КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Вакуумный актуатор турбины — это элемент в системе управления турбонаддувом двигателя внутреннего сгорания. Его основная функция заключается в регулировании давления наддува, обеспечивая оптимальное функционирование двигателя при различных оборотах и нагрузках. Вакуумный актуатор используется в двигателях с турбонаддувом, где для увеличения мощности и эффективности используется избыточное воздушное давление, созданное турбокомпрессором (турбиной).

Двигатель внутреннего сгорания не может работать без охлаждения.

С точки зрения физики двигатель внутреннего сгорания — это тепловая машина, состоящая из нагревателя, рабочего тела и холодильника. Нагреватель — источник тепла, в ДВС это процесс сгорания топлива. Рабочее тело — газ в цилиндрах, который превращает часть этого тепла в механическую работу. Оставшееся тепло обязательно нужно отдать холодильнику. Без этого двигатель работать не будет: таково фундаментальное ограничение, наложенное вторым началом термодинамики. Система охлаждения двигателя — это и есть холодильник тепловой машины, который передает тепло окружающей среде.

Если тепло от двигателя отводить недостаточно быстро, мотор перегреется и, вероятно, сломается: «поведет» детали, прокладка утратит герметичность или треснет одна из металлических частей. Переохлаждать тоже вредно: холодный двигатель больше изнашивается, да и расход топлива выше. Оптимальная рабочая температура — , и система охлаждения обязана ее поддерживать.

Расскажу, как она устроена и из каких компонентов состоит.

Вакуумная магистраль двигателя внутреннего сгорания довольно редко фигурирует в списках неисправностей. Многие автомобилисты даже не подозревают о её существовании. Между тем, она может доставить немало неприятностей и стать причиной неуверенной работы мотора и тормозов. Рассказываем о типичных симптомах проблем в вакуумной магистрали ДВС.

Наличие вакуумной системы на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания объясняется довольно просто. При работе мотора на такте впуска ДВС работает подобно поршневому насосу, создавая разрежение во впускном коллекторе. В картере мотора давление напротив возрастает (газы в небольшом количестве прорываются сквозь зазоры между поршнями и стенками цилиндров). Для уменьшения давления в картере предусмотрена система вентиляции, соединённая с впускным коллектором герметичным шлангом. Разрежение, возникающее в системе впуска, учитывается специальными датчиками и напрямую влияет на работу зажигания и на смесеобразование. Также возникающее в системе разрежение используется для уменьшения давления на педаль тормоза вакуумным усилителем тормозов. При нарушении работы вакуумной магистрали наблюдается множественные проблемы.

А еще интересно:  КАК СДЕЛАТЬ ЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО И ПРАВИЛЬНО

Нетрудно догадаться, что неисправности вакуумной системы связаны либо с сильным загрязнением шлангов, которые теряют способность пропускать воздух, либо напротив с их негерметичностью. Разрушение шлангов происходит по естественным причинам (срок службы резиновых изделий относительно мал) — под воздействием высокой температуры и агрессивной среды они ссыхаются, трескаются и рвутся, а изнутри загрязняются продуктами износа двигателя и распада масла. Негерметичность системы приводит к некорректной работе системы зажигания, неуверенной работе двигателя, проблемам с его пуском, снижению мощности и повышению расхода топлива.

Общие сведения о вентиляции картера:Вентиляция картера — это система, которая отводит пары из картера во впускной коллектор двигателя. Помимо моторного масла, в масляном поддоне также находится воздух. Этот воздух смешивается с парами масла и минимальным количеством продуктов сгорания, которые проходят через поршневые кольца в двигателе. возчик завершить. Мы называем их «прорывными» газами. Этот пар не должен выбрасываться в наружный воздух. Если это делается намеренно, как раньше со старыми двигателями, мы называем это отрицательной вентиляцией картера. Однако это вредно для окружающей среды, дым состоит из остатков сгорания, водяного пара и паров бензина.

В настоящее время пары подаются во впускной тракт двигателя через шланги и трубки (видны на изображении ниже). Таким образом, картерные пары всасываются в двигатель и затем участвуют в процессе сгорания. После того, как они сгорят, они уже не опасны. Мы называем полностью закрытую вентиляцию картера «положительной вентиляцией картера», сокращенно PCV. Принудительная вентиляция картера оснащена так называемым клапаном PCV, который регулирует давление в картере.

Вентиляцию картера и вентиляцию картера часто путают. Между вентиляцией картера и деаэрацией картера имеется существенная разница:

Клапан вентиляции картера:Вентиляция картера является одновременно обратным клапаном и клапаном регулирования давления, который сбрасывает избыточное давление из вентиляции картера во впуск двигателя, но закрывается в обратном направлении. В большинстве случаев клапан вентиляции картера выполнен в виде подпружиненного мембранного клапана, который поддерживает отрицательное давление в картере примерно на уровне 0,02–0,03 бар по сравнению с давлением наружного воздуха.

При открытии этого клапана PCV пары воды и картерные газы поглощаются входящим воздухом и совместно сгорают в цилиндре.

Клапан вентиляции картера соединен с наружным воздухом с одной стороны и с впускным коллектором с другой стороны. Цель состоит в том, чтобы поддерживать низкое постоянное давление в картере при изменении давления во впускном коллекторе.

Когда клапан открыт, уплотнительный диск перемещается вверх против силы пружины. Таким образом, проход увеличивается, чтобы обеспечить возможность выхода большего количества паров картера во впускное отверстие.

Клапан вентиляции картера (чертеж: VAG)

Картерные газы:Газы, поступающие в картер из камеры сгорания, называются картерными газами. Картерные газы могут попасть в картер разными способами. Наибольшее влияние на количество картерных газов, вырабатываемых двигателем, оказывают такие факторы, как зазор поршня, состояние поршневых колец, а также овальность и износ стенок цилиндра.

При сгорании на литр топлива выделяется примерно один кг водяных паров, часть которых попадает в картер двигателя по поршневым кольцам.

При прогреве холодного двигателя и богатой смеси при ускорении образуется большая часть картерных газов, из-за чего несгоревшее или не полностью сгоревшее топливо попадает в картер. Картерные газы на 10–40% состоят из масла, а остальная часть состоит из таких газов, как H20, CO, Co2, HC и NOx.

Варианты вентиляции картера и вентиляции картера:На изображениях показана часть блока двигателя, по которой можно распознать тип вентиляции картера. Компоненты вентиляции картера обозначены пневматическими символами. В легенде показаны значения символов.

Каждый тип вентиляции картера имеет номер (от 1 до 7).

  • нерегулируемая вентиляция картера со сливом под газовый клапан:Сапун картера состоит из маслоотделителя и шланга к воздушному шлангу между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. Это самый простой вариант вентиляции картера, с которым мы сталкиваемся в легковых автомобилях. Недостатков у такой конструкции немало: – пары картера могут вызвать расходомер воздуха загрязнять;– разрежение в картере зависит от сопротивления воздушного фильтра.
  • нерегулярная вентиляция картера
  • КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

  • сужение и слив до и после газового клапана
  • Вентиляция картера с обратным клапаном спереди и дросселем после дроссельной заслонки:По сравнению с номером 1 (выше) вентиляция лучше, поскольку при частичной нагрузке поток воздуха через дроссельную заслонку лучше. Недостаток – конструкция сложнее, чем №1.
  • Вентиляция картера с изменением направления потока в вентиляционном патрубке:Большой плюс в том, что речь идет о вентиляции картера, а не только о деаэрации. Недостатки заключаются в том, что требуется второй маслоотделитель и что поток воздуха в маслоотделителе меняется на противоположный.
  • изменение расхода в трубе
  • регулируемый, слив после газового клапана
  • регулируемая вентиляция картера со сливом после газового клапана:Поскольку эта версия расположена после дроссельной заслонки, в системе вентиляции картера создается большее разрежение (более сильный эффект всасывания). Поэтому необходим регулятор давления. Между маслоотделителем и впускным патрубком установлен регулятор давления, который открывается только при определенном давлении в картере. Без избыточного давления в картере регулятор давления закрыт.
  • регулируемая система вентиляции картера с вытяжкой под газовый клапан:В этой версии мы также видим регулятор давления. Дополнением в этой системе является шланг между воздухозаборным патрубком перед дроссельной заслонкой и патрубком на клапанной крышке. Это делает возможной вентиляцию. Недостаток – наличие ложного воздуха над дроссельной заслонкой.
  • нерегулируемый с напорным наполнением
  • Неконтролируемая вентиляция картера двигателя с наддувом:В шланге вентиляции картера между дроссельной заслонкой и впускным коллектором имеется обратный клапан. Это не позволяет турбине нагнетать избыточное давление в систему вентиляции картера. В условиях полной нагрузки этот предохранительный клапан останется закрытым, и давление в картере поднимется слишком высоко. По этой причине на стороне всасывания турбины прикреплен дополнительный маслоотделитель со шлангом.
  • управляемая система вентиляции картера двигателя с наддувом:Шланг к клапанной крышке обеспечивает вентиляцию картера. Клапан регулирования давления с двумя обратными клапанами обеспечивает более высокое отрицательное давление в маслоотделителе. Недостатком является то, что эта система сложна.
  • регулируемый, с напорным наполнением
  • Маслоотделители:Для предотвращения засасывания моторного масла во впускной канал через вентиляцию картера с картерными газами производители используют маслоотделители. Без маслоотделителя такие компоненты, как расходомер воздуха, турбина, клапаны и каталитический нейтрализатор или сажевый фильтр, могут быть загрязнены или повреждены. Как следует из названия, маслоотделитель отделяет воздух и остатки масла. Маслоотделители доступны в различных исполнениях: циклонные, лабиринтные и электролитические маслоотделители. Эти три версии описаны в следующих параграфах.

    Циклонный маслоотделитель разделяет масло и воздух в парах картера путем вихревого перемешивания воздуха. Центробежная сила, создаваемая во время завихрения, заставляет более тяжелые частицы масла выбрасываться внутрь корпуса.

    Оставшиеся капли масла возвращаются в картер через шланг. Воздух толкает клапан регулирования давления вверх против силы пружины и подается на впуск двигателя. На изображении мы видим, что турбо засасывает этот воздух.

    Клапан регулирования давления закрывается, когда в картере возникает угроза образования вакуума, например, когда турбина всасывает много воздуха. Слишком высокий вакуум в картере может привести к повреждению прокладок и уплотнений.

    КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    Циклонный маслоотделитель (изображение: VAG)

    Лабиринтный маслоотделитель часто комбинируют с циклонным сепаратором. В лабиринтном маслоотделителе картерные пары сталкиваются с перегородками. Капли масла отделяются от воздуха и попадают обратно в картер. Оставшиеся остатки масла затем отделяются от паров в циклонном сепараторе.

    При повышенном давлении в картере и чрезмерном испарении картерных газов, например, из-за чрезмерного износа поршневых колец, клапан ограничения давления открывается, чтобы предотвратить слишком высокое повышение давления в картере.

    Лабиринтный маслоотделитель (изображение: VAG)

    На изображениях ниже показана клапанная крышка двигателя VW 2.0 TDI. Оба типа маслоотделителей установлены в клапанной крышке. На изображениях ниже показано расположение лабиринтных и циклонных маслоотделителей. Картерные пары попадают в лабиринт (слева). В лабиринте крупные остатки масла отделяются от поступающего воздуха. Из лабиринта картерные пары попадают в циклонную секцию для удаления последних остатков масла из воздуха.

    Упомянутые ранее маслоотделители не обеспечивают 100% эффективного разделения. Если пар картера проходит через маслоотделители такого типа на низкой скорости, что может происходить на низких скоростях, в паре все равно остаются небольшие капли масла. Электростатический маслоотделитель также удаляет эти мелкие капли из паров картера. Очищенные картерные пары содержат менее одного процента масла, попавшего в неочищенные картерные пары.

    На следующем рисунке показан электростатический маслоотделитель. Высокое напряжение придает намагниченность даже самым маленьким каплям масла, поэтому они прилипают к сепаратору. Таким образом масло отделяется от воздуха.

    В корпусе размещен трансформатор, преобразующий бортовое напряжение 12 или 24 вольта (в легковом или коммерческом автомобиле) в высокое напряжение от 9 до 12 киловольт.

    Электрообогрев вентиляции картера:Картерные пары содержат водяной пар. В разделе «Картерные газы» уже было описано, что на литр топлива выделяется примерно один кг водяных паров, часть которых попадает в картер по поршневым кольцам. На холодном двигателе, где температура в вентиляционном отверстии картера составляет менее 70 градусов Цельсия, водяной пар конденсируется в виде воды. При частом холодном запуске и коротких поездках в блоке двигателя скапливается большое количество воды.

    Во время работы двигателя часть влаги испаряется и пары удаляются через систему вентиляции картера. Картерные пары конденсируются на более холодных частях двигателя, включая шланги вентиляции картера. Чтобы пары в шланге не замерзали при низких температурах наружного воздуха, многие производители автомобилей устанавливают в шланг вентиляции картера один или несколько нагревательных элементов. Подогрев активируется ЭБУ при холодном запуске.

    На двигателях без нагревательного элемента или где обогрев не работает, существует вероятность замерзания шланга сапуна. В этом месте происходит блокировка. При этом давление в картере становится значительно выше. В результате повышенного давления в картере может возникнуть утечка масла через сальник коленвала или прокладки (клапанную крышку или прокладку масляного поддона).

    Вентиляция картера с электроподогревом

    Двигатели, которые недостаточно достигают рабочей температуры, могут привести к замерзанию воды в масляном поддоне. Поскольку масло плавает на воде, лед блокирует поток масла в масляный фильтр. Низкое давление масла приводит к повреждению двигателя. Описанный в этом пункте электрообогреватель не решает эту проблему: отопитель предотвращает замерзание шлангов вентиляции картера, которые могут располагаться в верхней части моторного отсека. Чтобы предотвратить скопление большого количества воды в картере, рекомендуется часто прогревать двигатель, совершая длительные поездки, не откладывая интервалы технического обслуживания и по возможности избегая коротких поездок на несколько километров.

    Распространенные проблемы с вентиляцией картера:

    Содержание

    Падает мощность, мотор глохнет

    Нарушение работы вакуумной системы нередко приводит к сильному падению мощности мотора или полной его неработоспособности. При загрязнении шланга вентиляции картера внутри двигателя возникает слишком большое давление, что приводит к выдавливанию прокладок и сальников, сильной детонации. При возникновении такой неисправности система защиты может отключить двигатель — автомобиль будет глохнуть. Падение мощности — ещё один симптом неисправности.

    Типичные неисправности системы охлаждения

    Термостат не закрывается. Двигатель не прогревается до рабочей температуры, поскольку антифриз всегда циркулирует по большому кругу охлаждения — через радиатор. При движении сильного обдува радиатора воздухом температура двигателя падает еще ниже. Можно ехать своим ходом в сервис, чтобы заменить термостат.

    Радиатор сильно загрязнен. Стрелка температуры уходит правее рабочей зоны, может загораться индикатор перегрева. При визуальном осмотре видно, что ячейки забиты грязью и пухом. Можно также ехать в сервис: там радиатор снимут и промоют. В некоторых машинах промыть радиатор можно и без демонтажа: достаточно снять передний бампер и декоративную решетку радиатора.

    Не работает вентилятор. При низкой скорости движения загорается индикатор перегрева, стрелка температуры уходит в красную зону. При высокой скорости температура двигателя уменьшается.

    Важно проверить, что провода и предохранители целы, а разъемы подключены плотно. Что цел приводной ремень на машинах с механическим приводом вентилятора. Заменить элемент, вышедший из строя. Если не помогло — выставить температуру печки или климатической системы и вентиляцию салона на максимум и ехать своим ходом в сервис. Если на пути будут пробки — постоять в стороне с заглушенным двигателем и продолжить движение, когда дороги освободятся.

    Утечка охлаждающей жидкости. Загорается индикатор перегрева, стрелка температуры уходит в красную зону. Уровень жидкости в бачке низкий, ниже минимального или жидкость в бачке вообще отсутствует.

    Важно остановиться, заглушить двигатель, подождать, пока он полностью остынет. Отвинтить крышку расширительного бачка и долить дистиллированную воду или подходящий антифриз. После этого ехать своим ходом в сервис, где найдут место утечки и заменят или отремонтируют поврежденные элементы.

    Как только температура превысит допустимую — остановиться, дать мотору поработать пару минут на холостом ходу, после чего заглушить и ждать, пока он остынет. Но если жидкость вытекает слишком быстро, придется вызывать эвакуатор.

    Термостат не открывается. Антифриз циркулирует только по малому кругу, поэтому двигатель быстро перегревается. Загорается индикатор перегрева, стрелка температуры уходит в красную зону, капота идет пар. Радиатор охлаждения под капотом при этом холодный. Здесь совершенно точно стоит вызвать эвакуатор и везти машину в сервис.

    Не работает помпа. Загорается индикатор перегрева, стрелка температуры уходит в красную зону, капота идет пар. Такое может произойти, если помпа перестала прокачивать антифриз по системе.

    Если помпа с механическим приводом от двигателя, стоит убедиться, приводной ремень. Если помпа электрическая — проверить электропроводку и предохранители. Если дело не в предохранителях — вызывать эвакуатор и ехать в сервис, где заменят помпу.

    Горит значок «Check Engine» на приборке

    Работой двигателя любого современного автомобиля заведуют так называемые «мозги», считывающие информацию с множества датчиков. Данные о степени разрежения во впускном коллекторе и о расходе воздуха, поступающем в него извне, являются основополагающими для правильной работы мотора. Превышение или падение давления в системе приводит к переключению работы мотора на так называемый аварийный режим. Пиктограмма «Check Engine» может активироваться, в том числе, из-за неисправности вакуумной магистрали. Однако определить это точно можно лишь, подключив к бортовой системе специальный диагностический сканер. Если вы подозреваете, что проблема может быть связана с неправильной работой вакуумной системы, внимательно осмотрите все её шланги. Возможно, их замена решит проблему без визита к специалистам.

    Признаки неисправности вакуумного актуатора турбины

    Недостаточный или неравномерный наддув может приводить к потере мощности двигателя, особенно при нагрузке или разгоне.

    Если актуатор не работает должным образом, автомобиль может реагировать медленно на нажатие педали газа.

    Плохая регуляция наддува может приводить к неэффективному сгоранию топлива и увеличенному расходу топлива.

    Вакуумный актуатор контролирует обороты турбины при низких нагрузках, поэтому неисправность может проявляться нестабильной работой двигателя на холостом ходу.

    Неправильная работа актуатора может приводить к странным шумам или вибрациям в зоне двигателя.

    Иногда неисправности актуатора могут вызывать появление ложных кодов на панели приборов автомобиля.

    Если вы наблюдаете какие-либо из этих признаков, рекомендуется как можно скорее обратиться к квалифицированному механику для диагностики и устранения проблемы с вакуумным актуатором турбины.

    Возникают «отстрелы» в воздушный фильтр

    Неисправность в вакуумной системе может оказывать критическое влияние на систему зажигания — горючая смесь воспламеняется невпопад и не сгорает полностью, что приводит к детонации прямо во впускном коллекторе или в воздушном фильтре. Это может приводить к механической поломке двигателя или системы впуска (нередко коробку с воздушным фильтром срывает с точек крепления, в особо тяжёлых случаях даже повреждается крышка капота).

    Плохо работают тормоза

    На большинстве современных автомобилей разрежение, возникающее во впускном коллекторе, помогает водителю на торможении. Вакуумный усилитель тормозов подсоединён к двигателю шлангом и значительно уменьшает давление, которое нужно прикладывать к педали тормоза. При негерметичности вакуумной магистрали усилитель тормозов теряет эффективность — давить на педаль тормоза приходится значительно сильнее.

    Не стоит пренебрегать проверкой исправности нехитрого, но важного вакуумного контура. Это не требует от больших усилий и в большинстве случаев заключается в тщательном визуальном осмотре. Если вы заметили хотя бы один из названных признаков неисправности, проведите диагностику самостоятельно или обратитесь к специалистам.

    Виды систем охлаждения

    Воздушная. Это самый простой вариант охлаждения — потоком воздуха. Внешнюю поверхность блока цилиндров двигателя с воздушной системой охлаждения делают специальной формы — с ребрами. Так увеличивают площадь поверхности, с которой отводится тепло. Двигатель охлаждается за счет естественной конвекции — потока воздуха, который нагревается при контакте с ребрами и поднимается вверх, уступая место холодному, или за счет набегающего потока воздуха при движении.

    Иногда в такие системы ставят еще и вентилятор. Он создает искусственный поток воздуха, обдувающий ребра для лучшего охлаждения.

    Машины с моторами воздушного охлаждения давно не выпускают. Но в середине 20 века они были популярны: это был Volkswagen Beetle — «Жук», и некоторые модели Citroen. Последний с воздушным охлаждением представили в 1993 году, хотя все автопроизводители уже использовали системы жидкостного охлаждения.

    Сейчас бензиновые двигатели с воздушным охлаждением ставят на мопеды, садовую технику и электрогенераторы. Там важно, чтобы механизмы были простыми, недорогими и легкими. При этом от них не требуют максимальной отдачи.

    КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    Жидкостная система охлаждения у всех современных автомобилей с ДВС. В блоке двигателя и головке блока цилиндров есть специальные каналы для охлаждающей жидкости. Через систему патрубков жидкость из двигателя попадает в радиатор, там охлаждается и возвращается в двигатель. Она циркулирует по системе благодаря специальному насосу — в машинах его обычно называют помпой.

    На радиатор ставят вентилятор: с ним жидкость охлаждается лучше, особенно на низких скоростях движения, когда набегающий поток воздуха не слишком силен. А еще через специальные патрубки жидкость отводится в отдельный радиатор для отопления салона — «печку». Она отдает тепло системе вентиляции, чтобы в салон автомобиля поступал теплый воздух. Также в системе есть термостатический клапан, или термостат, расширительный бачок и датчик температуры.

    Инженеры проектируют современные двигатели под высокие рабочие температуры. Это позволяет снизить расход топлива и количество вредных выбросов. Например, средняя рабочая температура двигателя BMW 520i 1995 года выпуска — а у  BMW 2018 года — Поэтому у современных автомобилей система охлаждения устроена значительно сложнее: в ней может быть несколько радиаторов, разные помпы и термостат с электронным управлением.

    КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    Неровно работает двигатель

    Ещё одним симптомом неисправности является неустойчивая работа двигателя. Это может проявляться всевозможными троениями и провалами, хлопками в выхлопной трубе и вибрациями, передающимися на кузов. Обычно автомобиль сохраняет возможность самостоятельно перемещаться в пространстве, однако езда на нём перестаёт быть комфортной — машина дёргается на ходу. В большинстве случаев неисправность успешно нивелируется «мозгами» автомобиля. Однако двигатель может уйти в аварийный режим, что скажется, в том числе, на расходе топлива.

    Как проверить вакуумный актуатор турбины

    Проверка вакуумного актуатора турбины включает некоторые шаги, которые можно выполнить самостоятельно. Однако перед началом каких-либо действий рекомендуется ознакомиться со спецификациями и инструкцией по эксплуатации вашего конкретного автомобиля, поскольку процедуры могут отличаться в зависимости от модели.

    Вот несколько общих шагов, которые могут помочь вам проверить вакуумный актуатор турбины:

    Убедитесь, что все вакуумные шланги, которые подключены к актуатору турбины, абсолютно целы и надежно закреплены. Поврежденные или потрескавшиеся шланги, безусловно, могут стать основной причиной неисправностей и ненадлежащей работы системы управления наддувом. Не допускайте таких недостатков в шлангах, поскольку они могут серьезно сказаться на эффективности двигателя и способности автомобиля к оптимальному наддуву. Тщательно осмотрите и проверьте каждый шланг, чтобы убедиться в их безупречном состоянии, а в случае обнаружения повреждений, немедленно замените их на новые, качественные компоненты.

    Осмотрите актуатор турбины на предмет любых признаков повреждения или изношенности, таких как трещины, царапины или коррозия.

    Сняв вакуумный шланг с актуатора, вручную проверьте, как реагирует актуатор на изменения давления. Создайте легкое давление с помощью пальца на отверстие вакуумного шланга, а затем отпустите его. При этом актуатор должен плавно передвигаться в соответствии с изменением давления.

    Если у вас есть вакуумный насос, вы можете использовать его для подключения к актуатору и проведения детальной проверки, как актуатор турбины реагирует на разное давление. Этот простой, но очень эффективный метод позволяет точно установить, как актуатор взаимодействует с вакуумом при различных уровнях давления, что обеспечивает надежную диагностику его работы. Подключение вакуумного насоса к актуатору турбины позволяет создать контролируемое давление, которое можно регулировать. Во время этого эксперимента можно наблюдать за реакцией актуатора на изменения давления и отслеживать, как точно он реагирует на различные значения вакуума. Такой подход позволяет выявить отклонения в работе актуатора, такие как задержки в реакции, неправильный диапазон движения или полное отсутствие реакции.

    Используйте диагностический сканер для проверки системы управления двигателем на наличие ошибок, связанных с вакуумным актуатором турбины.

    Если вы заметите какие-либо признаки повреждения или неисправности вакуумного актуатора турбины, рекомендуется обратиться в автосервис для детальной диагностики и исправления проблемы.

    Элементы жидкостной системы охлаждения двигателя

    Радиатор. У абсолютного большинства автомобилей он расположен в передней части моторного отсека. Это массивная металлическая панель с мелкими ячейками.

    Радиатор охлаждения двигателя легко перепутать с конденсатором кондиционера или интеркулером, то есть теплообменником для охлаждения воздуха в системах турбонаддува. Внешне эти детали очень похожи.

    КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    Но радиатор охлаждения двигателя обычно самый большой из них. Он помогает отвести тепло от охлаждающей жидкости. Через патрубки она поступает в баки по краям радиатора. Дальше жидкость проходит через ядро радиатора — конструкцию из очень мелких трубок и пластинок. При этом она отдает тепло окружающему воздуху, температура которого намного ниже. Трубки и пластинки позволяют увеличить площадь поверхности и сделать радиатор эффективнее.

    В старых машинах на радиаторах ставили краны для слива охлаждающей жидкости, например, на зиму, но в современных автомобилях такое встречается редко. Иногда в верхней части радиатора бывает пробка с клапаном, через который стравливают лишнее давление в системе, но чаще ее устанавливают только на расширительном бачке.

    КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    Помпа. Система охлаждения не может работать, если в ней не циркулирует жидкость. Она нагревается в одном месте — в двигателе, а охлаждается в другом — в радиаторе, поэтому должна постоянно перемещаться по всей системе. Обеспечивает циркуляцию специальный насос, или помпа. Она может быть с механическим приводом от двигателя — шестернями или ремнем, а может быть электрической.

    Термостат. В разных режимах работы двигателя выделяется разное количество тепла. Поэтому задача системы охлаждения — не просто отводить фиксированное количество тепла, но и гибко регулировать этот процесс, чтобы поддерживать рабочую температуру двигателя в заданном диапазоне при различных внешних условиях.

    Например, в мороз сразу после запуска холодного двигателя нужно отводить как можно меньше тепла, чтобы мотор быстрее разогрелся до оптимальной температуры. А потом резко увеличить теплоотдачу, чтобы двигатель не перегрелся. Для этого в системе охлаждения установлен специальный клапан — термостат. Он отвечает за то, как именно циркулирует в системе охлаждающая жидкость.

    Пока температура ниже , термостат полностью закрыт и направляет поток жидкости не через радиатор, а «мимо» — через байпас, по малому кругу охлаждения. Теплоотдача системы без радиатора мала, и жидкость возвращается в двигатель без охлаждения. По мере роста температуры термостат открывается и направляет все большее количество жидкости через большой круг охлаждения — через радиатор.

    Термостат может быть механическим, а может управляться электроникой. Механический термостат работает автономно, открывается при нагреве с помощью термочувствительного элемента. Электронный термостат закрывается и открывается по команде блока управления двигателем. В современных автомобилях все чаще применяют электронные термостаты.

    Расширительный бачок. Система охлаждения двигателя в автомобиле герметична, охлаждающая жидкость в ней находится под давлением Температура кипения жидкости в таких условиях повышается, поэтому в исправной системе охлаждения она не кипит, но при нагреве увеличивается в объеме.

    Чтобы избежать повреждения трубок, патрубков и каналов, в системе предусмотрен расширительный бачок, компенсирующий увеличение объема жидкости. Обычно он расположен в верхней части моторного отсека и примерно наполовину заполнен жидкостью. В его крышке два клапана: вакуумный и предохранительный.

    Вакуумный клапан впускает воздух в расширительный бачок, когда охлаждающая жидкость остывает и уменьшается в объеме, — так в системе не образуется вакуум. А предохранительный стравливает пар, как только его давление становится критическим: если этого не сделать, систему просто разорвет.

    КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

    Патрубки соединяют все элементы системы. Они сделаны из резины или силикона и могут иметь разную форму и сечение. Надежность соединения патрубков с радиатором, бачком и помпой обеспечивают хомуты. С завода у машин иностранного производства они обычно самозажимные, но при ремонте их иногда меняют на винтовые.

    Вентилятор — единственная деталь системы, которая не контактирует с охлаждающей жидкостью. Он продувает воздух через ядро радиатора и увеличивает эффективность охлаждения жидкости, особенно когда автомобиль двигается медленно. Привод вентилятора может быть механическим или электрическим. Алгоритмы включения и выключения вентилятора у разных автомобилей могут быть разными. В зависимости от режима работы двигателя, его температуры и внешних условий вентилятор может вращаться с разными скоростями.

    Датчик температуры передает температуру охлаждающей жидкости на электронный блок управления. Алгоритмы управления двигателем учитывают эти данные. Например, в некоторых машинах нельзя раскрутить двигатель до высоких оборотов, пока он не разогреется до рабочей температуры. Показания этого датчика выводятся на панель приборов, а если двигатель перегреется, загорится предупреждающая лампочка.

    Охлаждающая жидкость, или антифриз, — это смесь дистиллированной воды, этиленгликоля или пропиленгликоля и антикоррозионных присадок. Благодаря такому составу антифриз не замерзает при температуре до  Но даже если антифриз замерзнет, он не превращается в твердый кристаллический лед и не разрушает детали системы. Замороженный антифриз — безопасная аморфная вязкая масса.

    При обычных условиях антифриз кипит при , но под давлением эта температура еще выше. Воду в системах охлаждения современных автомобилей обычно не используют, она замерзает при  а образующийся лед разрушает детали системы охлаждения. Вода также закипает при  хотя под давлением эта температура немного выше.

    В антифриз также добавляют краситель: так лучше видно уровень жидкости в расширительном бачке. Кроме того, краситель светится в ультрафиолете, что помогает быстро находить места утечки. Цвет красителя обозначает тип антифриза, но общепринятого стандарта нет. Разные производители придерживаются разных правил, и ориентироваться только на цвет нельзя.

    Например, нельзя просто долить жидкость цвета в бачок: при смешивании антифризов разных типов может выпасть осадок. В этом случае лучше полностью слить старый антифриз и залить новый. Со временем он теряет свойства, поэтому его меняют. Как часто — зависит от характеристик конкретного антифриза.

    Как работает вакуумный актуатор турбины

    Вакуумный актуатор турбины работает на основе отрицательного давления или вакуума, который создается в системе подсоса двигателя. Шаги, которые происходят в процессе функционирования вакуумного актуатора турбины:

    Создание отрицательного давления: когда двигатель работает, он всасывает воздух из окружающей среды через впускной коллектор. В результате в системе подсоса образуется отрицательное давление или вакуум.

    Действие на мембрану: вакуумный актуатор имеет мембрану, реагирующую на изменения давления в системе подсоса. Когда отрицательное давление увеличивается или повышается вращательная характеристика двигателя, этот вакуум действует на мембрану актуатора.

    Регулировка турбины: при увеличении вакуумного давления мембрана актуатора перемещается в направлении, которое позволяет изменить геометрию турбины. Более конкретно, актуатор контролирует позицию турбинных лопаток, изменяя их угол наклона. Это позволяет изменить размер входа турбины и количество воздуха, протекающего через нее.

    Регулирование наддува: изменение геометрии турбины влияет на крутящий момент турбины, что, в свою очередь, регулирует обороты компрессора турбонаддува. В результате, повышается или снижается количество сжатого воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Это обеспечивает оптимальный наддув при различных условиях эксплуатации.

    Оптимизация производительности и топливной эффективности: вакуумный актуатор турбины помогает обеспечить оптимальный баланс между мощностью, топливной эффективностью и экологичностью, позволяя двигателю работать эффективно и экономично при различных режимах нагрузки. Этот процесс регулирования турбины позволяет двигателям достигать лучшей производительности и сниженного выброса вредных веществ, сохраняя при этом оптимальное взаимодействие между турбокомпрессором и двигателем.

    Закладка Постоянная ссылка.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *