Я купила Ниву в 2019 году и не пожалела, хотя уже потратила на ремонт, техобслуживание и дооснащение 250 тысяч рублей.
Я решила купить именно Ниву, как только получила права. Я просто увидела ее и поняла, что это единственный автомобиль, который мне иметь. Все остальные машины похожи друг на друга, а она была уникальной.
С практической точки зрения мне нужен был внедорожник, на котором я добираться до разных заброшенных зданий, в которых так люблю бывать.
Расскажу в статье, сколько стоит владеть такой машиной.
Содержание
Как я искала Ниву
Я искала свою Ниву на и «Авито». Для меня было важно, чтобы у нее был инжекторный двигатель и гидроусилитель руля, чтобы она была не старше 20 лет, стоила не дороже 200 000 ₽ и пробежала не более 100 000 км.
Я хотела инжектор, поскольку прочитала, что в сравнении с карбюратором он реже ломается и в целом более надежен. При этом ремонт карбюраторного двигателя сложнее и дороже. Также инжектор потребляет меньше топлива и более экологичен. Карбюраторные двигатели перестали ставить на Нивы с третьего квартала 2005 года.
Машину, которая мне больше всего понравится, я решила проверить в автосервисе. Хотела сразу знать сумму, которая понадобится для устранения всех технических недостатков.
Первая Нива и ее владелец сильно меня впечатлили. Мужчину лишили прав, о чем он сказал в самом конце встречи. Это не помешало ему лихо катать меня по району, чтобы показать машину. Во время поездки в момент он съехал с дороги через бордюр в небольшой овраг, чтобы показать Ниву во всей красе. Она без проблем преодолела все препятствия — это было очень мощно и впечатляюще.
Затем водитель пустил меня за руль. До этого я ездила на Форде Фокусе, поэтому обратила внимание на то, что Нивой удобнее управлять: она маленькая, на ней проще разворачиваться, я лучше ее чувствую. Машина была в идеальном состоянии: ее красиво покрасили, в салоне не было посторонних скрипов. Но меня очень смущал возраст Нивы: ее произвели в Поэтому я отказалась от машины. На следующий день пожалела об этом и позвонила продавцу, но автомобиль уже купили.
Вторая Нива. Владелец следующей машины заранее прислал фотографии ПТС и СТС для проверки по базам. Я воспользовалась сервисом «Про авто» заплатила 150 ₽, увидела пробег и количество владельцев. Убедилась в том, что машина не в залоге, не в розыске и не участвовала в серьезных ДТП. Я подумала, что все в порядке, и решила проверить автомобиль в сервисе.
Мы с продавцом договорились встретиться у автосервиса, который специализируется на Нивах. Пришел мужчина, хотя в документах была указана женщина. Он сказал, что владелица скоро подъедет. Машину осмотрели за 1500 ₽, в результате нашли неисправностей на 30 000 ₽, что не страшно. Но хозяйка так и не приехала. Я поняла, что это перекупщик, у которого я не буду ничего приобретать.
Я поторопилась с проверкой в автосервисе: лучше сначала убедиться в том, что машину продает собственник.
Третья Нива — темно-зеленая, 2007 года выпуска — в итоге оказалась той самой. По отчету «Про авто» у нее было два владельца и пробег 60 000 км. Мы договорились, что собственник прихватит с собой все документы и не забудет паспорт. Решили встретиться около автосервиса, который был ближе всего к дому владельца машины.
Приехал молодой человек и собственник автомобиля — его отец, пожилой мужчина с серьгой в ухе и в кожаной косухе. За диагностику в мастерской взяли 500 ₽. Машина была в полном порядке, только порекомендовали поменять свечи зажигания и масло в двигателе. Пожилой мужчина чуть не плакал, когда мы подписывали договор купли-продажи, это было бесконечно трогательно. Я заплатила 145 000 ₽, и машина стала моей.
Вместе с Нивой мне достались:
Первичные вложения
Первые проблемы возникли на этапе покупки ОСАГО. Я собрала настоящее комбо: я начинающий водитель на отечественной машине с пропиской в Крыму. Я объехала несколько страховых, но мне везде отказали. Знакомые посоветовали обратиться к частному специалисту, который в итоге застраховал меня в «Согласии» за 8100 ₽.
Я поставила машину на учет без проблем: сохранила номера и заплатила через госуслуги госпошлину 595 ₽ за внесение изменений в ПТС и новое СТС со скидкой 30%. Также через госуслуги я заранее записалась в ближайший к дому МРЭО. Во время прохождения площадки попросили убрать запасное колесо и домкрат, больше вопросов не было.
Мне предстояла поездка в Латвию, поэтому я решила сразу обслужить и отремонтировать Ниву. Обратилась в сервис, который посоветовал предыдущий владелец машины. Там ремонтировали только Нивы, даже их название — «Моснива» — говорит об этом. Машину тщательно проверили, нашли проблемы в редукторе — его еще называют задним мостом. Его отремонтировали и обслужили, а также поменяли свечи и масло в двигателе. В итоге за запчасти и работу пришлось отдать 26 000 ₽.
Чтобы поехать в Латвию, нужна была «Зеленая карта» — аналог ОСАГО для путешествий за границу, который действует на территории 48 стран — участниц системы международного страхования автогражданской ответственности. Я купила страховку в Москве за 2500 ₽. С ней, в отличие от ОСАГО, проблем не было. Эти деньги я не учитываю в расходах на автомобиль.
После покупки я потратила на Ниву 36 695 ₽
В лесах возле Риги. Впервые пробую машину на бездорожье
Небольшая фотосессия по пути в Латвию
Моя Нива в Риге
Эксплуатация, текущий ремонт и техобслуживание
Октябрь 2019 года. Нива с большим трудом доехала до Москвы: она страшно тарахтела, в салоне сильно пахло бензином. В Латвии не было пришлось заправлять машину Это не должно было ей навредить, но, видимо, навредило. Пришлось оставить машину на бесплатной парковке и добираться домой на метро. На следующий день я вернулась за Нивой, чтобы отогнать в сервис, а она ехала как ни в чем не бывало. За устранение этой неисправности в сервисе взяли 4974 ₽. Частично разобрали салон, заменили бензонасос и удалили следы бензина.
Ноябрь 2019 года. Спустя месяц пришло время ставить зимние шины. На старых можно было без проблем откатать еще один сезон, но я решила не экономить и заодно сделать машину красивее. Вот на что я потратила 32 720 ₽:
Спустя полгода я потратила еще 36 700 ₽: купила летний комплект резины Hankook RF10 и диски ET40 Skad Top. Шиномонтажные работы также сделали бесплатно.
Январь 2020 года. Зимой Нива в момент перестала заводиться, и я подумала, что проблема в аккумуляторе, поскольку после подзарядки от другой машины она вполне бодро стартовала. Я купила новый аккумулятор за 2700 ₽, а старый сдала за 500 ₽. Но машина барахлила, поэтому я отогнала ее в сервис — на этот раз в «Ниву777». Предыдущий хозяин тоже там ремонтировал, а главное — сервис был прямо около моего дома. Нашли неисправность в приборном щитке, устранили ее за 1750 ₽.
В марте 2020 года мой бывший молодой человек взял у меня машину, чтобы съездить на «Трофи-рейд», поскольку за полгода владения Нивой мы так и не побывали на настоящем бездорожье: все заброшки оказались в приличных и доступных для любой легковушки местах. За участие организаторы брали с экипажа 3500 ₽. В стоимость входили завтрак, обед, вся информация по маршруту и его организация. Колеи, лужи, крутые подъемы и озера — бесплатно и бесценно одновременно. Все это проходило в Подмосковье.
Мы стартовали от Минского шоссе у Лесного Городка. Мероприятие длилось примерно четыре часа, с каждым участком дороги преодолевать препятствия становилось все сложнее. Рейд продолжился, но нам пришлось сойти, поскольку у моей Нивы не было шноркеля — приспособления, благодаря которому возможно заезжать в глубокие лужи, ручьи и реки без вреда для мотора.
Здесь шноркель вывели из-под капота через правое крыло
Нива достойно преодолела все препятствия, но несколько раз глохла: видимо, в сервисе ее не до конца починили. Также после мероприятия появились стуки, поэтому я снова отогнала ее в сервис.
Пришлось менять задний карданный вал, частично — промежуточный вал и раздаточную коробку: все это сломалось на бездорожье. Также в сервисе промыли дроссельный патрубок, удалили ошибки работы двигателя, заменили масло и масляный фильтр. Работа, диагностика, запчасти и расходные материалы обошлись в 20 700 ₽.
Затем началась пандемия и я улетела домой в Севастополь. Нива осталась на бесплатной парковке, и про ее ремонт можно было ненадолго забыть.
Во время майских праздников я приехала в Москву, перекрасила машину в желтый цвет и была вынуждена поменять номера — об этом подробнее расскажу дальше в статье.
Примерно в время, в мае 2020 года, машина пару раз просто глохла и не запускалась. Пришлось ехать в «Ниву777». Я выяснила, что проблема снова была в приборной панели, которую опять отремонтировали за 2300 ₽. Спустя две недели все повторилось, но чинили уже бесплатно.
В июне 2020 года заменили гнилой глушитель: поменяли резонатор, все проварили, взяли 5140 ₽. Заодно я решила наконец установить магнитолу и антенну. Работы и магнитола с возможностью подключения телефона по блютусу обошлись в 7360 ₽. Позже я установила колонки — о них расскажу ниже.
Июль 2020 года. Перед поездкой в Крым мы решили провести комплексную диагностику Нивы. Нашли проблемы с передними тормозами и замком левой двери. За тормозные диски, колодки, слесарные работы и ремонт замка взяли 7400 ₽. Диагностику провели бесплатно.
трагических обстоятельств в семье моего бывшего молодого человека по пути в Крым после Воронежа нам пришлось развернуться и заехать в Ульяновск. Тогда мы наездили примерно 6000 км, с последней замены масла машина прошла 10 000 км. Как только вернулись в Москву, поменяли масло и масляный фильтр, водяной насос, антифриз и некоторые шланги системы охлаждения двигателя. За работу и запчасти я отдала 9800 ₽.
Осень и зима 2020 года. Началась вторая волна коронавируса. Я снова уехала в Крым, а Ниву оставила на бесплатной парковке возле дома в Москве. Вернулась в декабре, немного поездила на машине и в январе уехала на ней в Севастополь. Пока была в Москве, заменила фары, поскольку со старыми было невозможно ездить в темноте: они почти не светили. Замена обошлась в 4000 ₽.
Примерно я почувствовала, что педаль сцепления схватывает во все более высоком положении, и решила с этим разобраться. В мастерской поменяли выжимной подшипник за 3000 ₽, заодно установили колонки — тоже за 3000 ₽.
В пути у меня сломалась печка. Ее мне поставил отчим, саму печку он купил за 4000 ₽. Также мы наконец поменяли масла: купили моторное и промывочное масла, масляный и воздушный фильтры. За все заплатили 4600 ₽. Отчим пошел к знакомым в гараж с гаражной ямой и все сделал сам.
Я пишу эту статью в апреле 2021 года. Других расходов машина пока что не требовала.
На ремонт и обслуживание Нивы я потратила 152 024 ₽
За полтора года меня оштрафовали пять раз:
Все штрафы я сразу оплачивала через госуслуги. На штрафы за превышение скорости и заезд давали скидку 50%, в итоге они обошлись в 1150 ₽. А вот за езду без номеров пришлось заплатить по полной. Итого за полтора года я потеряла на штрафах 6150 ₽.
Новая страховка стоила 9000 ₽. Я снова не смогла приобрести страховку там, где ее покупают обычные люди, поэтому пришлось обратиться к человеку, что и год назад. новых правил расчета стоимости полиса ОСАГО страховка подорожала на 1000 ₽.
Еще я заплатила транспортный налог. Мощность двигателя моей Нивы — 80,9 л. с., налоговая ставка в Севастополе, где я прописана, — 5. В 2019 году я владела ею примерно 2,5 месяца, поэтому заплатила всего 67 ₽.
Формула, по которой посчитали транспортный налог на Ниву за 2019 год
Как я перекрасила Ниву в желтый цвет
Во время майских праздников 2020 года, в разгар пандемии, я вернулась в Москву и решила добавить немного красок в свою жизнь — покрасить машину в желтый цвет. До этого я увидела идеальную желтую Ниву на «Авито» и попросила продавца поделиться контактами того, кто красил авто. В итоге я отдала за покраску 45 000 ₽. Использовали краску «Раптор»: мастера сказали, что это лучший вариант для тех, кто часто выбирается на бездорожье. Такую краску кладут сразу на грунт и не покрывают лаком.
После покраски мне надо было внести изменения в ПТС и переделать СТС. Я записалась в МРЭО через госуслуги и заплатила за процедуру 595 ₽ — снова со скидкой 30%.
В МРЭО сказали, что мои московские номера придется поменять на крымские. Я возмущалась как могла, поскольку слышала, что с ними могут не пустить или Грузию. Но было поздно: мои номера аннулировали. Оказалось, что с 1 января 2020 года вступили в силу новые правила регистрации автомобилей, согласно которым регион на номерах машины привязан к месту регистрации владельца. Мне выдали новое СТС и присвоили новые номера.
На этом приключения не закончились. В МРЭО сказали, что новые номера можно купить за углом, но там было закрыто. Мы нашли в интернете людей, которые привезти нам знаки, но только через несколько часов. Это было утро буднего дня, на работе я не отпрашивалась, поскольку думала, что все пройдет быстро.
Я решила снова подойти к сотруднику МРЭО и спросить, доехать до другого пункта, где делают номера, поскольку этот не работал. Мне дали утвердительный ответ. Мы знали, что без знаков ездить нельзя, но, поскольку мы впервые были в подобной ситуации и заручились поддержкой сотрудника ГИБДД, решили ехать.
, на первом повороте нас остановили и выписали протокол об административном правонарушении. Документ обязывал меня явиться на досудебную беседу через две недели. Тогда это казалось мне концом света, поскольку нарушение грозило лишением прав. В итоге спустя месяц прошел суд, а спустя три или четыре месяца пришел штраф на 5000 ₽.
В итоге мы оставили машину в том дворе, где нас остановили гаишники, а сами доехали на такси. Затем нам домой привезли новые номера, за которые мы отдали 2000 ₽. Уже с ними мы вернулись к машине, прикрепили их и доехали до дома.
На покраску машины и переоформление номеров я потратила 47 595 ₽
Я отправлялась на машине в три больших путешествия:
Первое путешествие прошло отлично. На латвийской и российской границах нас пропустили без проблем. Пограничники посмотрели на «Зеленую карту», СТС и диагностическую карту и разрешили проезжать. Осмотр документов и машины занял 15 минут как в одну, так и в другую сторону.
Ездить по Латвии на Ниве — значит привлекать к себе внимание. Люди подходили, интересовались, задавали вопросы, просто одобрительно кивал в нашу сторону. Это путешествие меня очень воодушевило: у меня наконец появилась машина, я чувствовала полную свободу. Ведь можно было в нее запрыгнуть и оказаться почти где угодно.
Второе путешествие далось тяжело, после него мне захотелось продать машину. Ехать 2000 километров без кондиционера с собакой, которой безумно жарко, очень сложно и морально, и физически. А еще на Ниве нет смысла разгоняться больше на более высокой скорости всю машину трясет. Тем не менее мы справились.
Третий маршрут я преодолевала в одиночку зимой, было уже поспокойнее. Правда, когда сломалась печка, стало немного страшно. К счастью, это произошло на Кубани: в тот момент там уже было более-менее тепло.
Также я регулярно ездила на Ниве на небольшие расстояния: по заброшкам Тверской и Тульской областей, в Нижний Новгород, Горки Ленинские, на Истринское водохранилище, Кондуковские карьеры и еще много куда в Крыму и Подмосковье.
Первая заброшка в Тульской области — Богословский аграрный колледж
В деревнях, где я искала заброшки, были и другие Нивы
Нива у заброшенного корабля на Черном море
Что в итоге
Многие отговаривали меня покупать Ниву. Говорили, что она будет часто ломаться и на ее ремонт будет уходить много денег. Когда я делюсь с друзьями своими тратами на машину, они часто советуют мне самой научиться ее ремонтировать, мол, это несложно. Но пока что я не готова проводить сутки в гараже: мое время мне дороже.
Прошло полтора года, и я не уверена, что могу советовать покупать именно Ниву, хотя для меня она все остается самой любимой и самой красивой машиной в мире.
Недавно мы с родителями приобретали для них Ниссан Ноут. Я посидела в нем и решила, что мне гораздо приятнее и удобнее за рулем моей Нивы — я даже чувствую себя увереннее на дороге. Нива — это максимально моя машина, и я горжусь тем, что ею владею.
За полтора года я потратила на Ниву 251 531 ₽
Пятидверная Нива – штука странная. Вроде бы и спрос на неё какой-никакой был, и даже фанаты у этой машины имеются, но и вопросов она вызывает очень и очень много. С другой стороны, читать отзывы владельцев Нив о своих автомобилях очень интересно: редко когда удаётся найти что-то более эмоциональное и разнообразное. Так что в этот раз подборка комментариев получилась увлекательнее, чем в случаях со многими другими машинами из этой нашей постоянной рубрики. Даже несмотря на то, что нам пришлось из этих отзывов удалить огромное количество обсценной лексики. Итак, давайте из всего этого попробуем выделить основные причины покупать пятидверную Lada 4×4 или не делать этого. Отметим, что речь пойдет именно о Lada 4×4 – совсем старые машины, которые носили имя ВАЗ-2131, оставим в стороне, поскольку там анализировать уже почти нечего – чистая лотерея.
История техники
О том, как появилась пятидверная Нива, мы рассказывали очень подробно в отдельном материале. Повторять его даже частично не хочется, поэтому отмечу лишь самое важное.
Длиннобазная 2131 появилась не на пустом месте и даже не методом распила 2121 пополам с последующей вставкой в середину кусков железа. Эта машина появилась путём эволюции модели ВАЗ-2129 ( иногда даже вспоминают, что этот проект носил название «Кедр»). А вот сам 2129 – это да, продукт распиливания трёхдверки с последующей вставкой подходящего металлического фрагмента меж двух половин распиленной машины. Кедр при увеличенной на 500 мм длине кузова и выросшей ровно на столько же колёсной базе (с 2200 мм до 2700 мм) оставался трёхдверным. И это было не очень удобно: размеры салона существенно подросли, задний диван отодвинулся назад, а длина дверей осталась той же, что у обычной трёхдверной 2121. Поэтому родился следующий проект – 2131, то есть, привычной нам пятидверки, получившей в народе кличку «крокодил». Хищное название прилипло к машине не только из-за ненормальной для Нивы длины, но и из-за характерного тёмно-зелёного цвета, в который красили большинство 2131.
Конечно, кузов получил некоторые изменения: пару новых задних дверей с вертикальной форточкой, окошки в боковине и даже усилители лонжеронов и накладки пола. В технике некоторые отличия тоже появились. Например, именно сюда впервые для Нивы попал ГУР, который на трёхдверках появился позже. Связано это с тем, что крутить руль на «крокодиле» было труднее, чем на короткой и более лёгкой машине, так что это была вынужденная мера. Тут же появился и модернизированный 1,8-литровый ВАЗ-2130 (84 л.с.), потому что привычный нивовский двигатель, дошедший до неё с небольшими переработками ещё от первых Жигулей, длинную версию не вытягивал совершенно. Впрочем, со временем этот мотор тоже ушёл на покой, и у большинства ещё живых 2131 под капотом стоит обычный инжекторный мотор объёмом 1,7 л мощностью 83 л.с.
Lada 4×4 5D
С 2006 года ВАЗ-2131 стал называться Lada 4×4 5D, затем он раздвоился до Lada 4×4 Urban 5D, потом трансформировался в Lada Niva Legend 5D. Каждый раз менялись некоторые детали (приборные панели, бамперы, появился кондиционер), но суть машины оставалась неизменной: это был честный внедорожник с постоянным полным приводом родом из 1970-х со всеми вытекающими последствиями (и техническими жидкостями обычно тоже). И хотя формально мы сегодня будет говорить именно о Lada 4×4 5D, очень многое можно смело проецировать и на Urban 5D, и на Legend 5D: разница между ними не такая уж и большая. Итак, начнём.
Ненависть №5: качество запчастей
Машин, которые не ломаются, не существует (простите меня, владельцы Тойот). Нива, само собой, не исключение. А значит, её надо иногда (точнее, почти всегда) ремонтировать. И вот тут начинается настоящая боль: качество вазовских запчастей вызывает и гнев, и депрессию, и только потом – принятие. Причём практически все владельцы утверждают, что то, что стоит на машине с завода, это ещё нормально. А вот в магазинах продают всякое непотребство: «Запчасти по качеству все плохие. Все советуют не менять запчасти, которые установили на конвейере при сборке, иначе еще хуже будет. Неоднократно наблюдал, как самые простые запчасти типа усиленных тяг рвутся через неделю». Ну и немного статистики в виде цифр: «Так себе запчасти. Менял кран отопителя – перебрал три штуки, пока нашёл «живой». Купил передние колодки недавно, а они не встают в пазы. Искал нормальный подшипник первичного вала, так и не нашёл. Так и поставил самый малошумящий из 10 предложенных». А теперь из истории ремонта: «Поменял амортизаторы, рулевые тяги, шаровые, реактивные тяги и еще кое-что по мелочам, преимущественно для собственного спокойствия. Запчасти в основном некачественные. Задний амортизатор снова потек через 3 тыс. км».
Lada 4×4 Urban 5D
Отмечу, в что цитатах изначально не было определений «плохие» и «некачественные». Ими я заменил те слова, которые в начале текста скромно назвал обсценной лексикой.
А потом обычно идут истории о том, как в этой Ниве за один раз перевезли целую квартиру или строительные материалы, которых хватило на двухэтажную дачу. И только самые скромные удерживают себя в рамках приличия: «Недавно приехал из Ростова, перевёз полквартиры тёщиных вещей. Никто не ожидал, что столько влезет». Оk, в полквартиры поверим.
Ненависть №4: коррозия и шум
Тут трудно выбрать, за что «крокодила» ненавидят больше: за умение неприлично шуметь или бессовестно ржаветь. И то, и другое он делает мастерски. Начнём с коррозии и сразу же дадим слово владельцам: «Пробег сейчас 6300 км. Зимой мою машину каждые неделю-две. С первых км на машине антикоррозийная обработка, в том числе и на стойке. Увы, этого недостаточно. Всего за 10 месяцев уже вылезла ржавчина. Также небольшая ржавчина присутствует под хромовой окантовкой окон»; «Ржавеет она нереально быстро!»; «Качество металла и ЛКП никакое. При покупке обработал антикором. Это, конечно, помогает, но только не снаружи. Через 4 месяца на швах появились рыжие точки. Загнал на гарантию. Ситуация повторилась через полгода. Вновь на гарантию. Через год послал подальше гарантийных маляров и поехал к знакомым спецам. Они мне, конечно, всё сделали, но сказали, что это бесполезно. Металл изначально гнилой, и сколько его не крась, он все равно ржавеет под краской»; «У меня у знакомого служебная Нива такая же, только 2011 года. Видел её летом 2012, жуткое зрелище. По всему кузову ржавые дырки, и самое страшное, что на швах тоже». Последнее отмечу особо: сварные швы ржавеют быстрее всего остального, и многих это невероятно бесит.
Lada 4×4 Urban 5D
И всё-таки вот это мне понравилось больше остального: «Отличная шумоизоляция: когда ехал с женой, её не было слышно совершенно. Спасибо АвтоВАЗу». Может, тоже Ниву купить?
Любовь №4: стоимость владения
Да, Ниву приходится частенько ремонтировать – это факт. Но на стоимость её ремонта никто не жалуется: всё стоит совсем недорого. И даже необходимость покупать одну и ту же запчасть в количестве нескольких экземпляров (см. Ненависть №5) не слишком опустошает карман нивоводов: «Затраты на запчасти и ремонт более чем умеренные»; «Плюсом являются недорогие запчасти»; «Запчасти не особо дорогие по сравнению с иностранными машинами такого же класса, продаются везде и в любом количестве», «Стоимость обслуживания – сдача после похода в магазин за хмельным»; «Запчасти – халява!».
При этом надо сказать, что те, кто хотел ездить на этой машине за три копейки, вынуждены ремонтировать её самостоятельно: стоимость работ часто несопоставимо выше, чем стоимость запчастей. Впрочем, почти всё можно сделать и самому, да и в сервисе Ниву ремонтировать всё же дешевле, чем Гранд Витару. Поэтому некоторые говорят: «Сломалась? Ну и фиг с ней!». И дальше объясняют, что дорогим ремонт не будет точно, а выполнить его могут в любом гараже. Вот не знаю, насколько это всё хорошо на самом деле, но многие любят Ниву именно за это: ломается часто, но очень дёшево. Чёрт его знает, может, это действительно хорошо – тем, кто не владел, не понять.
Ненависть №3: отопление и вентиляция
Если отремонтировать пятидверку легко, то создать в ней приличный микроклимат удаётся не сразу. Причин две: не слишком удачная печка и не вполне продуманная вентиляция. Начнём с печки.
Справедливости ради, она греет. Но не всегда там, где надо: «Печка дула из всей торпеды, до боковых стекол воздух не доходил. Комфортный температурный режим найти нереально, хотя по прошествии времени понял, что «комфортный режим» – это вообще понятие, оперировать которым неуместно по отношению к Ниве». Иногда приходится что-то пересобрать, докрутить, уплотнить. Но в целом люди в машине не замерзают. А вот окна – вполне. И тогда начинаются либо жалобы, либо небольшой «колхозинг»: «Пришлось установить небольшой вентилятор для обдува боковых стёкол, иначе при морозе более 20 градусов они не оттаивают совсем»; «Насчёт печки: советую ставить в воздухозаборник (тютелька в тютельку влазит с небольшими работами с напильникам) улитку печки «восьмёрки» – очень тихая, и поток воздуха больше». Кстати, замена моторчика печки на узел от 2108 – очень распространённая процедура. И вызвана не столько недостаточной эффективностью родного моторчика, сколько его особенностью: «Печка ревёт, как реактивный самолет – шумит больше мотора». И это факт: рёв печки раздражает очень многих.
Салон Lada 4×4 Urban 5D
Недоработка вентиляции выражается в постоянно запотевших окнах. И тут опять может помочь восьмёрочная печка: «Я всё же из соображений безопасности заменил печку и установил от «восьмёрки», запотевающие стекла в городе очень опасны». Или ездить с открытым окошком: «Вентиляция салона – фигня полная, если влажность чуть побольше, то приходится приоткрывать окно». Владельцам поздних машин повезло больше остальных: их от запотевания стёкол спасает кондиционер. Правда, таких богатых «крокодилов» не так уж и много.
Любовь №3: устойчивость на трассе
Разумеется, длинная база сдала управляемость заметно лучше: пятидверка так не козлит, как её трёхдверная родственница. Особенно часто об этом говорят те, кто ездил на разных Нивах и может их сравнить: «Сравнивать есть с чем, до этого было пять коротких. Между ними огромная разница – она не козлит, её не скидывает с грунтовой дороги, да и по трассе ездить гораздо приятней»;, «Длинная идёт уверенно, как корабль, на колейностях её не бросает так, как короткую, ямы переносит явно лучше»; «по трассе – кайф, в десять раз лучше коротышки или УАЗа». Хотя, конечно же, трасса – это не совсем для Нивы, пусть даже пятидверной. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на скорость: «Длинная база позволяет без козления ехать по трассе 95 км/ч (для вездехода это много)». Действительно, для вездехода – прекрасно, но надо понимать, что до легкового седана или хэтчбека Ниве далеко. Впрочем, от неё никто и не требует управляемости Lamborghini – не для этих целей её строили.
Ну и немного забавного: «На трассе в дождливую и морозную погоду автомобиль стоит на дороге очень уверенно без всяких электронных помощников». Интересно, а как бы он стоял с помощниками?
Ненависть №2: мотор и расход
Под капотом Lada 4×4 Urban 5D
Надо ли говорить, что при желании ехать быстро приходится заметно доплачивать за бензин? Те, кто жизнь познал и не тешит себя надеждой уходить со светофора точкой в горизонт, укладываются в среднем в 10 литров на сто километров. А вот «гонщики», постоянно вдавливая «тапку в пол», ноют, что машина «жрёт, ревёт, но не едет». Но эти реплики из зала я бы отмёл как неорганизованные: понятно, что это просто не та машина, на которой нужно гонять. А стоны на тему «20 литров по лесу и раскисшей колее» – это вообще смешно. Покатайтесь там на TLC 200. Меньше получится?
Теперь в эту бочку дёгтя добавлю ложку мёда: к надежности мотора претензий я не нашёл вообще. Да, были случаи отказа ЭБУ на ранних инжекторах, но это было уже очень давно. В остальном всё очень неплохо: масло не жрёт, колом не встаёт. Ну а что иногда у некоторых он перегревается сам по себе (то на трассе, то на холостых оборотах), так это вопросы к системе охлаждения. В том числе и к антифризу, который, скорее всего, опять вытек через дырявые патрубки или растянутые хомуты.
Уверен, что этого пункта ждали все. Так вот он, ловите! «Проходимец» из Lada 4×4 5D, разумеется, изумительный. Даже растянутая по сравнению с трёхдверкой база не слишком снижает внедорожный потенциал Нивы: «Более всего радует то, что я теперь не задумываюсь о наличии дороги, отправляясь в лес или на рыбалку»; «я перестал заморачиваться с парковкой и с вопросом «проеду – не проеду». Проезжал в брод по двери, зимой лазил в снег по бампер. В общем, проходимость волшебная без дополнительных доделок»; «ни разу не было такого, чтобы не выбрался без посторонней помощи, хотя бывали такие случаи, что в грязи по самые двери ехал. И это на шоссейной резине».
Как ни странно, рост длины стал причиной не катастрофического снижения проходимости, а чудовищного роста радиуса разворота. Вот на неповоротливость «крокодила» жалуются очень многие, а на проходимость – нет. За проходимость его любят. Особенно если поставить самоблок в задний мост. Получится вообще сказка. Которая иногда заканчивается тем, что такая Нива застревает там, куда может приехать только трактор. Трактор приезжает, мощно дёргает Ниву, а её водитель потом приваривает обратно кусок лонжерона вместе с буксировочным крюком. Но это, как вы понимаете, ерунда, дело житейское.
Ненависть №1: ремонт как состояние души
Если владельцы многих других машин оценивают ремонт как процесс, который надо пережить, то владельцы большинства «крокодилов» живут в другой реальности. Для них ремонт – не процесс, а состояние души. Как ни странно, многие из них даже не совсем понимают, что это не совсем правильно. Этого состояния некоторые научились не понимать вовсе. И некоторые философы пишут нечто подобное: «Доводить её до ума, устранять её хронические заболевания – абсолютно неблагодарное занятие. Устранишь визг раздатки, начнешь слышать шум моста и так далее. Я перенесся из непрерывного мира в дискретный. Либо работает, либо нет – вот главный критерий. Машина на ходу? Значит, всё в порядке! Устранять есть смысл только те неисправности, которые могут привести машину к состоянию «не на ходу». Это стало моим основным открытием при покупке российского автомобиля».
Я, пожалуй, пас. Но развлечения у людей, как я говорил, могут быть разными.
Любовь №1: за эти деньги?
Скажем честно: чаще всего пятидверку покупают те, кому покупка и содержание хотя бы подержанного импортного внедорожника не по карману. И, разумеется, ничего больше, проходимее и дешевле купить просто невозможно. Поэтому основной повод любить Lada 4×4 5D – соотношение всего вот этого и цены. Я не говорю «качества», говорю «вот этого» – большое, проходимое и дешёвое. Качества там, предположим, меньше, чем всего остального. Например, воя раздатки, ржавчины, поломанных деталей КП, провалившихся педалей сцепления и всего прочего. Но не суть. Суть в том, что ничего другого в этом формате за эти деньги просто нет. И об этом говорят практически все владельцы Lada 4×4 5D: «По совокупности потребительских характеристик Нива – один из лидеров АвтоВАЗа. В мире пока не создана альтернатива Ниве по соотношению проходимость/цена/комфорт. Особенно это ярко выражено в сегменте б/у машин. Попробуйте купить внедорожник на ходу в рабочем состоянии за 40-50 тыс. руб.»; «Самая универсальная из дешевых»; «Как бы ни ругали АвтоВАЗ, а за эти деньги альтернативы нет!»; «альтернативы в соотношении цена/качество/ремонтопригодность/доступность просто нет».
Вот такая она – любовь по расчёту. Вроде бы по расчёту бывает только брак, а не любовь, ан нет: теперь и любовь. Пока только к Ниве, а дальше посмотрим.
Ваши эмоции от Lada 4×4 5D?