Визуальный осмотр автомобиля необходимо обязательно выполнять перед началом движения, ведь это помогает найти возможные отклонения в работе узлов и агрегатов. В первую очередь нужно уделять внимание показателям основных систем, в том числе рабочей температуре двигателя автомобиля. В большинстве случаев автолюбители сталкиваются с перегревом мотора, но может произойти и обратное – температура при движении падает.
Содержание
Система, отвечающая за сохранение постоянной температуры ДВС
Обнаружив во время движения падение температуры двигателя, водитель должен сразу обратить внимание на состояние и работу системы охлаждения. Именно она в большинстве случаев является причиной подобной неисправности.
В системе охлаждения антифриз движется по двум технологическим контурам:
Примечание: в системе охлаждения может использоваться не только антифриз. Иногда заливают тосол и даже обыкновенную воду.
Температура антифриза в двигателе
Перегрев ДВС, при котором температура достигает критических значений и неконтролируемо растет, может произойти из-за заклинивания термостата. Подобная неисправность не дает возможности охлаждающей жидкости попасть в контур с циркуляцией через радиатор. В результате антифриз нагревается и продолжает движение по малому контуру до того момента, пока не закипит.
Однако может произойти ситуация, когда при езде температура мотора падает. Причина также кроется в проблемах в работе упомянутого клапана. Не закрытый до конца термостат не позволяет охлаждающей жидкости покинуть большой контур, что не дает возможности двигателю достичь рабочей температуры.
Встречаются случаи, когда термостат заклинивает после прогрева двигателя до рабочей температуры. В подобной ситуации можно заметить падение температуры ДВС во время езды. При этом температура двигателя должна поддерживаться на рабочем уровне. Возможны также скачкообразные изменения температурного режима с ростом или резким падением температуры. Причина в том, что клапан периодически подклинивает. Обычно водитель обращает внимание на такую проблему при частых падениях стрелки температуры.
Еще причины падения температуры
При движении на табло падает стрелка температуры
Специалисты допускают, что такая ситуация может сложиться из-за естественных причин. При этом в работе систем автомобиля нет сбоев, однако при движении стрелка указателя температуры падает.
Практика показывает, что при снижении зимой температуры до низких значений подобная ситуация может произойти. Например, водитель замечает значительное охлаждение двигателя во время поездки по загородной автодороге в сильный мороз. Так происходит, когда ледяной воздух, попадающий в моторный отсек, превосходит интенсивность нагрева двигателя. Оптимальной средней скоростью для большинства моделей автомобилей считается скорость в пределах 90-100 км/час. При такой скорости в цилиндрах сгорает минимальное количество топлива.
Видна очевидная взаимосвязь между этими факторами. Дело в том, что двигатель будет медленнее прогреваться при сгорании меньшего количества топлива в камерах ДВС. Одновременно встречный воздушный поток создает принудительное охлаждение. При таких условиях мотор просто не успевает нагреться до рабочей температуры, и она падает даже при предварительном прогреве перед началом движения.
Влияние печки на показания стрелки температуры
Постоянная работа печки оказывает не менее значительное влияние, чем морозный воздух или сбои в работе систем. Дизельные двигатели на холостых оборотах могут плохо прогреваться и быстро остывать при недостаточно интенсивном движении.
Дело в конструкции системы охлаждения, в общий рабочий контур которой включен специальный радиатор салонного отопителя. При включении водителем обогрева салона охлаждающая жидкость будет проходить через данный радиатор с потерей части тепла. Размеры потери тепла зависят от установленной температуры и режима работы печки. Прогрев внутреннего пространства автомобиля происходит быстрее при высоких показателях. Работающий на невысоких оборотах двигатель, особенно зимой, не успевает отдать необходимое количество тепла для полноценного прогрева антифриза. По этой причине мотор не может достичь режима рабочей температуры.
Проблемы со стрелкой температуры
Водители иногда сталкиваются с ситуацией, когда на приборной панели загорается предупреждение о падении температуры двигателя. Стрелка показания охлаждающей жидкости стремится к синей зоне, однако в действительности температура силового агрегата не падает. Произойти это может по причине выхода из строя датчика или неисправности табло со стрелкой температуры. Установить истинную причину поможет обращение в автосервис для диагностирования проблемы.
Не стоит забывать, что табло со стрелкой температуры на современных моделях автомобилей – всего лишь обычный электронный прибор, который может указывать неверные показатели. Для установления причины потребуется посмотреть плату управления сигнализаторов панели приборов, вскрыв ее сначала.
Возможные причины: подгорание в проводке или сгорел один из диодов. Диагностика должна включать осмотр проводки от датчика охлаждающей жидкости до стрелки на табло. При обнаружении повреждений нужно их устранить.
Рекомендации по улучшению прогрева двигателя
Обеспечить эксплуатацию автомобиля в оптимальном режиме работы двигателя можно при соблюдении следующих правил:
Рабочая температура ДВС
Установлены следующие параметры рабочей температуры силового агрегата: минимальной считается температура 65 °С, максимальная не должна превышать 105 °С. При превышение этого значения двигатель «закипит», могут произойти необратимые последствия, например деформация головки блока цилиндров или пробой прокладки. Если допущен серьезный перегрев, потребуется проведение капитального ремонта двигателя, что будет связано со значительными финансовыми расходами владельца автомобиля. Оптимальной считают температуру 90 °С.
Температура двигателя не поднимается
При использовании автотранспорта водителям часто приходится сталкиваться с различными сбоями и неисправностями. Среди наиболее серьезных проблем можно выделить поломки, связанные с двигателем, коробкой передач, системой управления, тормозами и ходовой частью.
Если рассматривать силовой агрегат, то помимо аномальных звуков, нарушение нормального рабочего температурного режима является достаточно серьезной проблемой. Как правило, водители хорошо осведомлены о рисках, связанных с перегревом двигателя.
Тем не менее, иногда возникают ситуации, когда двигатель остается холодным, температура не увеличивается, даже если силовой агрегат уже прогрет. Давайте более подробно рассмотрим эту неисправность.
Указатель температуры двигателя не поднимается: почему это опасно
Давайте начнем с того, что нормальная рабочая температура многих двигателей внутреннего сгорания (ДВС) после прогрева составляет примерно 90 градусов Цельсия, и это считается оптимальным. Могут быть допустимы небольшие колебания показаний термометра в случаях, например, когда автомобиль стоит в пробке в жаркую погоду или двигается с высокой скоростью по трассе в холодную погоду.
В первом случае температура может временно подниматься, обычно до включения вентилятора охлаждения. Во втором случае холодный воздух сильно охлаждает радиатор, что может препятствовать достижению мотором оптимальной рабочей температуры.
Тем не менее, иногда возникают ситуации, когда внешние факторы не могут повлиять на нагрев двигателя, но показания термометра на панели приборов все равно не поднимаются. Также следует отметить, что на некоторых автомобилях может отсутствовать стрелочный индикатор температуры, и температура охлаждающей жидкости отображается в цифровом формате.
В любом случае, если стрелка температуры или цифровой индикатор не достигают отметки 90 градусов даже после продолжительной поездки, это может свидетельствовать о нарушениях в температурном режиме двигателя.
Важно понимать, что в таких ситуациях необходимо как можно скорее провести диагностику неисправности, поскольку работа двигателя при недостаточном нагреве может нарушить процессы сгорания топливной смеси, увеличить выбросы вредных веществ в выхлопных газах и привести к предвременному износу двигательных компонентов.
Кратко говоря, в случае инжекторных автомобилей электронный блок управления (ЭБУ) отслеживает температуру двигателя и, если он определяет, что двигатель остается холодным, корректирует состав топливной смеси в сторону обогащения. Эта работа с переобогащенной смесью может привести к образованию нагара, загрязнению свечей зажигания, образованию углеродных отложений в камере сгорания и так далее.
Стрелка температуры мотора не поднимается: причины
Итак, когда водитель замечает, что двигатель не достигает рабочей температуры при езде, необходимо провести диагностику системы охлаждения. Обычно проверка компонентов этой системы может помочь выявить причину недостаточного нагрева двигателя.
Первым шагом следует проверить герметичность системы. Нередко недостаточно затянутые хомуты на соединениях могут привести к подсосу воздуха и образованию воздушных пробок в системе охлаждения. Также неплотности или дефекты в трубках и патрубках могут вызвать утечку антифриза или тосола, что может привести к снижению уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Следующим ключевым компонентом является термостат. Это устройство позволяет охлаждающей жидкости проходить из малого круга в большой после ее прогрева. Большой круг включает в себя циркуляцию через радиатор охлаждения, в то время как малый круг предоставляет циркуляцию охлаждающей жидкости только внутри двигательного блока и головки блока цилиндров.
После того как охлаждающая жидкость внутри малого круга достигает температуры около 80-90 градусов Цельсия, термостат открывается, позволяя жидкости проходить в большой круг через радиатор. Если термостат застревает в открытом положении, то охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу, что мешает двигателю достичь рабочей температуры.
Проверить состояние термостата можно довольно просто. После того как двигатель был запущен и поработал около 5-7 минут, можно ощупать нижний патрубок, ведущий к радиатору. Если патрубок теплый, это может указывать на то, что термостат застрял в открытом положении.
Затем можно проверить верхний патрубок радиатора и сравнить его температуру с нижним. Если оба патрубка теплые (температура верхнего и нижнего патрубков одинакова), это может подтвердить неисправность термостата.
Важно отметить, что ремонт термостата не рекомендуется, и наилучшим решением будет его замена. При выборе нового термостата необходимо убедиться, что температура его активации соответствует рекомендованной для данного типа двигателя.
Что в итоге
Как видно, существует несколько причин, по которым стрелка температуры двигателя может не подниматься до рабочей отметки, и многих водителей интересует, безопасно ли продолжать эксплуатацию автомобиля, когда двигатель не нагревается.
Сразу скажем, что использовать автомобиль в таком состоянии допустимо, так как недогрев двигателя не является столь серьезной проблемой, как перегрев. Однако следует учитывать, что езда на холодном двигателе может негативно влиять на процессы сгорания топливной смеси в цилиндрах и способствовать образованию отложений и загрязнений.
Кроме того, использование автомобиля в таком состоянии может привести к снижению динамических характеристик, увеличению расхода топлива, ускоренному износу двигательных компонентов, быстрому старению моторного масла, увеличению выбросов вредных веществ в выхлопных газах, сокращению срока службы катализатора и так далее.
Очевидно, что в такой ситуации рекомендуется ограничить активное использование автомобиля, избегать перегрузок двигателя, и как можно скорее провести диагностику и устранить обнаруженную неисправность.
Реклама наших партнеров
Купить полную версию книги
Как правило, при нормальных условиях эксплуатации автомобиля, стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости постоянно находится в средней зоне шкалы. Температура двигателя может увеличиться при длительном движении автомобиля на подъем, особенно в жаркую погоду. Если стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в критической зоне, то необходимо выяснить причину перегрева двигателя.
ВНИМАНИЕ
Если продолжать движение на автомобиле, когда стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в критической зоне, двигатель может получить серьезные повреждения и выйти из строя.
ВНИМАНИЕ