Почему важно менять втулки вовремя
Своевременная замена втулок поможет защитить стойки стабилизатора от раннего износа по естественным причинам. Также такая замена поможет избавить владельца автомобиля от дорогостоящего ремонта подвески.
С новыми втулками езда станет гораздо мягче и комфортнее, и даже крутые повороты будут плавными и бесшумными. Но главный принцип замены изношенных втулок – личная безопасность водителя и пассажиров.
Что такое втулки и зачем они в автомобиле
Стабилизатор поперечной устойчивости – достаточно интересный механизм. Главная его цель работы – систематизация работы подвески.
На стабилизаторе размещены втулки. Основная их задача – снижения уровня шумности подвески при совершении движения. С помощью втулок также крепится стабилизатор к кузову автомобиля. Как правило, такие втулки изготавливаются из прочных материалов – резина или полиуретан.
Такие детали обладают высоким показателем прочности и упругости, загашая скрипы, стуки и толчки при движении.
Зачастую об износе втулок могут свидетельствовать разные несвойственные звуки:
- Скрип.
- Шумы.
- Толчки.
Это основные симптомы, которые определяют о негодности втулок стабилизатора. Кроме того, под втулки могут попадать различные вредные материалы – песок, мусор, пыль, небольшие камни и пр.
Никто не застрахован от того, что при ремонте автомобиля или в других рабочих ситуациях может произойти повреждение резьбового соединения.
Как отремонтировать резьбу с сохранением ее прежнего диаметра
В настоящее время найден простой и надежный способ восстановления резьбы, который уже достаточно давно используют во всем мире. В нашей стране он, к сожалению, медленно набирает популярность, как по причине неосведомленности, так и из-за невозможности приобрести в магазинах специальные пружинные вставки и вспомогательный установочный инструмент.
Комплект инструментов для восстановления резьбы
Ремонт поврежденной резьбы
Разработкой и изготовлением вставок занимаются многие известные производители. Изделия разных фирм могут незначительно различаться по названию (ввертыши, футорки), конструктивному исполнению и материалу, но принцип действия и технология установки одинакова для всех.
Производители вставок
Многие производители занимаются разработкой и изготовлением вставок, в том числе такие как немецкий производитель металлорежущего инструмента Volkel и российский Дело Техники.
Наборы для ремонта резьбы
В продаже можно найти не только комплекты ввертышей различных длин, диаметров и шага резьбы, но и целые наборы для восстановления резьбы, в которые помимо вставок входят сверла, метчики, установочное приспособление и оправка для обламывания монтажного поводка.
Как это работает?
Ремонт поврежденной резьбы выполняется в четыре простых шага.
Шаг 1: Просверлите старую резьбу
Используйте размер сверла, рекомендованный на упаковке комплекта для ремонта резьбы. Не забудьте очистить отверстие от частиц металла. Полная таблица по сверлению отверстий под метчик.
Шаг 2: Нарежьте резьбу
В просверленном отверстии нарежьте резьбу специальным метчиком под проволочную вставку, который имеет некоторые отличия от стандартного метчика и обозначается буквами STI (система HeliCoil). Таблица с размерами метчиков под футорки.
Шаг 3: Установите резьбовую вставку
Установите резьбовую вставку с помощью установочного инструмента.
Для резьбы с крупным (обычным) шагом
Для резьбы с мелким шагом
Монтажный инструмент для установки ввертыша
Советы по ремонту резьбы
Одна из причин того, что данная резьбовая технология не работает, заключается в неправильной посадке резьбовой вставки. Главное практическое правило – верх проволочного вкладыша должен находиться ниже поверхности заготовки на 1/4 — 1/2 шага резьбы. Один из простых способов определить глубину установки подробно описан ниже.
Перед тем, как начать процесс установки, внимательно посмотрите на входную резьбу, нарезанную метчиком STI в отверстии. Обратите внимание на то место, где нить начинает входить в отверстие.
Сделайте небольшую временную контрольную метку на поверхности корпуса, удаленную на 3/4 оборота от того места, где резьба входит в отверстие. Эта отметка будет использоваться для определения глубины установки ввертыша.
Установите резьбовую вставку заподлицо с поверхностью корпуса и совместите ее конец с контрольной меткой. После этого поверните ее еще на 1/4 оборота для погружения ниже поверхности корпуса на 1/4 шага (0,25 P). Если требуется более глубокая посадка, поверните установочный инструмент еще на 1/4 оборота.
Удаление поводкового язычка
Вопросы и ответы
Почему данная технология требует использования специального метчика STI? Что такое метчик STI? Можно ли вместо него использовать стандартный метчик?
Маркировка метчика STI
Отремонтированная внутренняя резьба предназначена для крепежа стандартных размеров. После установки пружинной вставки ее витки устанавливаются с тем же шагом, что и у резьбы крепежа, для которого предназначено резьбовое отверстие.
Входная резьба под резьбовые вставки формируется специальными метчиками (также известными как STI), разработанными для использования с этими ремонтными системами.
Метчики под резьбовую вставку отличаются размерами от стандартных метчиков под винты. Но маркируются они по конечному результату, который будет получен после установки вкладыша.
Рассмотрим разницу между STI и стандартным метчиком на конкретном примере:
Стандартный метчик, используемый для нарезания резьбы для крепежа 1/2NF, имеет основной диаметр 0,500 дюйма с шагом 20 витков на дюйм. Соответствующий метчик STI имеет такой же шаг резьбы 20 витков на дюйм, но немного больший основной диаметр, в этом примере он составляет 0,568 дюйма.
Способы надежной фиксации вставки
Есть ли какой-нибудь способ более надежно зафиксировать вставку на резьбе, а не полагаться только на посадку с натягом для удержания в резьбовом отверстии?
Чтобы надежнее закрепить вставку в корпусе детали рекомендуется использовать дополнительные способы фиксации:
Химическое стопорение: нанесите тонкий слой резьбового фиксатора на внешнюю часть витков вставки перед установкой.
Механическое стопорение: слегка развальцуйте один виток резьбы корпуса для усложнения демонтажа.
Диапазон размеров
Пружинные вставки предлагаются в дюймовых и метрических размерах. Согласно опубликованным данным доступны вкладыши для винтов от размера № 2 до 1 1/2 дюйма и от М3 до М42.
Их длина обозначается 1d, 1.5d, 2d и т.д., где d – диаметр спирали. Например, для футорки М6, 2d длина будет составлять два диаметра, то есть 12 мм.
Типы резьбы
Ремонтные футорки доступны с различными типами резьбы и конфигурациями шага, включая UNC, UNF, метрическую крупную и мелкую резьбу, UNEF, UNS и трубную резьбу.
Из какого металла изготавливают вставки?
Вставки обычно изготавливают из высокоуглеродистой стали.
Изготовление резьбовых вставок
На изготовление резьбовых вставок идет особо прочная высококачественная сталь, преимущественно нержавеющая твердостью 425 – 550 HV (по Виккерсу) марки А2 и А4. Для специальных целей производители выпускают их из таких материалов, как Nitronic 60, жаропрочный сплав Inconel X, титан и фосфорная бронза.
Преимущества использования ремонтных вставок
Использование пружинных вставок открывает новые возможности для конструирования, дает свободу в выборе материала и размера крепежных элементов. Возможность быстро отремонтировать резьбовое отверстие избавит от необходимости замены дорогостоящей детали. В случае необходимости ремонтные вставки можно демонтировать при помощи всех же инструментов, входящих в систему.
Видеодемонстрация установки ввертшей
<iframe width=560 height=315 src=https://www.youtube.com/embed/-_azEsNkA9Q frameborder=0 allowfullscreen></iframe>
Нажмите, чтобы поставить оценку
Как определить, что втулки неисправны. Последствия неисправности втулок
Для крепления стабилизатора используются втулки из резины или полиуретана. С течением времени втулки изнашиваются по естественным причинам, теряя свою упругость, эластичность и целостность. Результат – неполноценная работа стабилизатора. Если заметить износ втулок поздно, это может привести к серьезным проблемам с подвеской.
Первым признаком износа втулок станет появление стуков в области подвески. Тот же самый признак подают изношенные или неисправные стабилизаторы. Однако, в отличие от последних, втулки будут подавать сигналы стуками и при поворотах, и на ямах, и на любых других неровностях.
Этот звук сигнализирует о появлении люфта в местах соединения узлов рычагов стабилизатора по причине износа втулок.
Если проигнорировать проблему и не заменить втулки, то стуки могут усилиться и начнут постоянно воспроизводиться при любой малейшей нагрузке подвески. Кузов начнет раскачиваться сильнее, создавая еще более усиленный люфт рулевого колеса. Раскачивание начнет проявлять себя не только на крутых поворотах, но и при торможении, и даже при перестроении на другую линию.
Производители автомобилей рекомендуют менять втулки через каждые 35 тысяч километров по пробегу. Производитель Mazda 6 gh рекомендует менять втулки еще раньше. Настоятельно рекомендуется использовать только оригинальные детали, а не бюджетные из некачественной резины.
Не всегда стоит учитывать параметр пробега. В большинстве случаев следует учитывать параметр износа втулок. При малейших, даже кратковременных стуках, необходимо проводить диагностику подвесок, чтобы впоследствии это не вылилось в дорогостоящий ремонт подвески целиком.
Конструкционные особенности стабилизатора
Впервые стабилизатор появился в автомобилях, которые могли достигать максимальной скорости в 20 километров в час. В связи с высоким параметром крена при поворотах, производители автомобилей приняли решение в дополнении стабилизаторов – к ним закрепились небольшие втулки.
Главная цель существования стабилизатора в автомобиле – протекция транспортного средства от непроизвольного опрокидывания. Дело в том, что при поворотах автомобиль передает нагрузку на внешние колеса, при этом на внутренних колёсах нагрузка снижается. Машина начинает раскачиваться, как судно на воде. Стабилизатор смягчает такую раскачку и удерживает тяжелый автомобиль от переворачивания.