Джипы Willys в СССР: могла ли Красная армия победить без них? — КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Автомобиль-солдат | моделист-конструктор

Если вспоминать самые легендарные автомобили Второй мировой войны, то одним из первых в этом ряду будет стоять американский вездеход «Виллис». Его слава полностью соответствует тому вкладу в Победу, который он внес на всех без исключения театрах военных действий, заслужив у солдат признание и безграничное уважение.

История этой машины началась в 1940 году, когда военное ведомство США заявило о потребности в небольшом многоцелевом автомобиле повышенной проходимости, который можно было бы использовать в качестве командирского, разведывательного, связного, арттягача и других подобных целей. Он виделся как нечто среднее между большим полноприводным легковым автомобилем (такие уже имелись в армии США) и тяжелым мотоциклом с коляской.

АВТОМОБИЛЬ-СОЛДАТ

Несколько раньше к аналогичному выводу пришел и президент небольшой, основанной в 1908 году автомобильной фирмы «Виллис-Оверлэнд Моторе Инкорпорейтед» в городе Толедо (штат Огайо) Кеннеди. В 1939 году он посетил Европу, лихорадочно готовящуюся к войне, и его фирма по собственной инициативе сразу начала разработку армейского автомобиля-разведчика со всеми ведущими колесами. В тот момент компания Кеннеди стояла на грани краха, произведя в 1940 году всего 21 418 малых легковых автомобилей «Америкар», не пользовавшихся особым спросом. И хотя США еще не вступили в войну, военные заказы промышленности были уже очень внушительными и способствовали резкому расширению производства.

В мае 1940 года армия США более точно сформулировала основные требования к легкому командирско-разведывательному автомобилю. При вместимости четырех человек или грузоподъемности в 600 английских фунтов (272,2 кг) автомобиль колесной формулы 4×4 и с двигателем мощностью не менее 40 л.с. должен был весить не более 589,7 кг (первоначально — соответственно 226,8 кг и 544,3 кг) при колесной базе 2032 мм (вначале — 1905 мм) и колее не шире 1193,8 мм. Из опрошенных 135 фирм, выпускающих автомобили или агрегаты к ним, только две согласились заниматься этой машиной: небольшая и малоизвестная фирма «Америкэн Бантам Кар Компани» в городе Батлер (штат Пенсильвания) и «Виллис-Оверлэнд». По условиям контракта общую компоновку новой машины с основными ее характеристиками надо было дать уже через пять дней, а опытные образцы построить через 49 дней. Фирма «Бантам» уложилась в эти жесткие сроки: в июле скомпоновала, а в начале сентября показала первый прототип своего вездехода, имевшего снаряженную массу 921 кг, что значительно превышало заданную. Автомобиль был разработан под руководством шеф-конструктора Роя Эванса и главного инженера фирмы Карла Пробста и еще носил черты внешнего оформления ранее выпускавшегося дешевого легкового «Остин-7» при упрощенной задней части кузова. Были использованы 4-цилиндровый двигатель фирмы «Континенталь» мощностью 45 л.с. с рабочим объемом 1,83 литра и трансмиссия, которая затем стала типовой для всех последующих американских 1/4-тонных легковых автомобилей этого класса.

Willys Quad - первый опытный образец «Виллиса» был построен в октябре 1940 года
Willys Quad — первый опытный образец «Виллиса» был построен в октябре 1940 года
Трехместный Willys Quad на испытаниях (зима 1940 года)
Трехместный Willys Quad на испытаниях (зима 1940 года)

Фирма «Виллис» сочла указанные технические требования и сроки их выполнения нереальными, и хотя уже имела определенный задел, попросила 75 дней для осуществления своего проекта более солидного автомобиля со снаряженной массой не менее 1043 кг и двигателем мощностью 60 л.с. Стоит отметить, что параметры своего будущего автомобиля фирма и ее главный конструктор Барни Рус определили весьма дальновидно.

Первый опытный образец автомобиля «Виллис», получивший название «Квад» («четверть»), был построен под руководством Дельмара Росса в октябре 1940 года. Безусловно, на его концепции и внешнем облике отразилось влияние прототипа «Бантама» (тип 1), который по праву можно считать «первым джипом», проложившим дорогу этому направлению в автомобилестроении. Обе модели, несмотря на значительное превышение заданной массы, понравились военному ведомству США. Фирмы получили срочный заказ на изготовление 70 машин каждая с прицелом на проведение в ноябре 1940 года войсковых испытаний на полигоне Кэмп Хо-лаберд. «Бантам» существенно доработал на своей машине внешнее оформление, в первую очередь передней части (тип II), приблизив его к простому и предельно рациональному армейскому дизайну. Восемь автомобилей было изготовлено со всеми управляемыми (передними и задними) колесами.

Под давлением военных фирма «Форд», оценив ситуацию, также решила принять участие в конкурсе на 1/4-тонный армейский легковой автомобиль. К концу ноября 1940 года она построила свой «Пигми» («пигмей») массой 998 кг с 4-цилиндровым двигателем мощностью 42-45 л.с. (частично переделанный от малого колесного трактора).

Предварительные испытания всех трех моделей — «Бантам», «Виллис» и «Форд», проведенные в ноябре-декабре 1940 года, показали явные преимущества «Виллиса» по динамике, проходимости и надежности. Сказывалось влияние хорошо отработанного и более мощного двигателя модели 442 «Гоу Дэвил», правильный выбор агрегатов и элементов трансмиссии, ходовой части, размерных параметров шасси и кузова. Тем не менее, решено было продолжить совместные испытания разных моделей. Ограничив в условиях проекта предельную массу машины в 979,8 кг и подняв скорость до 88,5 км/ч, военные запросили у Конгресса США средства на заказ каждой фирме по 1500 машин усовершенствованной конструкции.

В конце 1940 года, еще раз переработав внешний вид, фирма «Бантам» построила свой последний производственный вариант — «Бантам-40 ВИС», далеко не худший, если бы не маломощный двигатель и слабый рулевой механизм. Некоторые из них были отправлены в союзную Англию, но большая часть поступила по ленд-лизу в СССР. Первые «Бантамы» в качестве командирской машины появились на нашем фронте осенью 1941 года в период битвы за Москву. Впоследствии они встречались в армии и честно служили до конца войны. Интересно, что именно появление «Бантама» с его характерной компоновкой и внешностью стимулировало начало работ над аналогичными отечественными автомобилями-вездеходами ГАЗ-64 и АР-НАТИ в феврале 1941 года. Однако недостаточные производственные возможности фирмы не позволили ей развернуть массовое производство своей машины. Было выпушено всего 2675 экземпляров «ВRС», среди них 50 единиц со всеми управляемыми колесами (при существенно возросшей маневренности они показали недостаточную устойчивость при движении по шоссе и плохо «держали дорогу» с отключенным передним мостом).

Опытный образец 3/4-тонного Willys МВ с колесной формулой 6x6 (1943 год)
Опытный образец 3/4-тонного Willys МВ с колесной формулой 6×6 (1943 год)
Разведывательный автомобиль Bantam BRC-40
Разведывательный автомобиль Bantam BRC-40

Фирма «Виллис», почувствовав всеобщий интерес к перспективному типу этого, можно считать, совместно созданного автомобиля, в начале 1941 года существенно переработала внешний вид и кузов своего варианта вездехода, получившего производственную марку «МА». Он еще не приобрел законченных, ставших потом всемирно известных форм, но уже начал трудиться, также попав, правда, в небольшом количестве, в Красную Армию. С июня до конца 1941 года было произведено в соответствии с заказом военного ведомства 1500 экземпляров «Виллиса МА».

Фирма «Форд» тоже существенно доработала своего «пигмея» и выпустила новую модель «GP» («джи-пи» — от «дженерал перпоуз», то есть «общего назначения», отсюда, вероятно, и пошло название всех подобных автомобилей — «джип»), придав ей логичный и вполне целесообразный внешний вид. В течение 1941-го их было изготовлено 1500 единиц и дополнительно заказано еще 2150. Эти машины большей частью попали в воюющую Англию. Однако фирма не смогла до конца устранить недостатки и этой модели: относительно слабый двигатель, который не предназначался для легкового автомобиля, и коробка передач без синхронизаторов, что приводило к повреждениям зубьев шестерен. Вперед снова выходила фирма «Виллис», ни на минуту не прекращавшая напряженной работы по развитию своего типа автомобиля, который потом станет делом всей ее жизни на долгие годы.

В августе 1941 года она выпустила улучшенный и полностью завершенный вариант «МВ», отвечавший всем требованиям военных (хотя по сравнению с «МА» длина его увеличилась на 82,5 мм, ширина на 25,4 мм. масса возросла на 131,5 кг). Это и решило исход соревнования между тремя компаниями по созданию армейского автомобиля. Отклонив «Форд GP», военное ведомство окончательно остановилось на автомобиле «Виллис МВ» и дало фирме большой заказ на эти машины. Нулевая серия была выпущена в конце ноября, а в декабре 1941 года началось массовое производство. Остальные модели джипов сошли со сцены.

Автомобиль с поднятым тентом (в СССР машина поставлялась без брезентовых боковин)
Автомобиль с поднятым тентом (в СССР машина поставлялась без брезентовых боковин)

Потребность в «виллисах» была настолько велика, что армия решила для надежности продублировать выпуск их еще на одной фирме. Выбор снова пал на «Форд» с его колоссальным промышленным и техническим потенциалом. И хотя последний не пользовался большим доверием военных (отчасти из-за убежденного пацифизма владельца), в условиях начавшейся для США войны он был вынужден срочно начать производство военной техники. 16 ноября 1941 года было достигнуто соглашение по выпуску легковых вездеходов «Форд GPW» («дженерал перпоуз Виллис»). Энергичная организаторская и техническая деятельность, свойственная Форду, позволила уже в начале 1942 года развернуть на его заводах массовое производство этой модели, ничем не отличавшейся от «МВ» (кроме передней поперечины рамы).

А еще интересно:  Как работают вентиляторы охлаждения на ниве шевроле

Всего до июля 1945 года «Форд» произвел 277 896 автомобилей «GPW», «Виллис» — 361 349 автомобилей «МВ», а до победы на Тихом океане — в общей сложности 659 031 машину. В это время ежедневный выпуск на сравнительно небольшом заводе фирмы «Виллис» составлял 400 машин на двух конвейерах при работе в одну смену. Завод имел механосборочный корпус, кузнечный цех и прессово-кузовной корпус. Для производства двигателей он получал от фирмы «Понтиак» полуобработанные блоки цилиндров и поршни. От других партнеров поступали поршневые кольца, клапаны, пружины, коробка передач со сцеплением, ведущие мосты, рама, рессоры, колеса, резина, рулевое управление, все электрооборудование, подшипники, нормали, стекла, штамповки и подсобранные узлы кузова. Налаженная кооперация даже в условиях войны работала очень четко. За этим, а также за широкой армейской унификацией среди автомобилей разных фирм, жестко следило военное ведомство США, что давало свои положительные результаты. Фирма «Форд», обычно делавшая все сама, при выпуске «GPW» вопреки традиции также получала многие узлы со стороны.

Шасси автомобиля
Шасси автомобиля:
1 — двигатель; 2 — коробка скоростей; 3 — раздаточная коробка; 4 — ручной тормоз, 5 — стартер; 6 — генератор; 7 — радиатор; 8 — рулевой механизм; 9 — передний мост; 10 — задний мост; 11 — карданный вал переднего моста; 12 — карданный вал заднего моста; 13 — рулевая трапеция
Передний мост
Передний мост:
1 — главная передача; 2 — ступица переднего колеса; 3 — тормозной барабан; 4 — маятниковый рычаг рулевой трапеции; 5 — поперечная рулевая тяга
Приборы и органы управления
Приборы и органы управления:
1 — ручной стеклоочиститель; 2 — рулевое колесо; 3 — зеркало заднего вида; 4 — ремень безопасности; 5 — выключатель света; 6 — замок зажигания; 7 — кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора: 8 — кнопка управления дроссельной заслонкой карбюратора; 9 — педаль сцепления; 10 — указатель уровня топлива; 11- педаль тормоза; 12 — педаль акселератора; 13 — спидометр; 14 — амперметр; 15 — рычаг ручного тормоза; 16 — педаль включения стартера; 17 — рычаг выключения передней оси; 18 — рычаг переключения раздаточной коробки

Поступая уже с 1942 года во все возрастающих количествах в войска союзников. «Виллис» быстро приобрел невероятную популярность на всех фронтах Второй мировой войны и фанатичную преданность всех, кто на него садился. Он с одинаковым успехом мог быть и быстроходным артиллерийским тягачом, и передвижным командным пунктом, возить радиостанцию и офицеров связи, быть санитарным транспортом и даже ходить в бой в качестве высокомобильной 12.7-мм пулеметной установки. Он пробирался там. где до него не бывало ни одного автомобиля.

Причем усилиями экипажа машину при крайне редком застревании можно было вытащить за специальные поручни на кузове практически из любой грязи.

У противника не было ничего подобного, что вызывало зависть даже у хорошо моторизованного германского вермахта. За захват «Виллиса» итальянское командование обещало 2000 лир, в то время как за танк -вдвое меньше. Успех нового автомобиля и его повсеместное использование вызвали к жизни многочисленные модификации. В начале 1942 года «Форд» довольно быстро построил и уже в сентябре поставил на производство плавающий вариант «джипа» — легкую амфибию «Форд GPA» грузоподъемностью 0,375 т (6 человек) на плаву. Машина получилась удачной и нашла применение в армиях союзников, особенно при проведении десантных операций завершающего периода войны. В Красной Армии амфибия «Форд-4», как ее иногда называли, с успехом использовалась начиная с 1944 года, в том числе при форсировании водных преград — озер в Прибалтике, рек Свири, Вислы, Одера.

Кроме этой модификации были построены в опытных образцах: длиннобазный (увеличенный на 762 мм) вариант «Виллиса», полугусеничный снегоход, трехосный — 6×6, на железнодорожном ходу, санитарный, облегченный, с установкой 105-мм безоткатной пушки М27, малый бронеавтомобиль Т-25ЕЗ. Все они, однако, не получили такой известности и распространения, как основная модель «МВ».

Командующий 17-й воздушной армией генерал-полковник В.А. Судец на Willys МВ (октябрь 1944 года)
Командующий 17-й воздушной армией генерал-полковник В.А. Судец на Willys МВ (октябрь 1944 года)
Willys МВ на захваченном японском аэродроме в Манчжурии (сентябрь 1945 года)
Willys МВ на захваченном японском аэродроме в Манчжурии (сентябрь 1945 года)
В Берлине (май 1945 года)
В Берлине (май 1945 года)

В Красную Армию «виллисы» стали поступать по ленд-лизу летом 1942 года и сразу же нашли себе эффективное применение в первую очередь как командирские автомобили и как тягачи для 45-мм противотанковых пушек. С 20 мая по 10 июля 1943 года они проходили под Кубинкой сравнительные армейские испытания и показали себя очень хорошо. И не было в нашей армии более популярных и любимых автомобилей. Они оказались поистине универсальными и были нужны всем. «Виллисы» в СССР чаще всего приходили в полуразобранном состоянии в ящиках в добротной упаковке. Сборкой их в основном занимался один из заводов в Коломне. Всего до конца войны нам было поставлено около 52 тысяч машин. «Виллис МВ» закончил войну поистине автомобилем-легендой, осыпанным восторженными отзывами и солдат, и маршалов. Впоследствии он стал образцом для массового подражания и даже прямого копирования. От него ведут свою родословную многие послевоенные вездеходы. Все они вышли из его «шинели».

В практически неизменном виде он выпускался до 1950 года («Форд» прекратил их производство с окончанием войны), а по лицензии фирмами «Гочкис» во Франции и «Мицубиси» в Японии — еще несколько лет. И даже сегодня сейчас эту машину можно встретить практически во всех странах мира. Это лишний раз говорит о том, что гениальные вещи не стареют.

«ВИЛЛИС MB»: ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ

Автомобиль «Виллис МВ» представлял собой полноприводный легковой вездеход с передним продольным расположением двигателя.

Двигатель — 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, нижнеклапанный, с водяным охлаждением, сравнительно высокооборотный (3600 мин-1), по своей конструкции близкий к появившемуся позднее у нас двигателю автомобиля ГАЗ М-20 «Победа». Его максимальная мощность по американскому стандарту при рабочем объеме 2,199 л — 60 л.с., на испытаниях в СССР — не более 56,6 л. с. Предельный крутящий момент двигателя — 14,52 кГм (на испытаниях у нас — 14 кГм) — относительно большой, что предопределяло высокие динамические качества и хорошую приемистость машины в целом. Двигатель по «моде» тех лет был достаточно длинноходным (S/D = 1,4), а его высокая средняя скорость поршня (13,34 м/с) и общая напряженность диктовали повышенные требования к качеству моторного масла, чем в те годы часто пренебрегали. Степень сжатия 6,48 — обычная для того времени на Западе, но достаточно высокая для условий отечественной эксплуатации. Нормальная работа двигателя была возможна только на бензине с октановым числом не ниже 66 (лучше всего Б-70, КБ-70). Применение низкокачественных отечественных бензинов и масел приводило к резкому сокращению срока службы — на фронте порой до 15 тысяч километров пробега. Характерным отличием этого двигателя было использование неподвижно закрепленного в верхней головке поршневого пальца (как на «Жигулях»), цепного привода распредвала, маслонаноса с внутренним зацеплением шестерен, водяного насоса, не требовавшего смазки подшипников в эксплуатации. Следует отметить применение на двигателе широко стандартизированных в армии США агрегатов и элементов: генератора, реле-регулятора, аккумулятора, прерывателя-распределителя, бензонасоса, карбюратора, термостата, фильтра тонкой очистки масла, контрольных приборов. Развитая охлаждающая поверхность радиатора позволяла автомобилю длительное время работать с полной нагрузкой и прицепом в тяжелых дорожных условиях при высокой температуре воздуха. Расход топлива был относительно большим, на что тогда не обращали особого внимания. Сцепление: однодисковое, сухое типа «Атвуд-Трилендер» фирмы «Борг энд Бэк». Интересной особенностью его была возможность регулировать усилия сжатия пружин по мере износа накладок ведомого диска. Выжимной подшипник не требовал смазки в эксплуатации.

С июня до конца 1941 года было выпушено 1500 экземпляров Willys MA
С июня до конца 1941 года было выпушено 1500 экземпляров Willys MA
Автомобиль-амфибия Ford GPA, созданный на базе Ford GPW
Автомобиль-амфибия Ford GPA, созданный на базе Ford GPW

Коробка передач — 3-ступенчатая фирмы «Уорнер» с синхронизаторами на 2-й и 3-й передачах. Агрегат был миниатюрным, работал напряженно и при использовании низкокачественных масел не обеспечивал требуемой долговечности.

Раздаточная коробка фирмы «Спайсер», объединенная с двухступенчатым демультипликатором, крепилась непосредственно к КПП без промежуточного вала. Привод переднего моста мог отключаться.

Карданные валы — два, открытые, с шарнирами на игольчатых подшипниках, с телескопическими соединениями, достаточно легкие, но без особых запасов долговечности.

Задний мост фирмы «Спайсер», с гипоидной главной передачей и неразъемной балкой (как потом на ГАЗ-12), с разгруженными полуосями колес, ступицы и шестерни которых были установлены на конических подшипниках. Специальная обработка зубьев шестерен позволяла использовать обычные смазки типа «Нигрол» в отличие от других американских автомобилей с гипоидными мостами. Дорожный просвет под картером моста был недостаточен для наших дорог.

Передний мост — ведущий и управляемый, также фирмы «Спайсер», в основе своей аналогичен заднему мосту. В поворотных кулаках (шкворни их тоже на конических подшипниках) устанавливались шарниры равных угловых скоростей трех видов: шариковые типа «Бендикс-Вейсс», «Рцеппа» и сухарные типа «Тракта». Последние были самыми надежными. Изредка встречались мосты с несинхронными карданами типа «Спайсер» в поворотных кулаках. Оба моста отличались исключительной прочностью, работоспособностью и долговечностью.

А еще интересно:  Календарь садовода Кубани 2021 лунный, посевной и посадочный, таблица сада, Краснодарского края

Подвеска — классическая, на четырех продольных полуэллиптических рессорах, довольно жестких, с резьбовыми шарнирами, что было рационально. Для лучшей стабилизации (против эффекта «шимми») передних колес с 1942 года передняя левая рессора снабжалась дополнительным реактивным подрессорником. Амортизаторы — телескопические, двойного действия, фирмы «Монрое» (на отечественных автомобилях они появились только в 1956 году). Их отличием была возможность изменять свою характеристику без разборки амортизатора.

Рулевое управление — механизм фирмы «Росс» типа «цилиндрический червяк — кривошип с двумя пальцами». Руль был очень чувствительным. Поперечная рулевая тяга — разрезная с промежуточным двуплечим рычагом. В наших условиях рычаги рулевых тяг, случалось, ломались при резкой манере езды.

Тормоза ножные — барабанные, на все колеса, фирмы «Бен-дикс» с гидравлическим приводом, работали безотказно. Ручной -центральный, ленточный, с механическим приводом. Его тормозной барабан установлен на вторичном валу раздаточной коробки. Управление — пистолетной рукояткой на щитке приборов и тросовым приводом. Ручной тормоз был плохо защищен от грязи.

Шины размером 6.00-16″ с крупными грунтозацепами, фирмы «Гудьер», рисунок протектора — «реверсивный вездеход», принятый в армии США.

Электрооборудование 6-вольтовое. Машина имела специальную светомаскировочную фару в защитной рамке на левом крыле, а также светомаскировочные подфарники и задние фонари. Там же — штепсельная розетка для фонарей прицепа.

Рама — штампованная, закрытая, с пятью поперечинами, постоянной ширины (743 мм), довольно легкая. Большими запасами прочности в отечественных условиях не обладала. Сзади — стандартный буксирный прибор армейского типа. На переднем бампере допускалась установка специальной лебедки с приводом от раздаточной коробки.

Кузов — открытый, бездверный, 4-местный (тесно могло сесть и 6 человек), цельнометаллический, с легким съемным брезентовым верхом. Оборудование его было поистине спартанским, то есть «ничего лишнего». Даже стеклоочистители были ручными. Но все необходимое — имелось. Переднее стекло — с подъемной рамкой. Для снижения высоты машины оно могло откидываться вперед на капот. Капот — аллигаторного типа, очень удобный, давал возможность свободного доступа к двигателю. Обе трубчатые дуги тента в сложенном положении совпадали по контуру и располагались горизонтально, повторяя очертания задней части кузова. Тент защитного цвета сзади вместо стекла имел большое прямоугольное отверстие.

Фары хорошо сочетались с мощной штампованной облицовкой радиатора. Были предусмотрены крепления на кузове запасной канистры (сзади), а также лопаты и топора (слева сбоку).

Машина в целом идеально скомпонована и ее эстетика была безукоризненной. Здесь, как говорится, ни убавить, ни прибавить. Окраска всего автомобиля без исключения — в цвет «американское хаки» (ближе к оливковому), причем обязательно матовый. Шины черного цвета с прямым рисунком протектора. Рулевое колесо диаметром 438 мм также было цвета хаки. На щитке приборов было четыре указателя с диаметром корпусов 50,8 мм и один (спидометр) — диаметром 76,2 мм. Их циферблаты имели защитный цвет. В конструкции сидений, рамки стекла и поручней широко применялись трубы. Дверные проемы перекрывались отстегиваемыми широкими ремнями безопасности. Первые 25 808 автомобилей «Виллис» (до середины 1942 года) имели сварную решетку радиатора, состоящую из 12 вертикальных полосок, заключенных в рамку. В СССР они почти не встречались.

«Виллис» обладал отличной динамикой, большой скоростью, хорошей маневренностью и проходимостью. Его малые габариты, особенно ширина, позволяли ездить по прифронтовым лесам, доступным только пехоте. Недостатком можно признать невысокую боковую устойчивость, требовавшую грамотного управления, особенно на поворотах, и узкую колею, не вписывающуюся в след, пробитый другими автомобилями, но удобную для езды по проселкам и лесным тропинкам.

Willys МВ 1942 года выпуска, из частной коллекции. Восстановлен до оригинального заводского состояния энтузиастами автомобильной старины в Самаре
Willys МВ 1942 года выпуска, из частной коллекции. Восстановлен до оригинального заводского состояния энтузиастами автомобильной старины в Самаре

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ «ВИЛЛИС МВ»

Сухая масса, кг 964

Масса в снаряженном состоянии, кг 1102

Полная масса с грузом (4 чел.), кг 1428

Скорость движения, км/ч:

максимальная по шоссе 104,6

с прицепом 45-мм пушки 85,8

минимально устойчивая 3

средняя по проселку 35,6

по бездорожью 24,6

Расход топлива, л/100 км:

контрольный на шоссе 12

средний на шоссе 14

по бездорожью 22

Запас хода по шоссе, км 410

Максимальная тяга на крюке, кГс 890

Предельный угол подъема

по грунту 37°

(с прицепом — 26°)

Радиус поворота, м 5,33

Углы въезда/съезда 45°/35°

Преодолеваемый брод (с подготовкой), м до 0,8

Евгений ПРОЧКО

Рекомендации

  1. ^ абcTM9-803 ¼-тонный грузовик 4×4 [sic] (Willys-Overland Model MB и Ford Model GPW)(PDF). Техническое руководство. Военное министерство США. 22 февраля 1944 г. С. 10–14. В архиве(PDF) с оригинала 23 июня 2022 г.. Получено 26 мая 2022.
  2. ^Стандартный номенклатурный перечень боеприпасов США — G-503 (Willys MB / Ford GPW). Военное ведомство. С. 11–15 — в Интернет-архиве.
  3. ^ абcdЗалога, Стивен Дж. (2022). Джипы 1941–45. Bloomsbury Publishing. ISBN 9781780961477. Получено 27 января 2022.
  4. ^TM 9-2800 — Стандартная военная техника. Военное министерство США. 1 сентября 1943. С. 136–137.
  5. ^ аб«Профили автомобилей: Jeep Willys». Журнал ClassicCars.com. 2 июля 2008 г.. Получено 8 ноября 2022.
  6. ^ абcХайд, Чарльз К. (2022). Арсенал демократии; Американская автомобильная промышленность во время Второй мировой войны (Электронная книга под ред.). Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. п. 152. ISBN 9780814339510. Получено 28 декабря 2022.
  7. ^ абcАртиллерийский корпус США (31 декабря 1946 г.). «III-B» Артиллерийский комплекс — автотранспортные средства «, часть I». Количество отправлений по ленд-лизу(PDF) (Отчет). Военное министерство США. п. 1. В архиве(PDF) с оригинала на 31 декабря 2022 г.. Получено 11 мая 2022.
  8. ^Элфик, Джеймс (5 мая 2022 г.). «7 инструментов, которые помогли Америке выиграть Вторую мировую войну». Мы сильные. Получено 24 июн 2022.
  9. ^Дуайт Д. Эйзенхауэр (1948). Крестовый поход в Европу. Doubleday (НАС) / Heinemann (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ). п. 163/164. ISBN 9780801856686. OCLC 394251.
  10. ^ абcdеФостер, Патрик Р. (2022). Джип: История величайшего автомобиля Америки. Мотоциклы. С. 11–13. ISBN 9780760345856. Получено 30 января 2022.
  11. ^ абcd«Джип: американская икона». Национальный музей армии США. 16 июля 2022 г.. Получено 27 января 2022.
  12. ^ абcdежграммчасяБеннет, Ральф Кинни (9 апреля 2022 г.). «Элегантный джип». Американец. Американский институт предпринимательства. Получено 27 января 2022.
  13. ^ абcПулос, Артур Дж. (1988). Американское приключение в области дизайна, 1940–1975 гг.. MIT Press. п.20. ISBN 9780262161060. Получено 26 мая 2022.
  14. ^Акерсон, Роберт С. (2006). Джип CJ 1945-1986. Издательство Veloce. С. 7–8. ISBN 9781904788966. В архиве с оригинала 12 мая 2022 г.. Получено 27 января 2022. … несколько офицеров, которые считали джип «универсальной идеей, которую никто не изобрел, не создал или не открыл … эволюция, а не изобретение … плод спецификаций, определяемых военными на протяжении длительного периода.
  15. ^ абПаттон, Фил (23 апреля 2022 г.). «Дизайн комитета: случай джипа». Блог Фила Паттона. Получено 27 января 2022.[№ 6]
  16. ^ абcdХоган, лейтенант Э. (1941). «История четвертьтона, самого маленького армейского автомобиля, известного как» джип «««(PDF). Обзор квартирмейстера. Vol. XXI нет. 2. Вашингтон, округ Колумбия: Ассоциация квартирмейстеров. С. 53–54, 82–84. Получено 22 февраля 2022.
  17. ^Крисон, Фред (1983). «Военная колесная техника США». через WarWheels.net. Crestline Publ. Получено 2 октября 2020.
  18. ^ абФишер, Линдси (11 августа 2022 г.). «Винтажный понедельник: грузовики Marmon-Herrington; дедушка джипа». Off Road Xtreme. Получено 2 октября 2022.
  19. ^Аллен, Джим (7 декабря 2022 г.). «Додж 1943 года» WC-51 Носитель оружия, сила и слава: взгляд назад ». FourWheeler.com. Extreme Ventures, ООО. Получено 24 февраля 2022.
  20. ^Сенефски, Билл (31 июля 2007 г.). «Дизельные двигатели Dodge с 1916 по 1975 год — первые дизели Dodge». Грузовик Тренд. Получено 2 октября 2022.
  21. ^ абФостер, Патрик Р. (15 июля 2022 г.). Джип: История величайшего автомобиля Америки. Миннеаполис, Миннесота: Motorbooks. С. 22–23. ISBN 9780760345856. Получено 27 января 2022.
  22. ^«История джипа». ссылки. 24 февраля 2007 г. Архивировано с оригинал 17 июля 2022 г.. Получено 26 мая 2022.
  23. ^«Джип 1941 — 2001». difflock.com. Архивировано из оригинал 15 апреля 2022 г.. Получено 26 мая 2022.
  24. ^Джип: Стальной солдат (документальный). «Толедские истории»: PBS. 27 сентября 2007 г. Событие происходит в 4:00 мин.. Получено 21 октября 2020.
  25. ^««Малышка «Армейские разведчики и рейдеры помощи грузовикам». Популярная механика. Vol. 60 ч. 5. Чикаго: Журналы Херста. Ноябрь 1933 г. ISSN 0032-4558. В архиве из оригинала 11 мая 2022 г.. Получено 12 мая 2022.
  26. ^Томсон, Гарри С .; Мэйо, Лида (2003). «Глава XII — Автотранспортные средства». Департамент боеприпасов: закупки и поставки(PDF). Армия Соединенных Штатов во Второй мировой войне; Технические услуги. Вашингтон, округ Колумбия.: Центр военной истории, Армия США (Первоначально опубликовано: 1960, Вашингтон, округ Колумбия, Управление начальника военной истории, Департамент армии). п. 270. LCCN 74014697.
  27. ^Фаулер, Уилл (1993). Джип идет на войну — иллюстрированная хроника. Книги мужества. ISBN 9781561382354.
  28. ^Дойл, Дэвид (2022). Шевроле G-506 —1 12-ton 4×4 [sic] Разработка, производство и варианты во время Второй мировой войны. Бранчвилл, Нью-Джерси: Image Press. п. 8. ISBN 9780938242062. В архиве с оригинала 8 апреля 2022 г.
  29. ^Журнал «Армейские исследования и разработки», январь-февраль 1978 г .: 20 лет на разработку — Jeep. 1978. стр. 14.
  30. ^ абcdежДжипы в оливковом драбе — FourWheeler.com
  31. ^Остин, Бантам и Виллис: Рождение джипа, Кертис Редгэп
  32. ^Борт, Кристи (1945). Мастера массового производства. п. 220. Получено 26 мая 2022.
  33. ^Остин, Бантам и Виллис: рождение джипа — Allpar.com
  34. ^История джипов на протяжении многих лет на обычном водителе
  35. ^«Военный джип». Cossor.com.au. Архивировано из оригинал 29 мая 2022 г.. Получено 12 марта 2022.
  36. ^1938-1941 Американский бантам
  37. ^ абАллен, Джим (10 января 2022 г.). «Истоки джипа: рождение 75-летней легенды». FourWheeler.com. Extreme Ventures, ООО. Получено 22 февраля 2022.
  38. ^Как устроены вещи Джип 1906-1939 годов
  39. ^«Изобретение джипа — исторические маркеры Пенсильвании». Waymarking.com. 9 марта 2006 г.. Получено 23 февраля 2022.
  40. ^ абСмит, Стивен Х. (7 декабря 2022 г.). «Самые ранние джипы, построенные 75 лет назад для Второй мировой войны». York Daily Record. Получено 27 января 2022.
  41. ^ абПочему лучшее оружие Америки во время Второй мировой войны — не то, что вы думаете — The National Interest, 21 августа 2022 г.
  42. ^Аллен, Джим (2003). Джип. Motorbooks International. п. 28. ISBN 9780760314869. Получено 26 мая 2022.
  43. ^ абСтернс, Дэвид М. (октябрь 1941 г.). «Прыгающая Лена в армию». Популярная наука. Vol. 139 нет. 4. С. 52–58. ISSN 0161-7370. В архиве из оригинала 14 мая 2022 г.. Получено 14 мая 2022.
  44. ^Георгано, Н. (2000). Автомобильная энциклопедия Болье. Лондон: HMSO. ISBN 1-57958-293-1.
  45. ^Родословная Джимми; CCKW в деталях и синдром коллекционера — Брайс Сандерлин в Army Motors # 47, стр.19 (MVPA)
  46. ^75 лет оригинальному патенту Jeep — IPWatchdog.com — Патенты и патентное право
  47. ^ аб«Патент 2,278,450: Кузов военной машины». Получено 30 января 2022.
  48. ^Руководство по установке комплекта для дуговой сварки G-503, MB / GPW.
  49. ^Джексон, Дэвид Д. «Кросли — американская автомобильная промышленность во время Второй мировой войны». Получено 1 мая 2022.
  50. ^«Еще о Кросли» Щенок «Джип». eWillys. 1 января 2022 г.. Получено 1 мая 2022.
  51. ^ абВандервин, Барт, изд. (1992). «Willys MT-TUG — 6 × 6 супер-джип». Колеса и гусеницы. Олд Харлоу, Эссекс, Великобритания: публикация после битвы. С. 25–33. В архиве из оригинала 17 сентября 2020 г.. Получено 24 сентября 2020.Полная статья от 12.08.2022 02:34:41
  52. ^ абFord & Willys «Super Jeep» MT-TUG — Запчасти для армейского джипа
  53. ^Джим Аллен. Уникальные джипы — хорошие, плохие и глупые — Четырехколесный
  54. ^Willys-Overland Motors — автомобильная промышленность США во время Второй мировой войны
  55. ^Джипы Half-Ton MLW-2 — особенности MilWeb.net
  56. ^История полугусеничных джипов Willys — Т-29 и Т-29 E1 — MilWeb.net
  57. ^ абРоджер В. Люси. Канадский гусеничный джип (Willys) — MilArt.blog
  58. ^ абУэр, Пэт (2022). Руководство по военному джипу: знакомство с историей, разработкой, производством и ролью легких полноприводных автомобилей армии США.. Хейнс. п. 39. ISBN 9781844259335.
  59. ^Уилтон, Дэйв (12 июля 2006 г.). «Джип». Wordorigins.org. Получено 27 января 2022.
  60. ^Борт, Кристи (1945). Мастера массового производства. Индианаполис, Индиана: Боббс-Меррилл. С. 208–236.
  61. ^ абcdНастоящий джип, пожалуйста, встаньте — Offroaders.com
  62. ^Дойл, Дэвид (2022). Стандартный каталог военной техники США — 2-е издание. Иола, Висконсин: Публикации Краузе. п. 85. ISBN 9781440225727.
  63. ^Промышленный джип — 1943 NTX — Миннеаполис-Молайн — Hemmings Motor News
  64. ^ абcМорр, Том; Брубейкер, Кен (2007). Джип Внедорожник. MotorBooks International. п. 11. ISBN 9781610590563. Получено 27 января 2022.
  65. ^ абcdеМэсси, Кен; Зац, Дэвид. «Как джип получил свое название». allpar.com. Получено 27 января 2022.
  66. ^Jeep carrier — определение перевозчика Jeep на Dictionary.com
  67. ^Брайан, Б.Дж. (19 марта 2022 г.). Корабль, которого никогда не было. Xlibris Corporation. п. 131. ISBN 9781456877682. Получено 20 февраля 2022.
  68. ^ абБраун, Арка (2001). Джип: неудержимая легенда. Publications International. п. 42. ISBN 978-0-7853-5562-5.
  69. ^Jeep & Canada — один из первых пользователей «джипа» | капитан Стивенс
  70. ^Начальник Управления артиллерии; Ассоциация сохранения военной техники, ред. (2022). Сводный отчет о приемке, танк-автомобильные материалы, 1940–1945 гг. (Редакция). Детройт: Служба вооруженных сил США, Офис: начальник Управления вооружений — Детройт, Производственный отдел, Отдел требований и прогресса (опубликовано в декабре 1945 г.). стр. XXV и 54.
  71. ^Сводный отчет — Танковые и автомобильные материалы (1945 г.), п. XXV и 54.
  72. ^ абДиксон, Пол (1 августа 2022 г.). Военный сленг: американские боевые слова и фразы со времен гражданской войны, третье издание. Курьерская корпорация. п. 178. ISBN 9780486797168. … из статьи Марша Маслина в Сан-Франциско Call-Bulletin от 22 ноября 1941 г .: «Знаете, почему эти быстрые армейские машинки называют джипами? Это модель G-P, производимая этим автопроизводителем, и G-P легко становится «джипом».
  73. ^Каудери, Рэй. «Как джип получил свое название …»Чарли Компани Вьетнам 1966-1972. 2 марта 2022 г.. Получено 12 мая 2022.
  74. ^Джозеф Крамголд, Ирвинг Лернер (директора); Джозеф Крамголд (писатель) (1943). Автобиография джипа(4:3) (фильм). 9:42 мин: Управление военной информации. Событие происходит в 3:15 мин. В архиве из оригинала 16 мая 2003 г.. Получено 12 октября 2020. .., потому что они [армия США] дали мне прозвище. Со слов ‘Общее назначение’, они взяли буквы «G» и «P». Меня звали «Джип»!CS1 maint: location (связь)
  75. ^https://seabeemagazine.navylive.dodlive.mil/2022/03/04/fires-to-the-sky-the-legend-of-bucky-meyer/
  76. ^«Происхождение термина» джип «. Olive-drab.com. Получено 20 февраля 2022.
  77. ^Как американцы познакомились с джипом в 1942 году — Automotive News.com
  78. ^Почему это «Джип», а не «Прыгающая Лена» — Automotive News.com
  79. ^Откуда впервые появилось название Jeep — AutoWeek.com
  80. ^ абТорчинский, Джейсон (20 февраля 2022 г.). «Знаковый облик джипа на самом деле был разработан Фордом». Ялопник. Получено 27 января 2022.
  81. ^Танки и самолеты по ленд-лизу [sic] для России 1941-1945 гг.
  82. ^Джип времен Второй мировой войны в ящике за 50 долларов — факт или выдумка — War History Online
  83. ^ абДжип — база данных времен Второй мировой войны
  84. ^Тейлор, Питер Шон (19 апреля 2022 г.). «Грузовики, победившие Гитлера». Национальная почта. Postmedia Network. Получено 9 мая 2022.
  85. ^«Торговая марка JEEP компании WILLYS-OVERLAND MOTORS, INC. — Регистрационный номер 0526175 — серийный номер 71458520». Торговые марки Justia. Получено 28 января 2022.
  86. ^Карлссон, Мартен. «Стивенс сегербил». Классикер. Получено 15 октября 2022.
  87. ^ абЛинкхорн, Тайрел (7 августа 2022 г.). «Оригинальный джип, созданный многими умами». Клинок. Толедо, Огайо. Получено 28 января 2022.
  88. ^Зубрицкий, Питер К. (зима 2003–2004 гг.). «Питтсбург, город стали и (когда-то) двигателей». История Западной Пенсильвании. Получено 28 января 2022.
  89. ^Джипстер Чинкара фото
  90. ^«Добро пожаловать в Чинкара Моторс».
  91. ^Мид, Сью (14 июня 2005 г.). «Первый взгляд: Jeep TJ Willys 2005 года — грузовой тренд». Motor Trend. Получено 13 июля 2022.
  92. ^Джип — Forza.net (24.01.2020)
А еще интересно:  Будущее проекта Шевроле Нива 2: будет или нет?
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.