Содержание
Распредвал (распределительный вал)
Распредвал (распределительный вал) – это основной элемент системы газораспределения двигателя внутреннего сгорания, отвечающий за управление открытием и закрытием клапанов. Он предназначен для обеспечения синхронной работы клапанов и поршней, что необходимо для оптимальной работы двигателя.
Конструкция распредвала
Распредвал представляет собой металлический стержень с эксцентричными кулачками, расположенными на его поверхности. Кулачки отвечают за открытие и закрытие клапанов, перемещая их вверх и вниз с помощью толкателей или коромысел. Распредвалы могут иметь один или несколько кулачков на каждом валу, в зависимости от конструкции двигателя и числа клапанов.
Назначение и функции
Распредвал нужен для управления открытием и закрытием клапанов в двигателе автомобиля. Он синхронизирует работу клапанов и поршней, обеспечивая правильную последовательность рабочих процессов в двигателе. Это позволяет двигателю работать более эффективно и экономично, а также повышает его мощность и крутящий момент. Управление распредвалом осуществляется с помощью цепного или ременного привода, который соединяется с коленчатым валом двигателя. Это обеспечивает синхронизацию работы всех компонентов системы газораспределения и позволяет двигателю работать оптимально на всех оборотах.
Другие значения и информация
У этого термина существуют и другие значения, см. Нива.
Запрос Lada Niva перенаправляется сюда; о музыкальной группе, представлявшей Армению на конкурсе песни Евровидение-2024 см. Ladaniva.
Годы производства 1977 — настоящее время
Сборка АвтоВАЗ АвтоВАЗ (Тольятти, Россия) Украина) Азия Авто
Технические характеристики
- Класс: Повышенной проходимости второго класса
- Иные обозначения:
- ВАЗ-2121 Нива (1977-2006)
- Lada Niva (1977-2006)
- Lada 4×4 (2006-2021)
- Lada Niva Legend (c 2021)
- и др.
Дизайн и конструкция
- Тип кузова:
- 3‑дв. универсал (4‑мест.)
- 5‑дв. универсал (5‑мест.) (ВАЗ-2131)
Технические характеристики автомобилей ВАЗ
ВАЗ-2121
Общие данные
- Производитель: АвтоВАЗ
- Тип: бензиновый
- Макс. скорость: 132 км/ч
- Разгон до 100 км/ч: 20 сек
Производительность
- Максимальная мощность: 59 л.с. (80), при 5400 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 116 Нм, при 3400 об/мин
Камера сгорания
- Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
- Объем: 1580 см³
- Цилиндров: 4
- Клапанов: 8
- Диаметр цилиндра: 79 мм
- Ход поршня: 80 мм
- Тактность: 4
- Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
- Материал блока цилиндров: чугун
- Материал ГБЦ: алюминий
- Степень сжатия: 8,5
Питание
- Рекомендованное топливо: АИ-92
- Охлаждение: жидкостное
- Система питания: двухкамерный карбюратор
- Расход топлива при смешанном цикле: 13,1 л/100 км
ВАЗ-21213
Общие данные
- Производитель: АвтоВАЗ
- Тип: бензиновый
- Макс. скорость: 143 км/ч
- Разгон до 100 км/ч: 19 сек
Производительность
- Максимальная мощность: 81 л.с., при 5000 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 125 Нм, при 3800 об/мин
Камера сгорания
- Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
- Объем: 1690 см³
- Цилиндров: 4
- Клапанов: 8
- Диаметр цилиндра: 82 мм
- Ход поршня: 80 мм
- Материал блока цилиндров: чугун
- Степень сжатия: 9,3
Питание
- Рекомендованное топливо: бензин по ГОСТ Р 51105 с октановым числом не менее 91
- Система питания: распределённый впрыск
- Экологические нормы: Евро-5
- Расход топлива при смешанном цикле: 10,8 л/100 км
- Расход топлива при городском цикле: 14,1 л/100 км
- Расход топлива на трассе: 8,8 л/100 км
ВАЗ-2123
Общие данные
- Производитель: АвтоВАЗ
- Тип: бензиновый
- Макс. скорость: 140 км/ч
- Разгон до 100 км/ч: 19 сек
Производительность
- Максимальная мощность: 80 л.с., при 5000 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 127 Нм, при 3800 об/мин
Камера сгорания
- Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
- Объем: 1700 см³
- Цилиндров: 4
- Клапанов: 8
- Диаметр цилиндра: 82 мм
- Ход поршня: 80 мм
- Материал блока цилиндров: чугун
- Степень сжатия: 9,4
Питание
- Рекомендованное топливо: бензин по ГОСТ Р 51105 с октановым числом не менее 92
- Система питания: распределённый впрыск
- Экологические нормы: Евро-5
- Расход топлива при смешанном цикле: 10,8 л/100 км
- Расход топлива при городском цикле: 14,1 л/100 км
- Расход топлива на трассе: 8,8 л/100 км
ВАЗ-21179
Общие данные
- Производитель: АвтоВАЗ
- Тип: бензиновый
- Макс. скорость: 186 км/ч
- Разгон до 100 км/ч: 10,2 сек
Производительность
- Максимальная мощность: 90 л.с. (122), при 6000 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 170 Нм, при 3750 об/мин
Камера сгорания
- Объем: 1774 см³
- Цилиндров: 4
- Клапанов: 16
- Ход поршня: 84,0 мм
Питание
- Рекомендованное топливо: АИ-95
- Система питания: распределённый впрыск топлива с электронным управлением
- Экологические нормы: Евро-5
- Расход топлива при смешанном цикле: 7,8 л/100 км
- Расход топлива при городском цикле: 10,5 л/100 км
- Расход топлива на трассе: 6,3 л/100 км
ВАЗ-11182
Общие данные
- Производитель: АвтоВАЗ
- Тип: бензиновый
- Макс. скорость: 160 км/ч
- Разгон до 100 км/ч: 14,0 сек
Производительность
- Максимальная мощность: 66 л.с. (90), при 5000 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 143 Нм, при 3800 об/мин
Камера сгорания
- Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
- Объем: 1596 см³
- Цилиндров: 4
- Клапанов: 8
Питание
- Рекомендованное топливо: АИ-92
- Система питания: распределённый впрыск топлива с электронным управлением
- Экологические нормы: Евро-5
- Расход топлива при смешанном цикле: 7,5 л/100 км
- Расход топлива при городском цикле: 9,8 л/100 км
- Расход топлива на трассе: 6,2 л/100 км
## Механическая коробка передач
- Производитель: АвтоВАЗ
- Модель: 2106/2107
- Тип: механическая
- Число ступеней: 4
### Передаточные отношения
1 передача: 3,242
2 передача: 1,989
3 передача: 1,289
4 передача: 1,0
Задняя передача: 3,34
Механизм управления: напольный рычаг
## Механическая коробка передач
- Производитель: АвтоВАЗ
- Модель: 21073
- Тип: механическая
- Число ступеней: 5
### Передаточные отношения
1 передача: 3,672
2 передача: 2,13
3 передача: 1,364
4 передача: 1,05
5 передача: 0,82
Задняя передача: 3,34
Механизм управления: напольный рычаг
## Технические характеристики
- Колея задняя: 1400 мм (2121), 1420 мм (21213/21214)
- Колея передняя: 1430 мм (2121), 1440 мм (21213/21214)
- Масса: 1150 кг (2121), 1210 кг (21213/21214), 1285 кг (21214-30)
- Полная масса: 1550 кг
- Коэффициент аэродинамического сопротивления: 0,536
- Объем бака: 42 л
## Другая информация
- Связанные модели: LADA Niva Travel, ВАЗ-2120 Надежда
- Похожие модели: Subaru Leone (1972), AMC Eagle Kammback, ARO 10, Suzuki Jimny
- Дизайнер: Валерий Павлович Сёмушкин
История создания LADA Niva
В 1969—1970 годах главный конструктор ВАЗа В. С. Соловьёв вышел с инициативой о разработке внедорожника для жителей сельских районов. Его предложение стало результатом проработки так называемого типажа Минавтопрома СССР на 1971—1980 годы, на тот момент времени делегированного ИМЗ (Ижмаш).
Задачи и разработка
Летом 1970 года председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед коллективами ВАЗа, АЗЛК и Ижмаша задачу создать легковой автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей.
Проектирование и тестирование
В 1972 году созданы первые ходовые прототипы Э-2121 (так называемые носители агрегатов), в 1973 году объявлено о подготовке к серийному производству. Модели прошли полный цикл испытаний, а для оценки ходовых качеств сравнили их с британскими Land Rover и Range Rover, а также УАЗ-469.
Выпуск автомобиля
31 июля 1975 года был подписан приказ о постановке LADA Niva на конвейер для начала серийного производства.
История Нивы
К середине 1990-х годов Нива уже начала устаревать, поэтому в 1993 (по другим данным, в 1994) году был произведён её рестайлинг (модификация кузова ВАЗ-21213). Модель должна была называться Тайга, но это название не прижилось.
Обновления в 1993 году
- Были переработан салон и задняя часть автомобиля.
- Под капотом теперь находился двигатель ВАЗ-21213 объёмом 1,7 литра, мощностью 78,9 л. с. и крутящим моментом 127 Н·м, с карбюратором типа Солекс и бесконтактной системой зажигания.
- Автомобиль стал комплектоваться 5-ст. КПП и редукторами мостов с главной передачей 3,9 и алюминиевым радиатором.
В 1993 году была выпущена переходная партия с прежним двигателем ВАЗ-2121.
Удлиненная версия
Параллельно с разработкой рестайлинга конструкторы занимались созданием удлинённой версии автомобиля. В 1992—1994 годах на ОПП АвтоВАЗа были собраны модели ВАЗ-2129 Кедр, ставшие прототипом будущей пятидверной модификации. В 1993 году была создана модификация ВАЗ-2130 Кедр-2, который отличался положением заднего сиденья.
Вседорожная версия
В 1995 году начался серийный выпуск пятидверной модификации ВАЗ-2131, которая производилась до января 2022 года.
Обновления в 2014 и 2015 годах
В 2014 году на базе 3-дверной версии была выпущена модификация Urban, отличающаяся дополнительной шумоизоляцией и другими улучшениями.
В 2015 году была выпущена соответствующая модификация на базе LADA 4×4 5D.
Новая модель
АвтоВАЗ начал разработку преемника Нивы ещё в 1980-х годах.
В 1998 году новая модель была представлена на Московском автосалоне.
Из-за дефолта 1998 года началось совместное производство с General Motors под названием Chevrolet Niva, при этом оригинальная модель продолжала выпускаться под названием LADA 4×4.
Технические характеристики
- Тип кузова: легковой автомобиль повышенной проходимости
- Трансмиссия: постоянный полный привод
- Коробка передач: механическая
- Колёсная база: 2,2 метра
- Дорожный просвет: 220 мм
- Угол въезда: 32°, угол съезда: 37°
Салон модели 2011 года сохранял все эти характеристики.
На первую модель ВАЗ-2121 устанавливался рядный карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель ВАЗ-2121 с цепным приводом ГРМ объёмом 1580 см³, в целом повторяющий ВАЗ-2106, но с более глубоким картером для установки редуктора. Мотор развивал 80 л. с. при 5400 об/мин, максимальный крутящий момент — 116 Н·м при 3400 об/мин. На рестайлинговую модификацию ВАЗ-21213 устанавливался карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 с увеличенным до 1690 см³ рабочим объёмом, мощностью 81,9 л. с. при 5100 об/мин и максимальным крутящим моментом 126,1 Н·м при 3000 об/мин.
Одна из особенностей «Нивы» — использование в её конструкции крупносерийных узлов модельного ряда ВАЗ. Так, от модели ВАЗ-2106 помимо двигателя использовались коробка передач и редуктор заднего моста (на первых «Нивах» в редукторах мостов использовались главные передачи от ВАЗ-2101 с передаточным отношением 4,3). Тем не менее, «Нива» сразу продемонстрировала уникальную для своего класса проходимость.
LADA 4×4 Urban на выставке в Будапеште
Большинство выпускавшихся в 1970-х годах автомобилей типа 4×4 оснащались жёстко подключаемым полным приводом (постоянный полный привод использовался в то время только на Range Rover), рамным шасси, зависимой подвеской, упрощёнными кузовами со спартанским интерьером (кроме того же Range Rover, Mercedes-Benz G-class и , Subaru Leone 4WD Estate Van) и мягким тентованным верхом, а также и низкооборотными бензиновыми или дизельными двигателями.
На 2016 год LADA 4×4 из поставляемых АвтоВАЗом сборочных комплектов собирает фирма «Азия-Авто» в Усть-Каменогорске (Казахстан). Ранее сборка «Нивы» из крупноузловых комплектов производилась в Греции, Египте, Украине (завод ЛуАЗ) и в Эквадоре, где только в 2001 году было собрано почти две с половиной тысячи автомобилей.
В 2019 году руководство АвтоВАЗа выкупило у концерна General Motors 50-процентную долю в совместном предприятии GM-автоВАЗ и вернуло все права на товарные знаки «Нива» и «Niva».
Кузов Нивы прочен: передняя левая стойка сместилась лишь на 60 мм. Увы, это единственный положительный момент. Водитель рискует головой: удар о задравшуюся на 165 мм вверх „баранку“ не силён (HIC 605), но опасен — контакт „верхней челюсти“ манекена с ободом был нестабильным. Травмы ног тоже более, чем вероятны: педаль сцепления уехала на 300 мм назад и на 85 мм вверх, нагрузка на правое бедро превысила предел прочности берцовой кости, а травмобезопасность нижней части передней панели ниже всякой критики. Пассажиру грозит черепно-мозговая травма от удара о крышку бардачка (HIC 871) и перелом рёбер. Согласно методике EuroNCAP, Нива вообще не набирает баллов за безопасность!
0 из 16
Протестированная модель: ВАЗ-21213 «Нива» (2002)
20 июня 2011 на испытательный полигон АвтоВАЗа отправили машину с ABS. Результатом испытаний стал запуск в серию версии с ABS и BAS под индексом 21214-40-021. Данную версию выпускают с 1 октября 2011 года.
«Нива» с улучшением проходимости в стиле БРДМ-2
Двигатель с распределённым впрыском топлива
О модели ВАЗ-2131 (Niva Legend 5D) и её модификациях ниже.
Пятидверную модификацию (ранее известную как ВАЗ-2131) построили на базе ВАЗ-21213 (LADA 4×4 3D) с отличием от него удлинённой на 500 мм колёсной базой и 5-дверным кузовом с дополнительной парой задних боковых дверей.
ВАЗ-2131 создали на базе модели 2129 «Кедр» за счёт добавления задней пары оригинальных дверей. На июнь 2016 года произвели уже свыше 150 тыс. ВАЗ-2131, что сделало данную модель второй по популярности в семействе старой «Нивы». Удлинение кузова произвели за счёт центральной 500-миллиметровой вставки в стандартный кузов модели 21213/21214. Соответственно изменили колёсную базу и длину автомобиля. На версии 2131 расстояние между передними и задними сиденьями увеличили на 125 мм, а на 2131-01 применили трёхместное заднее сиденье типа 2108. Топливный бак увеличили до 65 л. С освоением в ОПП производства двигателей ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л. с., 132 Н·м), производили версию 21312 с таким мотором.
Автомобиль первоначально выпускали ограниченной серией на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа с конца 1993 г. (как ВАЗ-2131) по 2015 г., после чего его производство перенесли на основной конвейер АвтоВАЗа. Стотысячный ВАЗ-2131 произвели 5 февраля 2009 года.
На базе данной разновидности также изготавливали следующие модификации:
LADA 4×4 Pickup (до 2006 года — ВАЗ-2329 «Нива Пикап», «Медведь») — пикап с удлинённой пятиместной кабиной на базе модели ВАЗ-21213, мелкосерийно изготавливали на ОПП АвтоВАЗа. Автомобиль имеет несущий кузов (колёсная база 2.700 мм) с усиленным основанием и отличается увеличенным на 300 мм задним свесом. Грузоподъёмность составляет 650 кг. На ВАЗ-2329 сохранили механическую часть от ВАЗ-2129/2131. Под заказ вместо двигателя ВАЗ 21213 была возможна установка двигателя ВАЗ-2130 (1,8 л, 84 л. с.). Предусмотрели дополнительный топливный бак, что доводило их общую ёмкость до 84 л. Заднее сиденье в кабине оригинальное, в сложенном состоянии образующее ровную грузовую площадку.
Задняя подвеска с целью увеличения грузоподъёмности оснастили усиленными пружинами и амортизаторами. На кузов могут устанавливать как мягкий брезентовый, так и низкий или высокий жёсткий пластиковый верх. Поскольку пикап собирают на базе серийных автомобилей, он автоматически проходит модернизацию вместе с базовой LADA 4×4: так, в 2009 году на ВАЗ-2329 изменили подвеску и тормозную систему, а также гидроусилитель руля.
Два пикапа с несущими кузовами: ВАЗ-2328 «Волк» с короткой 2-местной кабиной и ВАЗ-2329 «Медведь» с длинной пятиместной кабиной. Первый сняли с производства по причине низкого спроса ориентировочно в 1997 году, второй производили до 2019 года.
Допустимая полная масса буксируемого прицепа с тормозами, кг 600
Допустимая полная масса буксируемого прицепа без тормозов, кг 300
Рулевое управление травмобезопасное с телескопическим валом, рулевой механизм — глобоидальный червяк
Раздаточная коробка механическая, с блокируемым межосевым дифференциалом
Число передач РК 2 (высшая с передаточным соотношением 1,2 и низшая с передаточным соотношением 2,135)
Шины 175/80 R16 (85, Р); 185/75 R16 (92, Q); 175/80 R16 (88, Q)
Виды распредвалов для Нивы, их особенности и отличия
Существует несколько видов распредвалов для автомобиля Нива, каждый из которых имеет свои особенности и предназначен для определенных целей:
Важно помнить, что выбор распредвала зависит от целей и предпочтений водителя. Если вы ищете оптимальное сочетание производительности, расхода топлива и экологической эффективности, то стандартный распредвал может быть лучшим выбором. Если же вы хотите улучшить производительность и мощность двигателя, то спортивный или верховой распредвал могут быть более подходящими.
Установка распредвала на Ниву
Выше мы дали рекомендации, касательно того, какой распредвал лучше поставить на Ниву Шевроле и другие модификации автомобиля. Многие автовладельцы после покупки предпочитают осуществлять замену агрегата самостоятельно, не обращаясь к специалистам сервисных центров.
Установка распредвала на Ниву включает в себя следующие этапы:
После установки нового распредвала необходимо проехать на автомобиле некоторое расстояние, чтобы убедиться в его нормальной работе. Внимательно следите за уровнем масла и температурой двигателя, а также прислушивайтесь к посторонним шумам при работе двигателя. Если все в порядке, то установка распредвала прошла успешно.
В каких случаях может потребоваться замена распредвала?
Распредвал на Ниву какой лучше? Данный вопрос интересует многих автовладельцев, которые столкнулись с необходимостью замены агрегата. Если говорить о наиболее распространённых неполадках, то список можно выделить следующий:
И если с последним пунктом все более-менее понятно: решили увеличить, например, мощность и поменяли, то в остальных случаях потребуется помощь специалистов сервисного центра, чтобы определить неисправность и попробовать ее устранить. Наиболее характерная симптоматика выглядит следующим образом:
Заметили подобные симптомы? Самый лучший вариант – отправиться на сервис как можно скорее и не медлить с покупкой нового распределительного вала. Это, к слову, актуально для всех автомобилей, а не только для ВАЗ 2121.
Лучшие распредвалы на Ниву
Чтобы автомобиль продолжал радовать своего владельца и справляться с поставленными задачами, необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и замену изношенных деталей. В этом контексте, правильный выбор распределительного вала для Нивы становится ключевым фактором для повышения производительности двигателя и улучшения его эксплуатационных характеристик.
Какой распредвал поставить на Ниву карбюратор (ВАЗ 2121) – это один из самых популярных вопросов. Например, вот – очень неплохой вариант с низкой базой:
Распредвал ВАЗ 2110 Нуждин 12,10 мм (фаза 292/288°) с низкой базой, карбюратор
Наши менеджеры обязательно свяжутся с вами и уточнят условия заказа
Ищете, какой распредвал поставить на Ниву 21214? С полным списком предложений вы можете ознакомиться в каталог на нашем официальном сайте:
Вал распределительный ВАЗ 21214, 2123 Нива — Шеви нива в сборе с корпусом
Какой фирмы купить распредвал Нива Шевроле? Изучите характеристики распредвалов от разных производителей. Сравните их характеристики, такие как подъем клапана, фаза газораспределения и профиль кулачка. Учтите, что распредвалы с большим подъемом клапана обычно увеличивают мощность на высоких оборотах, но могут привести к потере тяги на низких оборотах. И наоборот, распредвалы с меньшим подъемом могут улучшить крутящий момент на низких оборотах и сделать автомобиль более «отзывчивым» на низких передачах.
Здесь можно обратить внимание на модели распредвалов от АвтоВАЗ. Они отличаются высоким качеством и долговечностью, собирая о себе только самые положительные отзывы:
Вал распределительный ВАЗ 21213 Нива в сборе с корпусом
Кстати, последний может носить титул лучший распредвал на Ниву 21214 инжектор. Впрочем, рекомендуем лично ознакомиться с характеристиками каждой модели и подобрать для себя наиболее оптимальный вариант, который будет соответствовать всем пожеланиям.
Еще раз отметим, что в данной статье представлен не полный список распредвалов для Нивы. Вы можете перейти в раздел каталога интернет-магазина SV-PARTS и ознакомиться со всеми предложениями:
Какой лучше выбрать распредвал для Нивы Тревел или какой распредвал на Ниву 1.9 какой поставить – ответы на эти и другие вопросы вы можете получить во время консультации с менеджером SV-PARTS.
Неисправности датчика распредвала
Датчики распределительного вала, как и любые другие компоненты автомобиля, могут выходить из строя. Вот некоторые из наиболее распространенных неисправностей:
При наличии симптомов неисправности, рекомендуем обратиться на СТО. В некоторых случаях можно обойтись заменой датчика, а не менять распредвал целиком. Но об этом лучше расскажет специалист.