Датчик коленвала Нива Шевроле: признаки неисправности, где находится, замена — Портал — автозапчасти

Лада 4×4 3d › бортжурнал › инжектор ч.4.0. установка датчиков. первый запуск и первые проблемы.

Итак, в прошлых сериях двигатель стал инжекторным и работы по железу были завершены. Теперь черед датчиков. Все датчики переносились с донорского шестерочного двигателя и устанавливались штатные места без всяких затей. Если штатные места отсутствовали, то их тоже откручивали с донора и датчик переносился со штатным местом.

Так, датчик положения коленвала перенесен вместе с передней крышкой двигателя. Вот ради таких мелких удобств и покупался донорский двигатель всборе. Иначе про такие вещи как заглушка трамблера или железка-держатель ресивера и не вспомнили бы и поленились бы ехать за ней в магазин, а там долго бы объясняли как она правильно называется. А так прямо как лего собирать по картинке – открутил с одного двигателя и этими же болтиками прикрутил на другой.

Впуск еще при установке шноркеля был организован на основе инжекторного воздушного фильтра и 214 патрубков, присоединенных к москвичевской черепахе, которые одевались на карбюратор, так что тут ничего доделывать не пришлось. Раньше корпус нерабочего ДМРВ использовался как переходник к корпусу воздушного фильтра, а теперь неработающий выкинут и установлен Siemens.

С кронштейном ДПКВ вылез маленький косяк. Однажды ночью порвался ремень генератора. Генератор у меня наверху, так что ослабил гайки крепления, свел все в ближнее положение и надел новый ремень. Я спешил, до гаража было ехать 5 минут, поэтому ничего толком натягивать и закручивать не стал – не свистит, помпу крутит и ладно, потом все гайки затяну.

Оказалось, что в таком ненатянутом состоянии ремень трет кронштейн ДПКВ. И оказалось, что камазовский ремень крепче вазовской железки.

Датчик кислорода установлен по обычной схеме – на ввареную гайку. Инжекторный модуль зажигания и соответствующие свечи были установлены ранее при установке подводного зажигания. Педаль газа с тросиком тоже стояла давно, так что больше никаких переделок не понадобилось.

А пока мне перекидывали датчики, я должен был успеть сгонять купить ЭБУ. За ним пришлось ехать на родину всех жигулей – в Тольятти. В объявлении был указан нужный Январь 7.2 21067-1411020-11 – никакого колхоза не планировалось, коса и датчики 21067, значит и мозги будут такие же.

Приезжаю в Тлт к продавцу, а он говорит тех из объявления нету, зато есть другие, тебе подойдут. Из вороха достает ЭБУ, а на нем бумажка с маркировкой оторвана. Сча проверим, что рабочие, название посмотришь на компе и все отлично будет. Ладно, говорю, показывай.

Покрутил ЭБУ в руках – вроде не залитый, чистенький. Говорю, что покупаю, но если работать не будет или не подойдет, то адрес запомнил, ехать мне рядом — это не с авито по почте покупать. Заранее говорю – ЭБУ и подошел и рабочий оказался, порекомендовал бы продавца, но контактов не осталось.

Длины косы хватало чтоб повесить ЭБУ в бардачке. Или за ним. Но в итоге разместили за приборным щитком. И бардачок не занимает и визуально уровень воды контролировать удобно будет, чтоб блок не залить. Диагностический разьем выведен на место подсоса.

На замене бензобака решил сэкономить, тем более что свой мыли от песка и ржавчины недавно. Поэтому бензонасос установлен внешний, самый доступный — волговский газ 3110. Взял сразу в сборе, на резиновых ножках, не так чтобы опасался вибрации, а чтобы монтировать проще было. Установлен под капотом, над кронштейном ВУТа, т.е. выше уровня бензобака.

Вот вообщем-то и все переделки. Можно запускать.

С первого ли раза завелся или с десятого – не знаю, не присутствовал рядом. А вот на следующий день заводился с первого раза и нормально работал – напоминаю, прошивку не меняли, она стандартная классическая.

Система управления двигателем шевроле нива

__________________________________________________________________________________________________

Двигатель ВАЗ-2123, установленный на полноприводный автомобиль Шевроле Нива оснащен системой распределенного фазированного впрыска топлива: бензин подается форсунками в каждый цилиндр поочередно в соответствии с порядком работы двигателя. Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из контроллера, датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств.

Рис.8. Схема электронной системы управления двигателем Шеви Нива 1 — аккумуляторная батарея; 2 — главное реле; 3 — замок зажигания; 4 — диагностический датчик концентрации кислорода; 5 — адсорбер; 6 — компрессор кондиционера; 7 — клапан продувки адсорбера;

8 — управляющий датчик концентрации кислорода; 9 — форсунка; 10 — топливная рампа; 11 — регулятор холостого хода; 12 — воздушный фильтр; 13 — диагностический разъем; 14 — датчик массового расхода воздуха; 15 — тахометр; 16 — блок иммобилайзера; 17 — датчик положения дроссельной заслонки;

18 — дроссельный узел; 19 — контрольная лампа неисправности системы управления двигателем; 20 — датчик фаз; 21 — катушка зажигания; 22 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 23 — контроллер; 24 — свеча зажигания; 25 — датчик положения коленчатого вала;

26 — правый вентилятор системы охлаждения; 27 — дополнительное реле; 28 — реле правого вентилятора системы охлаждения; 29 — левый вентилятор системы охлаждения; 30 — реле левого вентилятора системы охлаждения; 31 — реле топливного насоса; 32 — топливный фильтр;

33 — гравитационный клапан; 34 — топливный модуль; 35 — датчик скорости; 36 — датчик детонации Контроллер представляет собой мини-компьютер специального назначения, в его состав входят оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).

А еще интересно:  Как правильно утеплить двигатель нивы

ОЗУ используется микропроцессором для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеряемых параметров) и расчетных данных. Также в оперативное запоминающее устройство записываются коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима, т. е. при прекращении электрического питания (отключении аккумуляторной батареи или отсоединении от контроллера колодки жгута проводов) ее содержимое стирается.

ППЗУ хранит программу управления двигателем Шеви Нива, которая содержит последовательность рабочих команд (алгоритмов) и калибровочных данных (настроек). Программируемое постоянное запоминающее устройство определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения крутящего момента и мощности, расход топлива, угол опережения зажигания, состав отработавших газов и т. п.

Программируемое постоянное запоминающее устройство энергонезависимо, т. е. содержимое его памяти не изменяется при отключении питания. ЭРПЗУ хранит идентификаторы контроллера, двигателя и автомобиля. Записывает эксплуатационные параметры, а также нарушения режимов работы двигателя и автомобиля. Является энергонезависимой памятью.

Рис.9. Расположение элементов электронной системы управления двигателем ВАЗ-2123 Нива 1 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 2 — управляющий датчик концентрации кислорода; 3 — датчик детонации; 4 — электромагнитный клапан продувки адсорбера;

5 — контроллер, блок реле и предохранителей системы управления двигателем; 6 — диагностический датчик концентрации кислорода; 7 — датчик скорости автомобиля; 8 — форсунки; 9 — иммобилайзер; 10 — катушка зажигания; 11 — колодка диагностики; 12 — сигнализатор неисправности системы управления;

13 — датчик массового расхода воздуха; 14 — свечи зажигания; 15 — датчик положения коленчатого вала; 16 — датчик фаз; 17 — датчик положения дроссельной заслонки; 18 — регулятор холостого хода Контроллер закреплен на кронштейне в салоне автомобиля с правой стороны, под вещевым ящиком.

Контроллер обрабатывает информацию от датчиков системы управления двс, получает сигналы от выключателя кондиционера и управляет исполнительными устройствами, такими как топливный насос и форсунки, катушки зажигания, регулятор холостого хода, нагревательный элемент датчика концентрации кислорода, электромагнитный клапан продувки адсорбера, электровентиляторы системы охлаждения, электромагнитная муфта компрессора кондиционера.

При включении зажигания контроллер включает главное реле, через которое напряжение питания подводится к элементам системы. При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (для завершения вычислений, установки регулятора холостого хода, управления электровентиляторами системы охлаждения).

Контроллер также выполняет диагностические функции системы управления двигателем Шеви Нива (бортовая система диагностики). Контроллер определяет наличие неисправностей элементов системы управления, включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов и сохраняет в своей памяти коды неисправностей.

При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий (прогорание поршней из-за детонации, повреждение каталитического коллектора в случае возникновения пропусков воспламенения топливовоздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр.) контроллер переводит систему управления двигателем на аварийные режимы работы.

Суть их состоит в том, что при выходе из строя какого-либо датчика или его цепи контроллер для управления двигателем применяет замещающие данные, хранящиеся в программируемом постоянном запоминающем устройстве. Сигнализатор неисправности системы управления двигателем расположен в комбинации приборов.

Если система исправна, то при включении зажигания сигнализатор должен загореться — таким образом ЭСУД проверяет исправность сигнализатора и цепи управления. После пуска двигателя сигнализатор должен погаснуть, если в памяти контроллера отсутствуют условия для его включения.

Включение сигнализатора при работе двигателя информирует водителя о том, что бортовая система диагностики обнаружила неисправность, и дальнейшее движение автомобиля происходит в аварийном режиме. При этом могут ухудшиться некоторые параметры работы двигателя (мощность, приемистость, экономичность), но движение с такими неисправностями возможно, и автомобиль может самостоятельно доехать до СТО.

Единственным исключением является датчик положения коленчатого вала, при его неисправности двигатель работать не может. После устранения причин неисправности сигнализатор будет выключен контроллером через определенное время задержки, в течение которого неисправность не проявляется, и при условии, что в памяти контроллера отсутствуют другие коды неисправностей, требующие включения сигнализатора.

Коды неисправностей (даже если сигнализатор погас) остаются в памяти контроллера Шевроле Нива и могут быть считаны с помощью диагностического прибора DST-2 M, подключаемого к диагностическому разъему. При удалении кодов неисправностей из памяти контроллера с помощью диагностического прибора или посредством отключения аккумуляторной батареи (не менее чем на 10 с) сигнализатор гаснет.

Диагностический разъем (колодка диагностики) расположен справа от рулевой колонки под панелью приборов. Датчики системы управления выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя и автомобиля, на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок открытия топливных форсунок, момент и порядок искрообразования.

Датчики системы управления двигателем Датчик положения коленчатого вала Шеви Нива установлен в отверстии прилива крышки привода ГРМ. Датчик выдает контроллеру информацию об угловом положении и частоте вращения коленчатого вала. Датчик представляет собой катушку индуктивности; она реагирует на прохождение зубьев задающего диска шкива привода вспомогательных агрегатов вблизи сердечника датчика.

Два соседних зуба на диске срезаны и образуют впадину. При ее прохождении датчик положения коленвала генерирует так называемый опорный импульс синхронизации при каждом обороте коленчатого вала. По количеству и частоте этих импульсов контроллер рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушками зажигания.

Установочный зазор между сердечником датчика и зубьями диска составляет 1,0 ± 0,4 мм. При выходе из строя датчика положения коленчатого вала или его цепей двигатель не будет работать. Датчик фаз закреплен на переднем торце головки блока цилиндров ВАЗ-2123 Нива.

А еще интересно:  Придёт Bronto — уйдёт Classic: Грядёт очередное удорожание LADA Niva Legend

Сигнал датчика фаз контроллер использует для согласования процессов впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров. Принцип действия датчика фаз основан на эффекте Холла. К звездочке распределительного вала приклепан металлический задатчик.

Когда задатчик проходит мимо наконечника датчика, последний выдает на контроллер импульс напряжения низкого уровня (около 0 В), соответствующий положению поршня 1-го цилиндра в конце такта сжатия. При выходе из строя датчика фаз контроллер переходит в режим нефазированного впрыска топлива.

Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в резьбовое отверстие отводящего патрубка системы охлаждения. Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры.

Контроллер подает на датчик через резистор (около 2 кОм) стабилизированное напряжение 5,0 В и по падению напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости, значения которой используются в большинстве функций управления двигателем.

При возникновении неисправностей цепей датчика температуры охлаждающей жидкости загорается сигнализатор неисправности системы управления двигателем Шевроле Нива, контроллер включает один из вентиляторов системы охлаждения на постоянный режим работы и рассчитывает значение температуры по обходному алгоритму.

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой резистор потенциометрического типа. На один конец резестивного элемента датчика от контроллера подается стабилизированное напряжение 5,0 В, а другой соединен с «массой» контроллера.

С третьего вывода потенциометра (ползунка), который соединен с осью дроссельной заслонки, снимается сигнал для контроллера. Периодически измеряя выходное напряжение сигнала датчика, контроллер определяет текущее положение дроссельной заслонки для расчета угла опережения зажигания и длительности импульсов впрыска топлива, а также для управления регулятором холостого хода.

При выходе из строя датчика положения дроссельной заслонки или его цепей контроллер включает сигнализатор неисправности и рассчитывает предполагаемое значение положения дроссельной заслонки по частоте вращения коленчатого вала и массовому расходу воздуха.

Датчик массового расхода воздуха термоанемометрического типа расположен между воздушным фильтром и левым рукавом подвода воздуха к дроссельному узлу. Поток воздуха охлаждает чувствительный элемент датчика. Чем выше скорость потока воздуха, тем интенсивнее охлаждение.

Степень этого охлаждения, переведенная в электрический сигнал, формирует выходной сигнал для контроллера. В зависимости от расхода воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется от 1,0 до 5,0 В. Так как степень охлаждения чувствительного элемента зависит от температуры воздуха на впуске, датчик массового расхода воздуха имеет встроенный датчик температуры воздуха.

При выходе из строя датчика массового расхода воздуха или его цепей контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки. При возникновении неисправности цепи датчика температуры воздуха контроллер включает сигнализатор в комбинации приборов и заменяет показания датчика фиксированным значением температуры воздуха (33° C). Датчик детонации прикреплен болтом к блоку цилиндров с правой стороны — в зоне между вторым и третьим цилиндрами.

Пьезокерамический чувствительный элемент датчика генерирует сигнал напряжения переменного тока, амплитуда и частота которого соответствуют параметрам вибраций стенки блока цилиндров двигателя. При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает.

При этом для подавления детонации контроллер корректирует угол опережения зажигания в сторону более позднего. Управляющий датчик концентрации кислорода ВАЗ-2123 Нива (лямда-зонд) установлен в приемной трубе системы выпуска отработавших газов. Контроллер рассчитывает длительность импульса впрыска топлива по таким параметрам, как массовый расход воздуха, частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки.

По сигналу от датчика о наличии кислорода в отработавших газах контроллер корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав отработавших газов был оптимальным для эффективной работы каталитического нейтрализатора. Контроллер постоянно выдает в цепь датчика стабилизированное опорное напряжение 450 мВ.

Кислород, содержащийся в отработавших газах, создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 50 до 900 мВ. Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), а высокий уровень — богатой (кислород отсутствует).

Когда датчик концентрации кислорода находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, т. к. его внутреннее сопротивление в этом состоянии очень высокое — несколько МОм. При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике, – система управления двигателем работает по разомкнутому контуру.

Для нормальной работы датчик концентрации кислорода должен иметь температуру не ниже 360° C, поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя в него встроен нагревательный элемент, которым управляет контроллер. По мере прогрева сопротивление датчика падает и он начинает генерировать выходной сигнал.

Тогда контроллер отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика концентрации кислорода для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура. Датчик концентрации кислорода может быть отравлен в результате применения этилированного бензина или использования при сборке двигателя герметиков, содержащих в большом количестве силикон (соединения кремния с высокой летучестью).

Испарения силикона могут попасть через систему вентиляции картера в камеру сгорания. Присутствие соединений свинца или кремния в отработавших газах может привести к выходу датчика из строя. В случае выхода из строя датчика концентрации кислорода контроллер включает сигнализатор неисправности системы управления и управляет топливоподачей по разомкнутому контуру.

Диагностический датчик концентрации кислорода установлен в системе выпуска отработавших газов после каталитического нейтрализатора. Устройство и принцип работы диагностического датчика такие же, как у управляющего датчика концентрации кислорода. Сигнал, генерируемый датчиком, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора.

А еще интересно:  Лифт Нивы 2121 своими руками: чертежи, размеры

Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика. Напряжение выходного сигнала прогретого датчика при работе в режиме замкнутого контура и исправном нейтрализаторе должно находиться в диапазоне от 590 до 750 мВ.

При выходе из строя диагностического датчика концентрации кислорода или его цепей контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов. Датчик скорости автомобиля установлен в корпусе привода датчика скорости раздаточной коробки.

Принцип его действия основан на эффекте Холла. Датчик выдает контроллеру прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень — не более 1,0 В, верхний — не менее 5,0 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения колес. Количество импульсов датчика пропорционально пути, пройденному автомобилем.

Контроллер определяет скорость автомобиля по частоте импульсов. При выходе из строя датчика или его цепей контроллер заносит в свою память код неисправности и включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов. При включении зажигания контроллер обменивается информацией с блоком управления иммобилайзера, предназначенным для предотвращения несанкционированного пуска двигателя.

При этом работа двигателя возможна, если контроллер получил правильный пароль от блока управления. Блок управления иммобилайзера закреплен на кронштейне под экраном консоли панели приборов с левой стороны. Система зажигания Шевроле Нива Система зажигания входит в систему управления двигателем ВАЗ-2123 Нива. Она состоит из катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания.

Четырехвыводная катушка зажигания представляет собой блок из двух катушек. Катушка установлена на кронштейне, закрепленном на левой стороне блока цилиндров. Управление током в первичных обмотках катушки зажигания осуществляется контроллером в зависимости от режима работы двигателя.

К выводам вторичных (высоковольтных) обмоток катушки подключены свечные провода: к одной обмотке — 1-го и 4-го цилиндров, к другой — 2-го и 3-го. Таким образом, искра одновременно проскакивает в двух цилиндрах (1–4 или 2–3) — в одном во время такта сжатия (рабочая искра), в другом — во время такта выпуска (холостая).

Зазор между электродами составляет 1,0–1,1 мм. Блок реле и предохранителей системы управления двигателем прикреплен к кронштейну контроллера. В состав блока входят пять предохранителей (три на 15 А и два на 50 А) и пять реле (главное, топливного насоса, правого и левого вентиляторов системы охлаждения, а также дополнительное правого вентилятора).

Один из предохранителей на 50 А защищает силовые цепи правого вентилятора и дополнительного реле, а другой, силовые цепи левого вентилятора.

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

  • Chevrolet Cruze
  • Chevrolet Aveo
  • Chevrolet Lacetti
  • Chevrolet Lanos
  • Chevrolet Captiva

Нива ВАЗ-2123

  • Детали двигателя
  • Разборка и сборка двигателя
  • Детали привода ГРМ
  • Головка цилиндров и клапаны
  • Система управления двигателем
  • Система питания
  • Детали системы охлаждения
  • Ремонт сцепления
  • Коробка передач
  • Ремонт КПП
  • Промежуточный вал
  • Раздаточная коробка
  • Карданы ведущих мостов
  • Передний мост
  • Приводы передних колес
  • Задний мост
  • Передняя подвеска
  • Задняя подвеска
  • Рулевое управление
  • Тормозная система
  • Электрооборудование
  • Элементы кузова

Способы проверки в гаражных условиях

Когда двигатель вашего автомобиля резко «умер», необходимо снять датчик и произвести диагностику, описанную ниже. Если же мотор продолжает работать с признаками нестабильности, выполните такие манипуляции:

  1. Хорошенько очистите корпус прибора ветошью, смоченной органическим растворителем, – уайт-спиритом, скипидаром либо другим обезжиривателем. Особое внимание уделите торцу, обращенному в сторону зубчатого шкива.
  2. Убедитесь в надежности крепления. Из-за открутившегося винта датчик может отодвинуться от металлических зубьев, в результате зазор увеличится, а вырабатываемый импульс ослабеет.
  3. Прочистите контакты разъема от окисления.
  4. Осмотрите проводку на предмет оплавления либо перелома.

Если перечисленные действия не дают результата, производится демонтаж и проверка датчика коленвала мультиметром в 2 этапа. На первом измеряется сопротивление между клеммами прибора, что позволяет убедиться в целостности индукционной обмотки. Почистите контакты, включите омметр и проверьте сопротивление между ними.

datchik kolenvala multimetr - Нива шевроле датчик коленвала как проверить
На втором этапе испытывается работоспособность элемента согласно пошаговой инструкции:

  1. Переведите мультиметр в режим измерения напряжения, максимальный порог – 200 милливольт.
  2. Надежно прикрепите провода к контактам колодки датчика (например, зажимами типа «крокодил»).
  3. Возьмите любой металлический инструмент – гаечный ключ, большую отвертку или что-то подобное. Резко прикладывайте и отрывайте его от магнитного сердечника элемента, придерживая корпус рукой. Вольтметр должен показать скачки напряжения.

Совет. Если с датчиком коленчатого вала все в порядке, прозвоните проводку омметром. Возможно, причина кроется там.

Дальнейшие действия такие: поломанный измеритель оборотов коленвала меняется на новый, ремонту деталь не подлежит. Исправный датчик устанавливается обратно с соблюдением зазора, поиск неисправности продолжается в другом месте.

Несколько слов о том, как проверить датчик коленвала в пути, когда нет мультиметра и других диагностических приборов. Понадобится 2 провода и светодиодная лампочка от любого автомобильного светильника (например, салонного). Для удобства открутите элемент и подсоедините лампу к разъему, затем подносите к магниту гаечный ключ, как описывалось выше. Исправный датчик заставит светодиод вспыхивать.

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.