Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Бронетехника для боя в городе

В ноябре 2022 года начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-майор Сергей Бибик заявил о поставках в следующем году в российскую армию комплексов защиты бронетехники для боев в городе с учетом боевого опыта, полученного в ходе современных конфликтов. Для чего современной бронетехнике необходимо переоборудоваться к условиям городского боя? Какой именно опыт локальных боестолкновений был получен российской армией? Какие меры усиления существуют и могут быть поставлены для нужд вооруженных сил? Читайте в нашем материале.

Городской бой по праву считается одним из самых сложных видов боевых действий. Современные конфликты прямое этому доказательство. Война в городе позволяет плохо подготовленной и слабо вооруженной пехоте удерживать свои позиции даже в условиях численного и технического превосходства противника.  

С проблемами боев в городской застройке российская армия знакома не понаслышке. Печально известный зимний штурм Грозного в первой чеченской войне прямое доказательство того насколько тяжело армии в современной войне штурмовать крупные населенные пункты. Неудачи при боевых действиях в столице Чечни выявили множественные проблемы в тактике штурмующей армии, ее вооружении и взаимодействии между родами войск. Выявились и недостатки бронетехники которая в большинстве своем оказалась беззащитна против пехотных отрядов боевиков, вооруженных гранатометами.

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Полученный такой горькой ценой опыт городских боев был впоследствии проанализирован русской армией, что позволило во время второй чеченской войны значительно сократить потери при боях в населенных пунктах на территории Чечни и впоследствии переломить ход боевых действий в свою пользу.

Однако, время не стояло на месте, улучшалось как оружие, так и условия для ведения боевых действий. В 2022 году российские войска начали оказывать военную поддержку сирийскому правительству Башара Асада в борьбе с группировками боевиков. В ходе боевых действий нередко сирийским войскам приходилось вести бои в городах. Особо ожесточенные столкновения происходили под Дамаском в Восточной Гуте и восточной части Алеппо. Данные боевые действия показали новые требования, выдвигаемые к бронетехнике, которая участвует в штурмовых действиях в городских кварталах, в первую очередь эти требования касались ее защиты.

В попытках усилить защищенность своей бронетехники сирийские экипажи создали множество самодельных доработок техники, в основу которых входили различные защитные экраны. По мнению танкистов данные экраны должны были защищать бронетехнику от противотанковых ракет. Но стоит сразу сказать, что основной процент «экранированной» техники составляли боевые машины, не имевшие блоков динамической защиты вообще, поэтому их защита от современного противотанкового оружия была минимальна.

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Наличие же различных решеток не была панацеей машины от гибели, но экипажи продолжали создавать все новые варианты защиты своей техники путем установки различных видов экранировок. Самодельные модификации сирийской армии можно разделить на три типа.

Первый вариант модификации, размещение решетчатых экранов в отдалении от брони, основной целью данной защиты является гашение кумулятивной струи до того момента как она соприкоснётся с броней и сможет ее прожечь. При попадании противотанковой ракеты в подобный экран происходит детонация боеприпаса с последующим выделением кумулятивной струи, которая заметно теряет свою пробивную силу при контакте с броней боевой машины. В ходе дальнейшего распространения кумулятивной струи ее силы может уже не хватить для полного прожига брони, поэтому в ряде обстоятельств подобная защита может действительно уберечь технику от уничтожения.

Стоит правда отметить, что современные противотанковые ракеты способны расправляться как с подобной экранировкой, так и впоследствии с танковой броней. Также приварка дополнительных экранов существенно увеличивает габариты машины, что отражается на маневренности особенно в условиях городской местности. Существенно снижается и обзорность экипажа внутри бронетехники.

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Второй путь модификации техники состоит в наварке дополнительных стальных листов непосредственно у брони машины. Данный вариант усиления бронетехники активно устанавливался как на танки, так и на более легкую бронетехнику. Однако, стоит отметить, что в отличие от сетчатых экранов, установленных на удалении от брони, приварка стальных экранов непосредственно у брони позволяет увеличить живучесть техники от попадания бронебойных пуль, снарядов мелкокалиберных пушек, осколков и актуально, прежде всего для легкобронированных машин нежели чем для танков. В случае же попадания противотанковой ракеты, кумулятивная струя прожжёт как подобный экран, который установлен в минимальном расстоянии от брони, так и саму броню танка без каких-либо серьезных проблем.

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Третий тип модификации можно назвать, пожалуй, самым успешным. В этом варианте предусматривается установка решетчатых экранов на танки поверх блоков динамической защиты. Данная защита серьёзно увеличивает выживаемость машины поскольку столкнувшееся изначально с экраном, а затем и с взрывом блока динамической защиты, кумулятивная струя может растратить свою пробивную силу еще до столкновения с броней танка.

Хотя и данный вид модификации можно назвать наиболее лучшим, однако она не получила столь широкого распространения, как два предыдущих. Так как количество бронетехники оснащенной блоками динамической защиты в сирийской армии весьма ограничено, да и многие экипажи считали, что для ее защиты хватит и стандартной ДЗ. Хотя и находились танкисты, которые ради усиления живучести техники даже запихивали между решетками и блоками динамической защиты булыжники и мешки с песком.

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Опыт городских боев в Сирии был серьезно проанализирован в российской армии и вылился в дальнейшее усовершенствование собственной бронетехники. Стоит сказать, что созданием бронетехники для городского боя российская армия занималась еще до вступления в сирийский конфликт. В 2022 году на оружейной выставке «Russia Arms EXPO 2022» Уралвагонзаводом был представлен Т-72 изготовленный специально для городских боев.

Данный танк выгодно отличался от серийных образцов наличием блоков динамической защиты «Реликт», решетчатыми экранами в районе МТО и тыльной стороны башни. Впереди танка установлен бульдозерный отвал ТБС-86 для устранения возможных баррикад или препятствий перед танком, и играющий роль дополнительной защиты. Получил защиту и зенитный пулемет, вокруг которого были созданы противопульные перегородки, которые должны защитить командира танка в случае его покидания боевого отделения машины или ведения огня из башенного пулемета. Помимо этого, на Т-72 установлена система радио подавления, служит она прежде всего для невозможности подрыва управляемых фугасов рядом с танком. Была улучшена система управления огнем.

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Но стоит сказать, что данный танк разрабатывался прежде всего для экспортных поставок и своего покупателя он так и не нашел. Ведущей тяжелые городские бои сирийской армии подобная бронетехника была просто не по карману, а остальные страны не заинтересовались танком подобной концепции. Да и имелся у данной машины ряд недостатков, в первую очередь это наличие нескольких мест на башне, которые были лишены блоков динамической защиты.

Имелся и один примечательный факт, сирийские боевики ведущие боевые действия в пригородах Дамаска явно позаимствовали идеи УВЗ с модернизацией Т-72 для городского боя и создали свою версию как говориться «по образу и подобию».

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

После вступления России в боевые действия на территории Сирии осенью 2022 года, российское руководство начало делать полезные выводы для усиления собственной армии. Так уже в 2022 году была серьезно доработана модификация Т-72Б3. На танке появились решетчатые экраны, дополнительные блоки ДЗ и новый элемент динамической защитой в виде мешочка, прикрепленного к борту. Данный обвес создавался с оглядкой на бои в городской застройке. Дело в том, что при боевых действиях в городе танки часто задевают своими бортами разные препятствия, поэтому зачастую бортовая защита слетает с машины оголяя его борта для противотанкового оружия.

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Мешки с динамической защитой должны решить эту проблему. Данные обвесы не соединены жестко с бортами танка, и вполне могут свободно ходить при соприкосновении с препятствиями, в то же время даже при слете мешочка ДЗ с танка, экипаж, за короткий период времени, может установить новый вместо утерянного. Подобные обвесы могут устанавливаться на любые виды танков, заметно повышая их защищенность в городских боях.

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Весьма любопытный опыт улучшения бронетехники был продемонстрирован в ДНР. Местные танкисты улучшили защиту своих танков путем установки решеток для защиты МТО. Данная экранировка вполне себе может быть выгодна и для использования в городской местности. Перво-наперво противнику будет сложнее вывести из строя двигатель машины путем закидывания его бутылками с зажигательной смесью, или противотанковыми гранатами. Способна данная защита и помочь укрыть МТО от попадания минометных мин. Однако, стоит отметить, что данная экранировка будет оголяться при повороте башни и может создать некоторые проблемы в городских боях из-за увеличения габаритов тыльной стороны башни.

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Весьма положительно опыт локальных конфликтов отразился на дальнейшую модернизацию танка Т-90. В Сирии Т-90 поставлялся сирийской армии, которые активно его использовали в боевых действиях. Танк показал серьезную живучесть на поле боя в условиях сельской местности, пустыни и городских боях. Т-90 применялся даже в условиях ночных наступлений правительственных войск.

А еще интересно:  Что лучше - "Нива" карбюратор или инжектор: технические характеристики, советы и рекомендации -

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Опыт боевой эксплуатации танка позволил серьезно доработать машину и создать модификацию «Т-90М Прорыв». В новом танке была применена современная динамическая защита «Реликт», и вот здесь вполне себе просматривается сирийский опыт. Для более устойчивой защиты танка поверх «Реликта» были установлены решетчатые экраны, которые прикрывают блоки ДЗ в самых уязвимых местах, срезом между башней и корпусом, по бокам башни и в районе МТО.

Так же на танке был установлен дистанционно управляемый боевой модуль Т05БВ-1 с пулеметом ПКТ. Применение данной системы вооружения серьезно повышает безопасность экипажа, так как для ведения огня из зенитного пулемета танкистам не нужно покидать боевую машину. Так же в Т-90М возможна установка системы активной защиты «Арена-М», которая способна обнаруживать и уничтожать подлетающие к танку вражеские боеприпасы. На сегодняшний день Т-90М наиболее подготовленный танк для ведения боя в городской застройке. На вооружение российской армии данная боевая машина должен поступить уже в 2020 году.

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

В то же время по некоторым данным в вооруженных силах России сейчас идут испытания системы активной защиты «Арена-М» для нужд собственной армии. Предполагается, что КАЗ пойдет на усиление серийных российских танков Т-72Б3. Установка «Арены» серьезно усилит отечественные танки для возможных боестолкновений в городской застройке.

В ноябре 2022 года начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-майор Сергей Бибик заявил о поставках в следующем году в российскую армию комплексов защиты бронетехники для боев в городе. Как показали последние современные конфликты данный шаг является более чем своевременным и важным для сохранения боеспособности российской армии. Вполне возможно, что будет приобретена и партия Т-72 разработанного УВЗ специально для боев в городе. Так же ожидается увеличение поставок ДЗ в обвесах, и комплексов активной защиты в войска, было бы весьма неплохо устанавливать на серийные танки и системы радио подавления для противодействия управляемым фугасам.   

В то же время усилением бронетехники для боев в городе занимаются и в других государствах. Еще в 2006 году после активных боевых действий в Ираке в США была разработана защита основного боевого танка «Абрамс» на случай городских боев. Данная модификация получила название TUSK: Tank Urban Survival Kit – «Танковый набор для выживания в городе». На танк устанавливались блоки динамической защиты ARAT-2, кормовая часть прикрывалась решетчатыми экранами. Получила дополнительное противоминное бронирование и нижняя часть «Абрамса». Пулеметные турели на башне защищаются противопульными перегородками. Данная модификация так же предусматривает и установку пулемета с дистанционным управлением, при этом, по желанию военных, основное вооружения данного модуля могло меняться на АГС.

Стоит отметить, что комплекс защиты TUSK может легко устанавливаться на танк силами полевых мастерских, что значительно упрощает эксплуатацию этого усиления бронетехники. Применение данной модификации в ходе боевых действий в Ираке и Афганистане позволило значительно сократить потери США в бронетехнике и постоянно дорабатывать ее защиту. 

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Еще одной страной, которая озаботилась защитой своей бронетехники при возможных боях в городе была Германия. Во многом при создании своей модификации немецкие конструктора обращали внимание на американский TUSK. В 2006 году на оружейной выставке в Париже Германия представила свою новую модификацию танка «Леопард 2» — «Леопард 2 PSO».

Беспилотные системы для перспективной бронетехники

Танк получил круговую защиту в виде установки блоков ДЗ. Бульдозерный отвал для устранения препятствий на пути машины. Дистанционно управляемый модуль вооружения, на который может устанавливаться различное оружие от пулеметов до 40 мм гранатомета. Усилилась противоминная защита дна танка. Экипаж получил в свое распоряжение тепловизоры и мощную оптику. В 2022 году Германия дорабатывала 150 имевшихся у нее на вооружении танков «Леопард 2» до уровня PSO.

С современным развитием противотанкового оружия, изменения тактики войны в населенных пунктах вполне возможно в будущем армиям мира понадобиться создавать отдельные штурмовые танки, специально приспособленные для боя в городе. Поэтому создание техники и соответственной защиты для боевых действий в городских кварталах является весьма важной веткой развития современного танкостроения, и России в этом направлении никак нельзя отставать.

Александр Долбыш для ANNA-News.  

Два в одном

Бытует мнение, что все универсальные автомобили несовершенны, и не могут толком выполнять множество возложенных на них функций. Самый яркий пример – амфибии, которые не умеют нормально ни ездить, ни плавать. Вот и в случае с нашей машиной, на первый взгляд, кажется, что расположение на одном шасси крана-манипулятора и оборудования для работы со сменными кузовами («Мультилифт») лишь увеличивает стоимость автомобиля и уменьшает его грузоподъёмность.

Заказчику обычно нужен либо мультилифт, либо манипулятор, и платит он за одну машину. Да и не любого водителя на такой автомобиль посадишь. Он ведь должен быть ещё и крановщиком, причём и по документам тоже. Это мнение хоть и не бесспорно, но имеет право на существование, если речь идёт о коммерческом использовании техники.

Правда, грузовики далеко не всегда используются именно для зарабатывания денег перевозками. Очень часто они обеспечивают основную деятельность предприятия. В этом случае возможность иметь в работе один автомобиль вместо двух выглядит очень привлекательно. Попробуем разобраться, так ли это, но сначала познакомимся с нашим «главным героем».

На первый взгляд, это обычный КАМАЗ-65117 с мультилифтом, и только приглядевшись, замечаешь пристроившийся за кабиной гидравлический кран-манипулятор. Как и в любой гидрофицированной машине, в нашем КАМАЗе присутствует гидробак и гидронасос, причём в одном экземпляре.

Ведь одновременно мультилифт и кран не используются. Вот и первый плюс такой техники – уменьшение стоимости гидрооборудования. Наш автомобиль оснащен двигателем Euro-2 с рядным ТНВД и десятиступенчатой коробкой передач с предусмотренной заводом-изготовителем возможностью отбора мощности.

Впрочем, сейчас марка коробки не имеет значения. Специалисты Московского завода опытных конструкций, занимающиеся изготовлением подобных машин, имеют право устанавливать механизм отбора мощности и на коробки ZF, не лишая владельца машины заводской гарантии.

В нашем случае, гидронасос установлен с правой стороны коробки. Насос – аксиально-поршневой, нерегулируемый, простой и надёжный. Такие ставят на автокраны. Гидросистема также проста в устройстве и обслуживании. Переключение потока масла с манипулятора на мультилифт осуществляется двухходовым краном.

Система управления краном-манипулятором прямая, золотники в ней работают от рычагов, а не от хитрых кнопок с катушками, которые могут отказать в любой момент. Пультов управления у крана два – с правой и левой стороны автомобиля. А механизм смены кузовов имеет как ручное управление, так и дублирующее, из кабины.

Впрочем, мы приехали не смотреть машину, а использовать её по прямому назначению. Строительство нового здания редакции силами сотрудников в самом разгаре, стройматериалы дороги, вот мы и отправились на их поиски, выпросив предварительно этот КАМАЗ якобы на тест.

Если конкретно, нас интересовали железобетонные плиты. По пути на свалку интересуюсь у постоянно работающего на этом автомобиле водителя Фёдора Алексеевича его мнением как о шасси, так и об установленном на нём оборудовании. Оказывается, КАМАЗ, на котором мы едем, хотя и сравнительно новый, но универсальной машиной был не всегда.

Таким образом, после переоборудования автомобиль заменил собой сразу три машины – автокран, бортовой автомобиль и самосвал. Кстати, это не предел. Съёмные кузова могут быть самыми разными. Бытовка, цистерна, контейнеровоз, бортовая платформа… Этот список можно дополнять бесконечно.

Если же говорить о шасси, то Фёдор Алексеевич своей машиной доволен.

– Повезло, успели взять машину Euro-2, – говорит он. – У Камазов с двигателем Euro-3 проблемы с топливной аппаратурой возникают постоянно, а на этом я за 17 тыс. км кабину поднимал всего два раза.

Вот и свалка. Мы пробираемся к нагромождению панелей по укатанной по грунту дороге. «Хорошо, дорога нормальная, – говорит Фёдор Алексеевич. – Новые бампера, конечно, выглядят красиво, но на ухабах здорово мешают. По плохим дорогам приходится передвигаться аккуратно, на первой пониженной».

Пора разворачивать установку в боевое положение. Сделать это совсем нетрудно. Включаем отбор мощности, открываем подачу масла на крановую установку, выдвигаем аутригеры. Все подготовительные операции не занимают и пяти минут. Манипулятор готов к работе.

Пытаемся достать одну из далеко лежащих от машины плит. Увы, при вылете стрелы девять с половиной метров, грузоподъёмность крановой установки всего 940 кг. Панель весит явно больше. Срабатывает ограничитель грузоподъёмности, реагирующий на давление в гидросистеме.

Электромагнитный клан направляет весь поток масла на слив. Теперь груз можно только опускать. Сразу после снятия нагрузки защиту можно восстановить. Подтащить плиту волоком не позволила особенность её залегания, выдвигать стрелу на максимальный вылет в нашем случае бесполезно.

– Что вы хотите, это не яблони, – говорит наш сопровождающий.

Выбираем плиту, что лежит поближе. На этот раз подъём проходит удачно, но плита мне не очень нравится – для фасада, видимо, не пойдёт. «Поверни направо, поверни налево», – командую Фёдору Алексеевичу. Крановая установка работает удивительно плавно – гидравлическая.

А еще интересно:  расположение предохранителей на ваз 2131 нива инжектор

Со свалки уезжаем несолоно хлебавши. Все панели, которые мы осмотрели за сегодняшний день, либо битые, либо замызганные. Только зря снимали бункер. Складываемся обратно. Интересно, что при подъёме гружёного кузова специалисты завода МОЗК не рекомендуют пользоваться стояночным тормозом.

«Вся нагрузка, – комментирует сопровождающий нас руководитель сервисной службы МЗОК Евгений Рожков, – при подъёме кузова идёт на заднюю ось, и при включённом «ручнике» задняя тележка перегружается. Что заметно сокращает ресурс автомобильного шасси».

Интересуюсь дополнительными возможностями крановой установки. Оказывается, имеется дополнительная гидравлическая линия для подключения навесного оборудования, есть и дополнительная пара гидрораспределителей для управления им. Так что для сбора и перевозки металлолома этот автомобиль очень даже сгодится.

Пригодится он и тем потребителям, которым по роду своей деятельности нужно транспортировать широкую номенклатуру грузов в небольших объёмах. Правильно подобранные кран-манипулятор и набор съёмных кузовов позволяют высвободить 2–3 бортовых грузовика и автокран.

Что касается возможных неисправностей гидравлического оборудования, то они возникают, как правило, от перегруза (гнутся штоки гидроцилиндров), либо от применения некондиционного масла (изнашиваются гидронасосы, текут уплотнения). Самая же популярная причина поломок в настоящее время – езда со включённой коробкой отбора мощности.

https://www.youtube.com/watch?v=cqRy8nnTJKg

Гидронасос, работающий непрерывно и гоняющий масло по замкнутому кругу, быстро перегревается, разрушаются его поршни. В общем, если соблюдать правила эксплуатации, гидравлика – вещь надёжная. Нередки случаи, когда оборудование крана–манипулятора и мультилифта перекочёвывает с одного шасси на другое. Так что 600 тыс. за мультилифт и 1 200 000 руб., отданные за кран, успеют окупиться многократно.

Самый крупный недостаток оборудованных крановой установкой машин – это то, что краны-манипуляторы грузоподъёмностью свыше тонны являются «Ростехнадзорными». И для их эксплуатации необходимо назначить лицо, ответственное за технически исправное состояние, за надзор, и иметь аттестованный обслуживающий персонал.

К какому виду транспорта относятся сигвеи?

Как мы уже сказали, российское законодательство не регламентирует этот вид транспорта. Чтобы понять, к какой категории относятся сигвеи, давайте сначала вспомним ПДД, где разъясняется, что такое велосипед, мопед и мотоцикл. Вот выдержка из действующих ПДД:

«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2022 № 221).

«Мопед» – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2022 № 221, от 24.10.2022 № 1097).

«Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе)

превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2022 № 1097).

Итак, поскольку у сигвея два колеса, то этот вид транспорта может относиться к любому из вышеперечисленных транспортных средств. Как вы уже поняли, зависит это от мощности электродвигателя и максимальной скорости сигвея.

Соответственно, если мощность электродвигателя сигвея не превышает 0,25 кВт, а также если он автоматически отключается при достижении скорости 25 км/час, этот вид транспорта считается велосипедом. 

В реальности же если посмотреть, какие сигвеи продают сегодня, то, как правило, продавцы стараются не указывать мощность этого транспорта. На практике их мощность намного больше 0,25 кВт, а многие модели могут развивать скорость более 50 км/час. Но у владельцев таких мощных сигвеев мало шансов понести ответственность, так как мы не знаем в настоящий момент ни одного случая, когда ГИБДД привлекла владельца сигвея за управление данной техникой без прав.

Рапорт

Из рапорта на имя Министра Обороны РФ (копия – председателю комитета Госдумы по обороне и директору «НИИ Стали» (как головной организации по защите)), поданного через электронную приёмную Минобороны 15 апреля 2022 г.:

Сергей Кужугетович,

вопрос требует именно Вашего личного решения по организационным причинам, – в силу «клубка орг. проблем» нижестоящие исполнители объективно не в состоянии решить этот вопрос в короткое время

(подробнее ниже).

Сегодня мы имеем в зоне боевых действий исключительно кустарное «доп. бронирование», примеры которого приведены ниже и в приложении № 2.

При этом нашим ОПК были разработаны различные варианты допзащит (демонстрировавшихся в т.ч. на различных выставках вооружения), однако в войсках, ведущих спецоперацию, их нет:

I. Технические вопросы:
1. Повышение противопульной и противоосколочной защищённости техники (для автомобильной и легкой бронетехники – особенно для дорогих и ценных боевых машин ВДВ):

• защита кабин (радиаторов и других узлов) автомобильной техники;
• усиление защиты бронемашин, в т.ч. с установкой защиты для пулеметчика …;
• усиление противопульной противоосколочной защиты легкой бронетехники, экранировкой дополнительными бронелистами …

2. Противокумулятивная защита легкой бронированной техники (БТР, БМП, БМД, САУ, МТЛБ …): максимальное оснащение легкой бронетехники в зоне боевых действий комплектами «НИИ Стали» (противокумулятивные решетки и дополнительные бронеэкраны), – недостаточная их эффективность против новых противотанковых средств с лихвой компенсируется резким снижением заброневого действий и потерь личного состава.

3. Повышение защищенности танков против новых средств поражения.
Недостаточная защищенность подавляющего большинства наших танков от современных средств поражения исключительно остро ставит вопрос усиления их защиты, это не только жизни личного состава, но и возможность реального выполнения боевых задач против противника имеющие массовые и эффективные противотанковые средства.

Здесь значительный интерес представляют не только решетки «НИИ Стали» (например, борта и задняя часть башен, не прикрытых динамической защитой, район двигателя и т.д.), но и крайне интересный и актуальный задел … [вырезано]

4. Уменьшение тепловой заметности техники.
Массовое распространение тепловизоров (в т.ч. в головках самонаведения ПТУР) крайне остро ставит вопрос снижения тепловой заметности и инфракрасной (ИК) маскировки техники.

Организацией ОПК были разработаны ряд средств для этого (покрытия «Терновник», «Накидка», станция подвижная пенная универсальная (СППУ) предназначена для проведения маскировки объектов ВВТ пенными покрытиями на основе рецептуры ПОР-02ПУ и т.д.), однако в действующей армии их нет.

С учетом крайне острой задачи снижения ИК-заметности техники, значительной (в ряде случаев) стоимости специальных покрытий и сроков их изготовления целесообразно рассмотреть вопрос массового применения простых ИК-масок, например, из негорючих пенопластов (или иных негорючих пенных материалов). Размещение их на расстоянии от корпуса техники (например, на(за) решетках(ми) «НИИ Стали») позволяет обеспечить значительный прирост эффективности, возможности ИК-прикрытия элементов ходовой части (что не обеспечено специальными покрытиями).

Здесь же необходимо отметить необходимость экстренной … [вырезано]

Технически – это «по самому простому варианту» – дать в «Ткратчайшее» войскам хотя бы удовлетворительную допзащиту.

Да, всё можно сделать много эффективнее! Да, есть те или иные «перспективные варианты». Но они были хороши «вчера» – с тем чтобы сегодня это было уже массово в войсках. Увы, время упущено, и здесь определяющим уже является «Ткратчайшее» – простые, но быстрые решения.

Проблема в том, что с формально-юридической стороны по «штатным каналам» это нерешаемо. По организационным причинам.

Кое-что по этой проблематике было в статьях «Военного обозрения» – Наши «Войны Пентагона». Реалии отечественных военных НИОКР и Наши «Войны Пентагона»-2. Хаос опытно-конструкторских работ.

Здесь же стоит процитировать отрывок из статьи Беспилотные «рои» готовятся к бою, касается это в первую очередь высокотехнологической тематики, однако справедливо и к вопросам защиты:

Упомянутое в рапорте «расходное имущество» – это тоже не «мелочь» ввиду высокой вероятности повреждения (или даже утраты) элементов допзащиты (а это материальная ответственность личного состава), из-за чего некоторые, даже самые эффективные образцы так и не дошли до войск.

https://www.youtube.com/watch?v=4HmIqpEukMs

По реакции Минобороны на рапорт можно сказать только то, что неделю спустя (т.е. 22 апреля) рапорт был даже не учтён!

И это при том, что учтён он должен быть по нормативу в течение 3-х суток. О том, что в армии, ведущей боевые действия, обращения по их тематике должны вообще приниматься и передаваться для принятия решения в режиме 24/7, речь даже не идёт. То, что в том же ФСБ есть контакты экстренной связи, очевидно и понятно, но почему их нет у воюющей армии (Министерства Обороны)?

А еще интересно:  Датчики на Нива Шеврле

По комитету Госдумы по обороне 20 апреля выяснилось, что отправлять «на почту комитета» нецелесообразно, и для быстроты рассмотрения это необходимо делать через электронный кабинет на сайте Госдумы (сделано сразу 20 апреля).

Кроме указанных лиц копии рапорта были отправлены и по различным «неофициальным каналам», в т.ч. некоторым депутатам Государственной думы (например А. Е. Хинштейну).

Регистрация кму в органах ростехнадзора

Для работы на автомобиле с краном-манипулятором необходимо иметь следующие бумаги:

  • паспорт оборудования на русском языке, составленный в соответствии с требованиями к паспортам транспортных средств и автокранов;
  • разрешение на эксплуатацию КМУ, выданное Ростехнадзором России.

Кран на базе грузового автомобиля необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре как опасный производственный объект (ОПО). Обратите внимание: манипулятор грузоподъемностью до 1 тонны и грузовым моментом 4 тонны, а также кран для учебных целей регистрировать не нужно.

Для ОПО предусмотрена экспертиза промышленной безопасности. Из документов на спецтехнику необходим технический паспорт установки или его дубликат. В штате организации, собственностью которой является КМУ, должны числиться:

  • специалист, аттестованный для управления манипулятором и имеющий действующее удостоверение;
  • стропальщик с удостоверением о прохождении обучения.

Теперь необходимо приготовить документы для подачи в Гостехнадзор. Сначала подаем первичные бумаги.

  1. Заявление на регистрацию грузоподъемного механизма (ГПО).
  2. Паспорт на кран-манипулятор.
  3. Если КМУ не новая, необходим договор с организацией, проводившей технический осмотр установки.
  4. Приказы о назначении:
  • сотрудника по надзору за безопасной эксплуатацией;
  • ответственного за поддержание спецтехники в рабочем состоянии;
  • специалиста, отвечающего за безопасное управление и выполнение деятельности на кране-манипуляторе.

Сдав все нужные бумаги, вы получите формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора Ростехнадзора, закрепленного за вашей организацией. Все заполненные документы подаются в канцелярию Ростехнадзор.

  1. Положение о контроле на производстве.
  2. Письмо о согласовании этого положения.
  3. Приказ о техническом надзоре за безопасностью работы грузоподъемных машин на производстве.
  4. Карточка учета спецтехники в государственном реестре опасных производственных объектов.
  5. Характеристики и данные манипулятора, сообщаемые дополнительно.

Представитель Ростехнадзора должен проштамповать все документы и сделать отметки о дате приема. Теперь остается только ждать. Если все оформлено верно, то паспорт на кран с отметками о пройденной регистрации будет готов примерно через 30 дней. А пока готовятся разрешения, необходимо застраховать машину как ОПО. Возобновлять страховку придется раз в год.

Когда у вас на руках будут все разрешительные документы, необходимо составить письмо в Ростехнадзор, чтобы вам выделили инспектора для пуска манипулятора в дело. О планируемом начале эксплуатации КМУ необходимо уведомить не менее чем за 5 рабочих дней.

Инспектор выдает разрешение на основании проведенных испытаний на предприятии-изготовителе или же технического освидетельствования, проведенного собственником манипулятора. Перед подписанием разрешения устройство еще раз осматривается и проверяется на территории владельца, сверяются предоставленные бумаги и оценивается уровень технического обслуживания установки.

Процедуру регистрации автотехники придется повторить в случае:

  • ремонта и получения нового паспорта на манипулятор;
  • продажи или передачи управления КМУ новому владельцу;
  • капитального ремонта, модернизации, усовершенствования.

Советы по работе на кране-манипуляторе

о том, как управлять крано-манипуляторной установкой:

Работа с грузом

Первое правило — если не знаешь массы груза, при любой длине вылета и наклоне стрелы — поднимай только ЦИЛИНДРОМ и ни в коем случае не лебедкой. Если гидравлика не берёт, то лебёдкой можешь погнуть стрелу. К примеру, на 3-х тонном КМУ лебедка может поднимать и 6 тонн, что приведет к погнутой стреле. Груз брать под 90 градусов от стрелы, то есть на уровне лап.

Перед грузом который будешь поднимать вставай как можно ближе и перпендикулярно ….На первое время закидывай одну сторону, то есть искусственно задавай крен машины в сторону поднятия груза и по ходу поворота стрелы выравнивай лапами (аутригерами). Старайся чтобы груз не мотало.

По-возможности, перемещай груз от места поднятия до места погрузки на минимальном расстоянии от уровня пола и над объектами (которые лучше обойти). Если это подача наверх, то лучше будет подтянуть троссом, т.к. будет видно есть крен или нет.

Если груз на уровень второго этажа надо поставить, да еще в плотную к месту выгрузки не подъехать. Как узнать на сколько стрелу с грузом можно вытянуть и под каким углом? — Делай угол и вылет стрелы заранее, держа груз у самой земли, притом стрела должна быть повернута ближе к 90 градусам от оси машины.

Если груз тяжелее для такого положения стрелы,то пойдет крен машины, груз коснется земли и все. Почему 90 градусов -при стреле набок ты ее (стрелу) не свернеш,ь а машина пойдет на опрокидывание,но так как груз у земли-ее чуть качнет и все (и то при условии груза сверх нормы).

Про высшее мастерство

на дороге Ниссанчик стоит (конкурент) и кольца разгружает. Ловко так разгружает. Вокруг народ суетится, кольца здесь-же и укладывают в яму. На высокой лапе стоит чистенький парнишка и всем этим ловко руководит. посмотрел справа/слева, крановщика нету! ну, думаю с пультом где-то стоит — НЕТУ! и тут только я увидел:

«Чистенький парнишка» стоит на лапе и управляет работой крана согнутой ногой. Происходит это так, стоит на лапе, сверху отлично видно как поднимается груз и куда его подавать, рукой держится за высокую лапу, нога которая ближе к рычагам — прямая, а другая согнута в колене под 90 градусов и он, не смотря на рычаги, двигает их носком ноги, управляя крановой установкой. Одно слово — АСС! Я попробовал, но у меня не получилось…

Про перевозку груза

При перевозке груза не забывай про габариты: верх с грузом не более 4 м ! Боковой габарит машины 2,5м ! Назад не более 1 м без знака «Негабарит» и от 1 до 2 м со знаком «Негабарит» ! Ответственность серьезная — 6 мес лишения прав и штраф!

Для крепления груза обычно используют трещотки-ремни. Если станок — пропускаешь небольшие обрезки пожарного шланга.. Чтобы избежать протирания, стараться увязывать не с бортом поверху ,а отдельно за рымы (металлические кольца) что в полу борта или через подковообразные вырезы в бортах, к низу, за крючок.

Делитесь своим опытом, господа!

Тяжелые берега и ракеты

В Омском автобронетанковом инженером институте уже несколько лет ведется небезынтересное моделирование механики выхода различных типов плавающей техники на берега. Основные работы ведет кандидат технических наук, доцент О. А. Серяков. Как справедливо указывает автор, главными факторами успешности выхода бронетехники на берег являются: низкое давление на грунт, высокое сцепление движителя (колеса или гусеницы) с береговым грунтом и наличие силы тяги, не связанной с сухопутным движителем.

В последнем случае используется водомет или гребной винт, который оказывает существенное влияние на успешность выхода на берег. Для сравнительной оценки использовался широкий спектр бронемашин – отечественные БМП-2, БМП-3, БМД-4М, БТР-82М, американские БТР М113А3, БТР LVTP7 и французская БМП AMX-10P.

По-хорошему, следовало бы провести натурные испытания, но это далеко не всегда возможно, а если и возможно, то очень дорого. Да и где взять в рабочем состоянии зарубежные боевые машины? Поэтому авторы ограничились математическим моделированием процессов.

Для справки: полное название одной программы звучит как «Программа расчета вероятности преодоления плавающей машиной бронетанкового вооружения мелководного участка водной преграды». Дата регистрации во Всероссийском реестре – 13.01.2021 года. В одной из серии исследований, где виртуально участвовали БТР LVTP7, БМП-3, БТР М113А3 и БТР-82А, выбрали морской песчаный берег с уклоном в 15 градусов.

Как оказалось, наибольшим преимуществом обладали гусеничные машины с водометами, причем относительно легкая БМП-3 оказалась заметно успешнее американской амфибии для морской пехоты LVTP7. По расчетам, отечественная машина со 100-процентной вероятностью не застревала в начале выхода на берега и с 97-процентной вероятностью не останавливалась в конце выхода.

Хуже всего обстояли дела у лишенного водомета или гребного винта БТР М113А3, который не вышел на берег в половине случаев. Укронацистам, использующим сейчас ленд-лизовские гусеничные БТРы, советуем прислушаться к выводам омских военных исследователей и не использовать машины для преодоления водных преград, а сразу сдаться вместе с техникой союзным войскам.

Наиболее интересные выводы касаются БТР-82А, который в начале выхода на берег демонстрирует 79-процентную эффективность, но к концу сникает до 51 %. Причина в неудачном расположении водомета, который «на данном этапе из-за оголения заборного отверстия прекращает свою работу, а колесный движитель не может обеспечить достаточную тягу по сцеплению на грунте с низкой несущей способностью».

1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.