Датчик холостого хода – что это такое и зачем он нужен
Для начала поговорим о том, что это и зачем оно нужно, и начнем мы с двигателя. Вне зависимости от вида топлива, бензин или дизель, двигатель держит обороты за счет взрыва топливной смеси из топлива + кислорода внутри своих камер. Топливо подается, грубо говоря, по трубам, а вот кислород берется из атмосферного воздуха, который предварительно фильтруется воздушным фильтром. Подача воздуха осуществляется через канал, который ведет из воздушного фильтра ко впускному коллектору. В этом канале установлена дроссельная заслонка – шторка, которая закрывает воздушный канал, когда педаль газа не нажата.
Если педаль газа нажимается – заслонка приоткрывается, и в двигатель поступает воздух, который смешивается с топливом, поджигается, взрывается и обеспечивает обороты.
Эта схема работает только тогда, когда педаль газа нажата. В случае, если педаль не нажата, то дроссельная заслонка полностью перекрывает канал, воздух не поступает, и машина глохнет. Однако за счет байпасного канала воздух все же поступает в двигатель, позволяя ему работать на холостых оборотах. Именно для регулирования подачи воздуха в байпасный канал используется регулятор холостого хода.
Признаки неисправностей ДХХ
- Машина троит при работе на холостом ходу
- Обороты двигателя странно ведут себя на нейтралке
- Автомобиль глохнет при остановке на светофоре
Причины неисправностей датчика
- Засорение или поломка механизма регулятора холостого хода
- Коррозия или окисление электроконтактов
- Повреждение проводки, подключающей регулятор холостого хода к центральному блоку электроники
Диагностика датчика холостого хода
Для диагностики датчика холостого хода можно использовать диагностический сканер или осуществить визуальный осмотр механизма регулятора.
Ошибки новичков в ремонте
- Неправильная диагностика проблемы
- Неправильное подключение замененного датчика
- Использование некачественных запасных деталей
В разделах материала вы узнаете: что такое датчик/регулятор холостого хода, где находится эта деталь, как определить, неисправен датчик или нет, как проверить датчик холостого хода и какой ремонт вы можете совершить самостоятельно.
Диагностика датчика холостого хода
Для начала, нужно подключить диагностический сканер и проверить ошибки. Если их нет, можно приступать к визуальной диагностике. Проверьте механизм регулятора холостого хода на предмет износа или повреждений.
Замена датчика холостого хода
Если вы уверены, что проблема именно в датчике холостого хода, и он требует замены, следует:
- Разъединить проводку от датчика
- Открутить крепежные винты и извлечь датчик
- Установить новый датчик, закрепив его крепежными винтами и подключив проводку
- Провести тестирование работы двигателя
После замены датчика холостого хода рекомендуется снова выполнить диагностику для проверки работоспособности системы.
Таблица
Симптомы неисправности | Возможные причины |
---|---|
Машина глохнет при остановке | Засорение механизма регулятора холостого хода |
Обороты двигателя нестабильны | Окисление электроконтактов |
Автомобиль дергается на холостом ходу | Повреждение проводки |
Список
- Датчик холостого хода регулирует подачу воздуха в байпасный канал
- Для диагностики используется диагностический сканер или визуальный осмотр
- После замены датчика, рекомендуется провести тестирование работы двигателя
Данные, которые снимаются с этих датчиков, попадают в блок управления, который уже и принимает решение о том, что должен сделать РХХ.
К слову, еще один фактор, который влияет на решения БУ – расход электричества, поскольку электричество производится генератором, а генератор пользуется работой двигателя. Так что неправильные обороты при усилении энергопотребления (печка, фары и так далее) на холостом ходу тоже могут указывать на проблемы с РХХ.
### Виды регуляторов холостого хода
В большинстве авто сейчас стоят ступенчатые РХХ, поэтому проблем с покупкой нового (для замены) быть не должно. Но если вы все же сомневаетесь, то достаньте регулятор холостого хода и посмотрите, сколько у него контактов. Если 2 – то соленоидный, если 3 – то роторный, если 4 – то ступенчатый.
## Где находится ДХХ
Где стоит регулятор холостого хода? Он расположен на двигателе, около впускного коллектора, над дроссельной заслонкой. Обычно крепится двумя винтами, которые без проблем откручиваются – если что-то закорело, можно использовать ВД-40.
## Признаки неисправностей ДХХ
Все признаки неисправности регулятора холостого хода так или иначе связаны с поведением двигателя:
## Причины неисправностей датчика
Поскольку регулятор холостого хода – вещь довольно простая, у него может быть всего 5 видов неисправностей:
### Диагностика датчика холостого хода
Будем честны, самый простой способ диагностики – замена регулятора холостого хода на новый (вместе с уплотнительным кольцом). Проблема исчезла – отлично, не исчезла – ищем дальше. Потому что датчик холостого хода: а) стоит около 600 рублей; б) не разбирается. Но если у вас нет возможности купить новый регулятор холостого хода сейчас, вы можете сделать следующее:
## Ремонт ДХХ
В общем-то, есть всего 2 способа ремонта регулятора холостого хода: прочистка или замена. Прочистить можно байпасный канал и иглу, если это не помогло – меняйте. Простой китайский датчик холостого хода стоит около 600 рублей, и за эти деньги вы или исправите проблему, либо узнаете, что проблема не в РХХ – что, в общем-то, дешево как для ремонта, так и для диагностики.
## Ошибки новичков в ремонте
Чаще всего новички совершают следующие ошибки:
## FAQ
После того, как вы установите новый РХХ, вам нужно будет откалибровать его. Распредвал (распределительный вал) – это основной элемент системы газораспределения двигателя внутреннего сгорания, отвечающий за управление открытием и закрытием клапанов. Он предназначен для обеспечения синхронной работы клапанов и поршней, что необходимо для оптимальной работы двигателя. Распредвал представляет собой металлический стержень с эксцентричными кулачками, расположенными на его поверхности. Кулачки отвечают за открытие и закрытие клапанов, перемещая их вверх и вниз с помощью толкателей или коромысел. Распредвалы могут иметь один или несколько кулачков на каждом валу, в зависимости от конструкции двигателя и числа клапанов.
Почему важен распредвал?
Распредвал нужен для управления открытием и закрытием клапанов в двигателе автомобиля. Он синхронизирует работу клапанов и поршней, обеспечивая правильную последовательность рабочих процессов в двигателе. Это позволяет двигателю работать более эффективно и экономично, а также повышает его мощность и крутящий момент. Управление распредвалом осуществляется с помощью цепного или ременного привода, который соединяется с коленчатым валом двигателя. Это обеспечивает синхронизацию работы всех компонентов системы газораспределения и позволяет двигателю работать оптимально на всех оборотах.
В каких случаях может потребоваться замена распредвала?
Распредвал на Ниву какой лучше? Данный вопрос интересует многих автовладельцев, которые столкнулись с необходимостью замены агрегата. Если говорить о наиболее распространённых неполадках, то список можно выделить следующий:
- Износ распредвала
- Искривление распредвала
- Нарушение геометрии распредвала
- Дефекты поверхности
И если с последним пунктом все более-менее понятно: решили увеличить, например, мощность и поменяли, то в остальных случаях потребуется помощь специалистов сервисного центра, чтобы определить неисправность и попробовать ее устранить. Наиболее характерная симптоматика выглядит следующим образом:
- Появление посторонних шумов в районе двигателя
- Падение мощности двигателя
- Повышенный расход топлива
- Проблемы с запуском
Заметили подобные симптомы? Самый лучший вариант – отправиться на сервис как можно скорее и не медлить с покупкой нового распределительного вала. Это, к слову, актуально для всех автомобилей, а не только для ВАЗ 2121.
Виды распредвалов для Нивы, их особенности и отличия
Существует несколько видов распредвалов для автомобиля Нива, каждый из которых имеет свои особенности и предназначен для определенных целей:
- Стандартный распредвал
- Спортивный распредвал
- Верховой распредвал
Важно помнить, что выбор распредвала зависит от целей и предпочтений водителя. Если вы ищете оптимальное сочетание производительности, расхода топлива и экологической эффективности, то стандартный распредвал может быть лучшим выбором. Если же вы хотите улучшить производительность и мощность двигателя, то спортивный или верховой распредвал могут быть более подходящими.
Лучшие распредвалы на Ниву
Чтобы автомобиль продолжал радовать своего владельца и справляться с поставленными задачами, необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и замену изношенных деталей. В этом контексте, правильный выбор распределительного вала для Нивы становится ключевым фактором для повышения производительности двигателя и улучшения его эксплуатационных характеристик.
Какой распредвал поставить на Ниву карбюратор (ВАЗ 2121) – это один из самых популярных вопросов. Например, вот – очень неплохой вариант с низкой базой:
- Распредвал ВАЗ 2110 Нуждин 12,10 мм (фаза 292/288°) с низкой базой, карбюратор
Наши менеджеры обязательно свяжутся с вами и уточнят условия заказа
Ищете, какой распредвал поставить на Ниву 21214? С полным списком предложений вы можете ознакомиться в каталоге на нашем официальном сайте:
- Вал распределительный ВАЗ 21214, 2123 Нива — Шеви нива в сборе с корпусом
Какую фирму выбрать для покупки распредвала Нива Шевроле?
Изучите характеристики различных производителей распредвалов. Сравнивайте такие характеристики, как подъем клапана, фаза газораспределения и профиль кулачка. Учтите, что распредвалы с большим подъемом клапана обычно увеличивают мощность на высоких оборотах, но могут привести к потере тяги на низких оборотах. С другой стороны, распредвалы с меньшим подъемом могут улучшить крутящий момент на низких оборотах и сделать автомобиль более отзывчивым на низких передачах.
Распредвалы от производителя АвтоВАЗ
Модели распредвалов от АвтоВАЗ отличаются высоким качеством и долговечностью, и собирают только положительные отзывы. Например:
- Вал распределительный ВАЗ 21213 Нива в сборе с корпусом
- Лучший распредвал на Ниву 21214 инжектор
Не забудьте ознакомиться с характеристиками каждой модели, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант, соответствующий вашим потребностям.
Каталог интернет-магазина SV-PARTS
Эта статья представляет не полный список распредвалов для Нивы. Вы можете ознакомиться со всеми предложениями в разделе каталога интернет-магазина SV-PARTS.
Консультация с менеджером
Если у вас возникли вопросы о выборе распредвала для Нивы Тревел или других модификаций, вы можете получить ответы во время консультации с менеджером SV-PARTS.
Неисправности датчика распредвала
Датчики распределительного вала, как и другие компоненты автомобиля, могут выходить из строя. Вот некоторые распространенные неисправности:
- …
- …
При обнаружении признаков неисправности, рекомендуется обратиться в автосервис. Иногда достаточно заменить только датчик, а не весь распредвал. Но лучше всего проконсультироваться со специалистом.
Установка распредвала на Ниву
Многие автовладельцы предпочитают самостоятельно выполнять замену распредвала после покупки. Установка распредвала на Ниву включает следующие этапы:
- …
- …
- …
После установки нового распредвала рекомендуется проехать некоторое расстояние, чтобы убедиться в его правильной работе. Следите за уровнем масла, температурой двигателя и прислушивайтесь к шумам. Успешная установка распредвала гарантирует нормальную работу автомобиля.
Клапан холостого хода
Клапан холостого хода является важным компонентом современных двигателей. Его задача — регулировать холостые обороты двигателя. Рассмотрим конструкцию, принцип работы и основные неисправности этого устройства.
Итак, регулятор холостого датчика (РХХ), он же датчик и клапан холостого хода. Работает в тандеме с электронным блоком управления авто. На вопрос о том, где находится датчик холостого хода, ответить очень просто — рядом с дроссельной заслонкой. В современных авто он зачастую размещается внутри дроссельного узла, защищенного кожухом. Само устройство состоит из таких элементов:
Суть работы регулятора в изменении сечения канала, по которому воздух поступает к двигателю в том случае, когда дроссельная заслонка закрыта. Как только зажигание включается, РХХ выдвигает шток и игла попадает в специальное калибровочное отверстие. Уже при запуске мотора регулятор приоткрывает проход, через который воздух может пройти дальше. В случае если охлаждающая жидкость , регулятор подает еще — это позволяет двигателю работать на более высоких оборотах и, соответственно, быстрее прогреваться. Кстати, именно благодаря работе регулятора автомобиль может стартовать с места практически сразу — риска заглохнуть минимален. На сегодняшний момент регуляторы холостого хода подразделены на три типа. А именно:
Как показала практика, регуляторы всех трех типов имеют неплохой эксплуатационный ресурс и выходят из строя по одним и тем же причинам. Схемы подключения регуляторов одинаковы для всех трех типов.
Неисправности датчика холостого хода
К несчастью, даже современные датчики холостого хода не имеют системы самодиагностики, так что владельцу авто придется выявлять поломку по косвенным признакам. Заметим, что при поломке даже не загорится индикатор “Check Engine”. Проблема будет крыться в недостатке или, напротив, избытке кислорода, поступающего к двигателю на холостых. Это и нужно учитывать. Признаки поломки РХХ будут следующими:
Как видите, симптомы практически те ж, что и при поломке датчика положения дроссельной заслонки, однако есть одно важное отличие — при его поломке загорается “Check Engine”. Как и в случае проблем с ДПДЗ игнорирование проблемы чреваты ускоренным износом двигателя, а также практически всех элементов топливной системы. К слову, сам регулятор изнашивается быстрее, если в дроссельный узел попадают сторонние жидкости, а также редко меняется воздушный фильтр.
Проверка и ремонт
Как уже было сказано выше, в случае если дроссельный узел вашего автомобиля защищен кожухом, добраться до регулятора может быть не просто. Перед началом проверки советуем изучить этой узел, а также проверить целостность проводки. Важный момент: дальнейшая проверка регулятора не может быть произведена корректно при . Если со всем этим проблем нет, то можно приступить к проверке. Существует несколько методов:
Сразу отметим, что в случае выхода из строя элементов «начинки» датчика менять придется все устройство — оно не является ремонтопригодным. Однако некоторые манипуляции могут решить проблему хотя бы на время. Так, например, если вы проверили регулятор вторым методом и убедились в том, что шток перестал двигаться, проделайте следующее:
Если чистка регулятора не дала результатов, придется покупать новое устройство. Автолюбитель может его разобрать и попытаться выявить причину поломки. В большинстве случаев регулятор перестает исправно работать в случае негодности направляющей конусной иглы (клин, истирание, деформация).
Подбор нового датчика холостого хода
С выбором нового устройства нет особых сложностей. Особых нюансов в подборе датчика в зависимости от страны сборки автомобиля тоже нет. Обращать внимание при выборе устройства стоит скорее на , о чем чуть позже. Чтобы быть уверенным в том, что регулятор подойдет к вашему двигателю, при выборе необходимо руководствоваться чем-то из следующего:
Сегодня все больше автолюбителей ищут запчасти по данным своего транспортного средства. Такой метод поиска стал невероятно удобным благодаря развитию интернет-магазинов. Впрочем, в них также реализован поиск по кодам. Как и было указано выше, отдавать предпочтение стоит регуляторам от известных производителей. Например: Bosch, , Continental, VDO/Siemens. Более дешевые устройства от Era, LCC и других фирм нижнего звена имеют значительно меньший эксплуатационный ресурс, так что особого смысла в экономии нет. Стоит опасаться лишь подделок.
Как распознать поддельный регулятор холостого хода
К несчастью, современный рынок контрафактной продукции предлагает практически все, что автолюбителю может понадобиться для ремонта. В большинстве случаев распознать подделку несложно, особенно если производитель оригинальный запчастей защищает свои товары , или . Вот только серьезных и хорошо заметных защитных признаков у регуляторов холостого хода большинства производителей попросту нет. Вполне надежная проверка подлинности требует наличия оригинального регулятора, с которым и будет сравниваться купленный/запланированный к покупке. Вот что нужно сделать:
Регулятор холостого хода — небольшой компонент дроссельного узла, который выполняет очень серьезную работу. Благодаря регулятору двигатель автомобиля не требуют долгого прогрева и хорошо работает на холостых оборотах. Подход к регулировке холостого хода за последние 10-15 лет серьезно изменился. Все более востребованными становятся электронные дроссельные заслонки, которые не нуждаются в регуляторе, так как с его задачами справляется сама заслонка. Такие дроссели не боятся низких температур и поломки «механики», так как ее практически нет. Что касается автомобилей с классическими дроссельными заслонками двигателей, то подобрать соответствующие им регуляторы сегодня довольно просто. Выпускать их будут еще очень долгое время.
//www.youtube.com/embed/Qt7rRs6WWN8
Автомобиль Нива начал выпускаться еще при советском союзе и со временем подвергался различным доработкам и улучшениям. Так на смену карбюраторному двигателю пришел более технологичный и совершенный двигатель с инжекторным впрыском топлива.
Для работы двигателя с инжектором необходимо большое количество различных датчиков, которые автоматизируют и упрощают процесс работы с ДВС.
Датчик холостого хода 21203 – 1148300 на Шевроле Нива, равно и для других авто с бензиновым ДВС и инжекторной системой впрыска, считается деталью системы топливоподачи. Основное назначение датчика — осуществлять стабилизацию подачи воздуха, когда ДВС эксплуатируется на холостых оборотах.
В данном режиме работы дроссельная заслонка остается закрытой, правильно сформировать процентное соотношение топливо/воздух помогает датчик, который определяет, какое количество воздуха должно пройти через впускной тракт для низких оборотов.
Во время работы мотора на средних и низких оборотах ДХХ дополнительно стабилизирует работу ДВС при значительном повышении напряжения от генератора, когда в салоне включается медиа, вентилятор (печка), свет и другое электрооборудование. Регулятор холостого хода срабатывает на увеличение подачи впуска воздуха в цилиндры.
Этот воздух учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ)и, в соответствии с его количеством, контроллер осуществляет подачу топлива в двигатель через топливные форсунки. По датчику положения коленчатого вала контроллер отслеживает количество оборотов двигателя и в соответствии с режимом работы двигателя управляет РХХ, таким образом добавляя или снижая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки. На прогретом до рабочей температуры двигателе поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, за счет РХХ увеличивает обороты и, таким образом, обеспечивает прогрев двигателя на повышенных оборотах коленвала. Данный режим работы двигателя позволяет начинать движение автомобиля сразу и не прогревая двигатель.
На Ниве 2123 регулятор холостого хода выполнен в виде маленького электропривода с пружиной и штоком, имеющим окончание в виде иглы, которые заключены в одном корпусе. Крепиться РХХ на корпусе дроссельного узла, рядом с контроллером положения ворот дросселя или ДПДЗ. Монтажный фланец прилегает к корпусу, фиксируется 2 винтами.
Датчик холостого хода 21203 – 1148300 начинает работу во время поворота ключа в замке зажигание. В этот момент шток упирается в специальное отверстие, чтобы считать необходимые шаги, после чего клапан уходит в изначальное положение.
Когда водитель убирает ногу с педали газа, дроссельная заслонка закрывается полностью. Весь воздух, необходимый для работы на холостом ходу (ХХ), поступает через отдельный канал, частично перекрываемый программно-управляемым клапаном. Именно зазор между ним и его гнездом определяет, на какой скорости будет работать двигатель.
Регулятор представляет собой шаговый двигатель с двумя обмотками якоря. Одна из обмоток предназначена для движения штока вперед, на закрытие канала, вторая – в противоположном направлении.
Каждый двуполярный импульс, подаваемый на обмотку контроллером, заставляет шток делать один шаг. Полный ход составляет 255 шагов. Обратная связь отсутствует, то есть для точного позиционирования клапана контроллер ведет подсчет количества импульсов. Исходной информацией является сравнение числа текущих оборотов коленчатого вала с заданным программой.
Контроллеру необходимо выставить положенные 850 оборотов в минуту на ХХ. Он не знает, в каком положении находится шток клапана. В этом случае на РХХ подаются все 255 импульсов прямого хода, чтобы шток гарантированно сместился вперед и полностью перекрыл воздушный канал.
После этого можно выдать заданное алгоритмом количество импульсов обратного хода, обеспечив начальный зазор в канале. Это задаст начальную установку. Далее в дело вступит механизм регулирования по сигналам датчика коленвала.
Зная, сколько импульсов с него поступает в единицу времени и сколько их приходится на один оборот, можно вычислить скорость вращения и, изменяя сечение байпаса, отрегулировать требуемые обороты. Все процессы происходят быстро, слышно только небольшое стрекотание шагового двигателя РХХ.
Основные признаки неисправности РХХ.
— При остановке авто двигатель глохнет.
— На холостых оборотах при активации зажигания обороты коленвала нестабильны. Плавающих ход сохраняется и для высших передач.
— При включении салонного оборудования (печка, кондиционер, свет) обороты ДВС значительно падают.
повышенные обороты на холодном двигателе абсолютно отсутствуют;
обороты холостого хода плавают;
автомобиль глохнет, когда пытаешься сменить передачу на КПП.
Сложность диагностики ДХХ для Нивы в следующем — узел относится к исполнительным устройствам, которое не прошито в ЭБУ автомобиля. Отсюда при поломке запчасти не загорается сигнал «Чек» на водительской панели. Для модификации Нива Шевроле, ВАЗ2131, 2120 оригинальной деталью является датчик с каталожным номером 21203–1148300.
Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 212031148300000, 212031148300000
ВАЗ- 2123, ВАЗ -21213-21214, ВАЗ- 2131, ВАЗ — 2120.
– это не конец света, а вполне решаемая проблема !
Как выявить неполадку регулятора холостого хода (РХХ) на автомобиле Chevrolet Niva -2123, ВАЗ 2131 (НИВА) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации?
Как самостоятельно заменить регулятора холостого хода (РХХ) у автомобиля Chevrolet Niva -2123, ВАЗ 2131 (НИВА) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации?
С интернет — Магазином Дискаунтер затраты на ремонт будут минимальными.
Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ !!!
Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей, расположенных ниже.
Уважаемые покупатели и посетители ! Обращаем Ваше внимание что Мы отправляем заказы из города
Перед отправкой тчательно проверим, бережно упакуем и быстро доставим на Почту России или в транспортную компанию !
Удачных Вам покупок !
Уважаемые посетители и покупатели обращаем Ваше внимание какими способами можно
Доступна Оплата кортой на сайте через "ПАО СБЕР БАНК" за выбранный товар и доставку. Есть так же Вариант оплатить только за заказ — а за доставку оплатить при получении товара
Так же есть вариант перевода Сбер Online, Tinkoff, AlfaBank и другие — при таком способе оплаты Вы экономите комиссию за перевод денежных средств
Уважаемые покупатели если Вы приняли решение купленные в нашем интернет магазине — Вам полезно будет знать !
Срок возврата товара составляет 14 дней с момента получения товара.
, производится на ваш банковский счёт в течение 5-30 рабочих дней (срок зависит от банка, который выдал вашу банковскую карту).