей жидкости работает совместно с датчиком нива 2131, ввернутым в головку цилиндров. В датчике установлен терморезистор (резистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры).
- Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Температура, °С | Напряжение на датчике, В | Сопротивление датчика, Ом |
30 | 8 | 1350–1880 |
50 | 7,6 | 585–820 |
70 | 6,85 | 280–390 |
90 | 5,8 | 155–196 |
110 | 4,7 | 87–109 |
- Данные для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости
Положение стрелки указателя (при напряжении в бортовой сети 13–14 В) | Сопротивление датчика температуры, Ом |
В начале шкалы | 640–1320 |
В начале красной зоны | 77–89 |
В конце красной зоны | 40–50 |
- Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика и через резистор 20–50 Ом (лампочка 4–5 Вт, обмотка реле) соедините его с «массой».
Если стрелка отклонится, неисправен датчик.
Если стрелка не отклонилась, снимите комбинацию приборов ваз 2121, отсоедините от нее красную колодку и при включенном зажигании соедините через резистор 20–50 Ом штекер «13» белой колодки с «массой». Если стрелка теперь отклонилась – неисправна цепь «датчик – указатель».
Если нет – неисправен указатель или его цепь питания.
- Если стрелка указателя постоянно находится в красной зоне, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика нива 2121.
Если стрелка отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод замыкает на «массу» или не работает указатель.
Последний можно проверить, отсоединив белую колодку от комбинации приборов.
При этом у исправного указателя (при включенном зажигании) стрелка должна быть в начале шкалы.
Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком, установленным в топливном баке. Датчик представляет собой реостат с резистором из нихромовой проволоки. Подвижный контакт реостата перемещается рычагом с поплавком. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы резерва топлива, когда в баке остается 4–6 л бензина.
- Данные для проверки датчика указателя уровня топлива
Эсуд (система управления двигателем) нива ваз 21213, 21214, 2131 lada 4×4
Двигатель автомобиля с инжекторным двигателем оборудован микропроцессорной системой управления двигателем (МСУД).
Схема расположения элементов систем питания и управления двигателя
Расположение элементов систем питания и управления двигателя
Двигатель ВАЗ-21214 оснащен системой распределенного впрыска топлива (на каждый цилиндр отдельная форсунка) с электронным управлением.
Контроллер системы впрыска (блок управления, ЭБУ) представляет собой миникомпьютер специального назначения. Он содержит три вида памяти – оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ).
ОЗУ используется компьютером для хранения текущей информации о работе двигателя и ее обработки. Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима, т.е. при отключении питания ее содержимое стирается.
ППЗУ содержит собственно программу (алгоритм) работы компьютера и калибровочные данные (настройки). Таким образом, ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер кривых момента и мощности, расход топлива, и т.п. ППЗУ энергонезависима, т.е. ее содержимое не изменяется при отключении питания. ППЗУ устанавливается в разъем на плате контроллера и может быть заменено отдельно (при выходе из строя контроллера исправное ППЗУ можно переставить на новый контроллер). В ЭПЗУ записываются коды иммобилайзера при «обучении» ключей (см. сервисную книжку автомобиля). Эта память также энергонезависима.
Контроллер расположен в салоне, на боковой панели в зоне ног водителя.
Датчики системы впрыска выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя (кроме датчика скорости автомобиля), на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок открытия форсунок, момент и порядок искрообразования. При выходе из строя отдельных датчиков контроллер переходит на обходные алгоритмы работы; при этом могут ухудшиться некоторые параметры двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно. Единственным исключением является датчик положения коленчатого вала, при его неисправности двигатель работать не может. Также двигатель не будет работать при одновременном выходе из строя нескольких датчиков. Датчики неремонтопригодны, при выходе из строя их заменяют.
Датчик положения коленчатого вала установлен в отверстии кронштейна крышки привода распределительного вала. Он выдает контроллеру информацию об угловом положении и частоте вращения коленчатого вала. (замена)
Фото: Датчик положения коленчатого вала и
Задающий диск датчика положения коленчатого вала на шкиве привода вспомогательных агрегатов
Датчик представляет собой катушку индуктивности; она реагирует на прохождение зубьев задающего диска вблизи сердечника датчика. Два соседних зуба на диске срезаны, образуя впадину. При ее прохождении датчик генерирует так называемый «опорный» импульс синхронизации при каждом обороте коленчатого вала. Установочный зазор между сердечником и зубьями – 1,0±0,2 мм.
Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в выпускной патрубок на головке цилиндров. Он представляет собой терморезистор, при температуре –40°С его сопротивление должно составлять 100 кОм, при 100°С – 177 Ом. (замена)
Контроллер подает на датчик стабилизированное напряжение 5 В через резистор и по падению напряжения рассчитывает состав смеси. При выходе датчика из строя контроллер переводит электровентиляторы системы охлаждения на постоянный режим работы.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой потенциометр. (замена)
На один конец его обмотки подается стабилизированное напряжение 5 В, а другой соединен с «массой». С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для контроллера. Для проверки датчика включите зажигание и, не отключая разъем (провода можно проколоть тонкими иглами, подключенными к выводам вольтметра), измерьте напряжение между «массой» и выводом ползунка – оно должно быть не более 0,7 В. Поворачивая рукой пластмассовый сектор, полностью откройте дроссельную заслонку и вновь измерьте напряжение – оно должно быть более 4 В. Выключите зажигание, отсоедините разъем, подключите омметр между выводом ползунка и любым из двух оставшихся. Медленно поворачивайте сектор рукой, следя за показаниями стрелки. Во всем диапазоне рабочего хода скачков быть не должно. При выходе из строя ДПДЗ его функции берет на себя датчик массового расхода воздуха. При этом обороты холостого хода не опускаются ниже 1200 мин -1
.
Датчик массового расхода воздуха расположен между воздушным фильтром и впускным шлангом. Он состоит из двух датчиков (рабочего и контрольного) и нагревательного резистора. (замена)
Проходящий воздух охлаждает один из датчиков, а электронный модуль преобразует разность температур датчиков в выходной сигнал для контроллера. При выходе из строя датчика массового расхода воздуха его функции берет на себя ДПДЗ.
Датчик детонации закреплен болтом в верхней части блока цилиндров с правой стороны. (замена)
Действие датчика основано на пьезоэффекте: при сжатии пьезоэлектрической пластинки на ее концах возникает разность потенциалов. При детонации в датчике возникают импульсы напряжения, по которым контроллер регулирует опережение зажигания. Для правильной работы датчика болт крепления должен быть затянут рекомендуемым моментом.
Управляющий датчик концентрации кислорода (кислородный датчик, лямбда-зонд) установлен в приемной трубе системы выпуска . (замена)
Кислород, содержащийся в отработавших газах, создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 0,1 (много кислорода – бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода – богатая смесь). По сигналу от датчика кислорода контроллер корректирует подачу топлива форсунками в цилиндры, так чтобы состав отработавших газов был оптимальным для эффективной работы нейтрализатора (напряжение кислородного датчика около 0,5 В). Для нормальной работы датчик кислорода должен иметь температуру не ниже 360°С, поэтому для быстрого прогрева после запуска двигателя в датчик встроен нагревательный элемент.
Контроллер постоянно выдает в цепь датчика кислорода стабилизированное опорное напряжение 0,45±0,10 В. Пока датчик не прогрет, опорное напряжение остается неизменным. При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике. Как только датчик прогреется, он начинает изменять опорное напряжение. Тогда контроллер отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика кислорода.
Диагностический датчик концентрации кислорода (на автомобилях с 2009 года, соответствующих нормам токсичности Евро-3) установлен между нейтрализатором и дополнительным глушителем, работает по тому же принципу, что и управляющий датчик, и полностью с ним взаимозаменяем. (замена)
Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.
Датчик скорости автомобиля установлен в раздаточной коробке рядом с приводом спидометра. Принцип его действия основан на эффекте Холла. (замена)
Датчик выдает на контроллер прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1 В, верхний – не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес.
Регулятор холостого хода поддерживает обороты холостого хода в пределах 820–880 мин –1
независимо от нагрузки на двигатель (в частности, при включении и выключении мощных потребителей электроэнергии). Он представляет собой шаговый электродвигатель с микрометрическим винтом. При движении винта изменяется сечение перепускного воздушного канала между впускным патрубком и ресивером (в обход дроссельной заслонки). Неисправный регулятор рекомендуется заменять на станции технического обслуживания, где есть прибор, позволяющий управлять им (иногда при монтаже выступание винта регулятора требуется уменьшить).
Зажигание входит в систему управления двигателем. Она состоит из модуля зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. При эксплуатации система не требует обслуживания и регулировки. Модуль зажигания установлен на кронштейне, закрепленном на трех шпильках в левой передней части двигателя. Он включает в себя два управляющих электронных блока и два высоковольтных трансформатора (катушки зажигания).
катушка зажигания
К выводам высоковольтных обмоток трансформаторов подключены свечные провода – к одному 1-го и 4-го цилиндров, к другому – 2-го и 3-го. Таким образом, искра одновременно проскакивает в двух цилиндрах (1–4 или 2–3) – в одном во время такта сжатия (рабочая искра), в другом – во время выпуска (холостая). Модуль зажигания – неразборный, при выходе из строя его заменяют.
Свечи зажигания – А17ДВРМ или их аналоги, с помехоподавительным резистором сопротивлением 4–10 кОм и медным сердечником. Зазор между электродами – 1,00–1,13 мм.
Четыре предохранителя и три реле системы управления двигателем (главное, электробензонасоса и электровентиляторов системы охлаждения двигателя. подробнее) находятся в салоне под панелью приборов с левой стороны. Силовые контакты всех реле замыкаются по командам контроллера. Три предохранителя на 15 А защищают цепь постоянного питания блока управления, главное реле и его цепи, силовые контакты реле электробензонасоса и его цепь. Предохранитель на 30 А защищает силовые контакты реле и цепь питания электровентиляторов системы охлаждения двигателя. Кроме предохранителей, предусмотрена плавкая вставка в цепи питания системы управления двигателем (от клеммы «плюс» аккумуляторной батареи до блока предохранителей системы управления). Она находится в моторном отсеке и выполнена в виде отрезка черного провода сечением 1 мм 2
(сечение основного провода – 6 мм 2
).
Видео