Содержание
Основные типы неисправностей.
В настоящее время при производстве автомобилей полностью отказались от использования датчиков измерения скорости состоящих из механических деталей. В основе современных устройств лежит использование электро-магнитных датчиков работающих за счет эффекта обнаруженного физиком Холлом и получившим одноименное название.
Для контроля над скоростью передвижения на приборной панели установлен специальный прибор – спидометр. Но он лишь отображает получаемую информацию, а за сбор данных отвечает датчик скорости. Если он выйдет из строя, то это создаст множество опасных ситуаций на дороге, поскольку становиться затруднительным контроль скоростного режима в городе и на трассе.
https://www.youtube.com/watch?v=7xOdwjg7sWA
Но кроме этого, благодаря интегрированию в систему электронного блока управления датчик скорости позволяет выполнять следующие функции:
- контроль расхода топлива
- вывод информации на панель приборов
- в автомобилях с автоматической коробкой передач входит в комплекс отвечающий за управление двигателем
В случае выхода из строя разрешается продолжить путь, но сделать это станет затруднительно.
Исторически существовало два типа датчиков. Изначально использовались механические или оптоэлектронные. Они считывали количество оборотов вала, передавая его на панель приборов с помощью троса. Затем на замену пришли электронные бестросовые системы.
Эффект Холла заключается в принципе считывания электромагнитных импульсов. На валу автомобиля располагаются магнитные метки, импульс от которых считывается датчиком. В блок управления запрограммировано определенное количество вращений вала, соответствующее пройденному километру, равное 6004. При увеличении скорости интервал между импульсами сокращается, информация обрабатывается и выводиться на панель приборов.
На каждый автомобиль устанавливается только соответствующее оборудование, рассчитанное на определенное количество вращений вала и устанавливаемое в соответствующее посадочное место. Датчик скорости Шевроле Нива устанавливается на коробке переключения передач.
Сам датчик представляет собой небольшое стальное, а чаше пластиковое устройство, которое крепиться в районе вала. Внутри корпуса размещается сердечник, передающий импульсы на специальный контроллер, отвечающий за отображение информации на панели приборов.
При проведении работ следует учитывать, что устройство может быть довольно хрупким, поэтому монтаж следует проводить с осторожностью.
Как и любая деталь автомобиля датчик испытывает воздействие вибрации, подвержен загрязнению и окислению. Поэтому периодически возможен его выход из строя. Чтобы понять, в чем причина поломки и что делать в каждой конкретной ситуации следует исключить возникновение следующих проблем:
- обрыв проводки
- появление окиси на контактах
- разрушение изоляции проводов
- механические повреждения корпуса или его внутренних компонентов
Для этого можно произвести определенный комплекс мер для проверки состояния датчика. Обычно для проведения таких работ требуется наличие мультиметра. Датчик извлекается из посадочного места. К контактам подключается положительный щуп. Минусовой замыкается на «массу» автомобиля. Мультиметр должен быть переведен в режим измерения минимальной мощности.
Существует второй способ диагностики. Для этого не требуется демонтаж датчика. Автомобиль приподнимается при помощи домкрата, затем к датчику подключается мультиметр. Для появления необходимо вращать колесо, наблюдая за показаниями прибора. Если значение не изменяется, датчик является неисправным.
Работы производятся на смотровой яме. Перед проведением демонтажа необходимо отключить аккумулятор.
Датчик располагается на задней крышке раздатки. Перед тем как снять его, необходимо отлючить клеммы. Они удерживаются пластиковым фиксатором.
Затем, при помощи гаечного ключа устройство вывинчивается из посадочного места.
Если устройство прочно «прикипело», запрещается использовать излишнее усилие, лучше обработать резьбу смазкой типа WD-40.
Перед установкой нового устройство следует внимательно изучить его состояние. На датчике места сборки и контактная группа должна быть тщательно залита лаком для препятствия проникновения воды. Иначе устройство может в скором времени выйти из строя.
Скорость движения автомобиля уже давно измеряется немеханическим способом, а электронным. Это измерение основывается на принципе эффекта Холла, посредством специального устройства. Шевроле Нива укомплектовывается таким же электронным приспособлением, который с большой точностью считывает скорость, развиваемую автомобилем.
Каждый автомобиль имеет в конструкции спидометр, который отображает скорость перемещения транспортного средства. Но спидометр – это только дисплей вывода полезной информации, основную функцию указания скорости движения выполняет датчик. В случае его неисправности, дальнейшая поездка становится мучением, особенно по городским магистралям, где необходимо соблюдать скорость перемещения.
Поэтому основной функцией устройства является считывание информации о перемещении автомобиля. К косвенным функциям устройства относятся:
- возможность рационального расхода топлива;
- регулирование движение по дорожным разметкам и знакам;
- дает возможность регулирования скорости с целью избегания штрафов.
Без этой детали управлять автомобилем возможно, но делать это довольно непросто.
Существуют два вида датчиков скорости:
- Механический или оптоэлектронный. Работает по способу передачи количества оборотов вала коробки с помощью троса.
- Электронный или безтросовый. Собственно о нем и пойдет речь.
На внедорожник Нива Шевроле устанавливается электронное устройство считывания скорости перемещения транспортного средства. Работает датчик по принципу, который был основан американским физиком Эдвином Холлом.
Суть эффекта (и принципа работы) заключается в считывании электромагнитных импульсов датчиком, которые посылаются в контроллер для последующей их обработки. Один километр пройденного пути автомобиля равняется 6004 электронным импульсам датчика.
На автомобиле Нива Шевроле датчик устанавливается на коробке переключения скоростей. Благодаря вращению вала коробки происходит наведение электромагнитных импульсов внутри устройства.
Фото по размещению изделия
Конструктивно датчик состоит из стального или пластмассового корпуса, внутренних элементов и проводников. Крепится он на коробку передач непосредственно к валу. Внутри имеется ферромагнитный сердечник, который вращается при движении автомобиля и создает электрические импульсы. Импульсы посылаются по проводнику к контроллеру, который расположен на спидометре. Фото датчика скорости представлено ниже.
В ходе эксплуатации автомобиля Нива Шевроле нередко возникают перебои или поломки датчика скорости. Нет необходимости спешить приобрести новый датчик и провести его замену. Прежде всего, необходимо найти причину неисправности, а затем принимать решение. Итак, причинами неисправностей могут быть:
- Обрыв электрической цепи;
- Окисление контактов;
- Нарушение целостности изоляции проводников;
- Повреждение целостности устройства или износ внутренних механизмов.
Существует два способа проверки датчика на наличие неисправностей, которые рассмотрим по отдельности.
Первый способ. Для проведения проверки потребуется мультиметр.
- Извлекается датчик (процесс снятия и замена будет описана ниже).
- К импульсному контакту датчика подсоединяется положительный щуп прибора.
- Минусовой щуп прибора подключается к «массе» автомобиля.
- На вал датчика надевается трубка, для возможности вращения.
- Мультиметр устанавливается в положение на измерение постоянного напряжения малой величины.
- Приступаем к вращению вала механизма. При вращении на приборе будет отображаться значение наводимого напряжения, а при увеличении оборотов показатель будет возрастать.
Если такой процесс наблюдается, то датчик скорости является исправным, а причину стоит искать в другом месте.
Второй способ. Не требует демонтажа.
- Домкратом поднимается передняя часть авто, так чтобы одно колесо было в подвешенном состоянии.
- К выводам датчика подключается мультиметр.
- Вращается колесо и засекается появление импульсов. Если напряжение наводится, то устройство в рабочем состоянии.
Замена устройства осуществляется только в случае определения точной причины выхода его из строя. Итак, прежде всего, необходимо найти, где крепится изделие, и извлечь его. Для этого выполняется следующая последовательность действий:
- Шевик загоняется на смотровую яму и обесточивается от питания аккумулятора.
- Опускаемся в смотровую яму для проведения работ, захватив с собой стандартный набор инструментов.
- Находим датчик на задней крышке раздаточной коробки и при необходимости очищаем его от загрязнений.
- Отсоединяется клеммная колодка с питающими проводами. Для этого необходимо отжать пластиковый фиксатор, как показано на фото.
- Гаечным ключом проводится вывинчивание устройства и его извлечение. На фото ниже изображен процесс его извлечения.
Осуществляется замена датчика на новый. Его установка производится в последовательности обратной снятию.
После сборки проверяется его работоспособность.
Принцип работы
На всех внедорожниках Нива Шевроле устанавливают так называемые электронные считыватели. Принцип работы основан на правилах, открытых еще Эвином Холлом, американским физиком.
Датчик считывает электромагнитные импульсы, которые испускает транспортное средство. Эти импульсы посылаются к контроллеру, чтобы он в дальнейшем считывал их. 6004 электронных импульса у датчика появляется за каждый пройденный автомобилем километр.
Частота передачи импульсов возрастает по мере того, как сам автомобиль движется быстрее. Интервалы между каждым импульсом измеряются отдельно самим прибором. На спидометр выводятся показания в виде, максимально понятном для пользователя.
Конструкция самого датчика образуется всего несколькими простыми элементами:
- проводники;
- внутренние компоненты;
- корпус, на стальной или пластмассовой основе — подключение с его использованием самое безопасное.
Крепится непосредственно к валу, с участием коробки передач. Внутри расположен сердечник из ферромагнитов. Именно эта часть вращается, создавая импульсы, когда автомобиль движется. По проводнику импульсы переходят к контроллеру, расположенному на датчике.
Возможны следующие варианты исправления текущей ситуации:
- Демонтаж устройства, проверка с помощью мультиметра. Сигнальный экран тоже легко разбирается. При серьезных неисправностях проще заменить устройство, ремонт обойдется слишком дорого. Главное – заранее демонтировать торпедо для получения доступа ко внутренней панели автомобиля. Фиксирующую гайку с прибора тоже снимают полностью. После этого отсоединить сам датчик не составит труда.
- Дополнительная проверка по контактам датчика. Загрязнение или окисление контактов остаются причинами, с которыми владельцы авто сталкиваются чаще всего.
- Изучение цепи датчика на предмет сохранения целостности. Для этого берут мультиметр, прозванивают провода. Проблемы обычно связаны с коротким замыканием либо обрывом в контактах. Лучше всего поврежденные провода тоже лучше сразу менять, поскольку они могут работать в условиях повышенных температур, из-за чего соединение портится.
Установка новых датчиков производится в обратной последовательности в сравнении со снятием старых. В большинстве случаев замена на устройство другой модели невозможна, хоть принцип работы и остается одинаковым. Поэтому важно купить аналогичный прибор в фирменном исполнении. Только в этом случае система гарантирует стабильную работу.
Датчик указания температуры ОЖ ввернут непосредственно в отверстие головки блока цилиндров. Его можно увидеть, если посмотреть с левой стороны на силовую установку.
ДТОЖ располагается в выпускной магистрали охлаждающей жидкости. Он вставлен в передний патрубок водяной рубашки.
Чтобы увидеть, где находится датчик температуры наружного воздуха, требуется заглянуть под передний бампер. Измеритель расположен за правым нижним углом номерного знака. Не снимая бампер сенсор можно увидеть в расположенное около него отверстие.
Замена датчика указателя температуры охлаждающей жидкости своими руками на автомобиле Шевроле Нива пошагово представлена ниже.
- Обесточить бортовую сеть.
- Снять защитный чехол с измерителя.
- Отсоединить клемму, от которой отходит провод датчика.
- Ослабить затяжку измерителя. Для этого потребуется ключ «на 21».
- Вывернуть послабленный измеритель усилием руки. Изъять датчик.
- Установить новый измеритель в порядке обратном демонтажу.
Для замены датчика температуры ОЖ требуются инструменты, которые представлены в таблице ниже.
Таблица — Инструменты и материалы необходимые для замены датчика температуры ОЖ
Название | Примечание |
Рожковый ключ | “на 10” |
Гаечный ключ | “на 19” |
Головка | “на 13” |
Вороток | С удлинителем и трещоткой |
Отвертка | Средних размеров, с плоским лезвием |
Ветошь | Для очистки загрязнений, не оставляющая после себя ворса |
Для того, чтобы заменить ДТОЖ на Шевроле Нива, рекомендуется воспользоваться пошаговым алгоритмом нижеприведенной инструкции.
- Работу следует проводить при полностью холодном двигателе. Поэтому прежде чем приступать к замене, если транспортное средство только после поездки, то необходимо выждать временной интервал достаточный для остывания силового агрегата.
- Зафиксировать автомобиль, воспользовавшись стояночным тормозом.
- Открыть капот.
- Обесточить сеть транспортного средства. Для этого необходимо снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
- Для удобного доступа к измерителю температуры рекомендуется демонтировать декоративный защитный кожух силового агрегата и корпус воздушного фильтра.
- Нажав на фиксаторы скинуть клемму с датчика температуры ОЖ.
- Открутить измеритель.
- Вынуть ДТОЖ.
- Установить новый датчик.
- Собрать все в обратном порядке.
Замена датчика температуры окружающего воздуха производится согласно последовательности, которая представлена ниже.
- Отключить минусовую клемму АКБ, обесточив сеть.
- Снять передний бампер для удобства проведения работ.
- Сжать три лепестка фиксатора.
- Аккуратно потянув измеритель, вынуть датчик из посадочного отверстия кронштейна.
- Нажать на фиксатор колодки.
- Рассоединить клеммную колодку измерителя.
В общем, вчера спидометр окончательно накрылся, стрелка замерла на ноле. Скорость приходилось определять на глаз по передаче и числу оборотов )) Зато пробег не увеличивался )) Ездить все равно без спидометра не комфортно и пришлось опять «приложить» руки. Малость погуглил, понял проблему и полез «исполнять».
Ямы у меня нет, пришлось загонять передок на кирпичи, подстилать туристический коврик и лезть вниз. Внизу грязища, все падает в глаза.
Нужно было найти датчик скорости и проверить, что там да как. Находится он на РК, к нему идут 3 провода, разъем подключения на 3 контакта.
Как оказалось, там всё было замотано изолентой, причем она была сверху ПВХ (обычная), а под ней — тряпичная. Обычная изолента растрескалась от времени, внутрь проникла вода, напитала тряпичную изоленту и провода стали замыкать между собой. Оттого и возникали периодические ошибки (желтый значок на панели), запарился постоянно скидывать клемму, чтобы сбросить ошибку.
Короче, для начала отодрали старую изоленту и с проводов и с самого разъема (сам разъем был примотан к датчику скорости точно так же).
Пока отдирали старую изоленту, провода выпали сами собой, видать от влаги они тупо развалились. В этом и была проблема — в проводах, сам датчик скорости был рабочий. Как я и гуглил — датчики ломаются крайне редко.
Провода зачистил, по новой их хорошенько обмотал и настала пора втыкать разъем в датчик скорости. И тут засада — разъем в датчик полностью не входит, там есть такие защелки, которые должны защелкнуться. Оттого видать разъем и был примотан изолентой. Неплохо кстати, только я 2 года ездил «на изоленте», а сколько прежний хозяин так ездил))
В общем, спидометр заработал, ошибки пропали — проблема решена. Хотя лучше, конечно, купить новый нормальный разъем для проводов для нормального контакта. А еще лучше — иметь полную защиту днища, чтобы защищать и РК и всякие датчики от воды, гравия и других повреждений, которые неизбежно возникают при покатушках по грязи и бездорожью.
Современные автомобили нашпигованы датчиками, как рождественская индейка яблоками. Причём все или почти все датчики взаимозависимы. Если на нашей Нива Шевроле не работает спидометр, может случиться, что и электронный блок управления получает неправильные импульсы. А это сказывается и на работе двигателя , и на расходе бензина, и на мощности. Нерабочий спидометр — это не просто неудобство, это повод рассмотреть причины и восстановить работоспособность системы.
Китайское производство считает данное действие лишним, что и обусловлено низким сроком службы изделия.
При вращении на приборе будет отображаться значение наводимого напряжения, а при увеличении оборотов показатель будет возрастать. Шевроле Нива укомплектовывается таким же электронным приспособлением, который с большой точностью считывает скорость, развиваемую автомобилем. Поэтому при замене ППЗУ важно установить правильный номер модели и комплектации автомобиля.
Исторически существовало два типа датчиков. Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования. Шевроле Нива укомплектовывается таким же электронным приспособлением, который с большой точностью считывает скорость, развиваемую автомобилем.
Импульсы посылаются по проводнику к контроллеру, который расположен на спидометре. Внешний вид датчика Важно! Изделие относится к хрупким материалам, поэтому при проведении ремонтных работ следует быть осторожным. Неисправности устройства В ходе эксплуатации автомобиля Нива Шевроле нередко возникают перебои или поломки датчика скорости.
Итак, причинами неисправностей могут быть: Обрыв электрической цепи; 3. Нарушение целостности изоляции проводников; 4. Повреждение целостности устройства или износ внутренних механизмов. Для определения неисправности необходимо провести проверочные действия!
Извлекается датчик процесс снятия и замена будет описана ниже. К импульсному контакту датчика подсоединяется положительный щуп прибора. На вал датчика надевается трубка, для возможности вращения.
Мультиметр устанавливается в положение на измерение постоянного напряжения малой величины. Приступаем к вращению вала механизма. Датчик завернут в выпускной патрубок охлаждающей жидкости на головке цилиндров. Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на датчике.