5 1 сцепление

Сцепление

Рис. 5.1. Сцепление в сборе:
1 – картер сцепления;
2 – маховик;
3 – болт крепления кожуха сцепления к маховику;
4 – ведомый диск;
5 – нажимной диск;
6 – кожух сцепления;
7 – муфта выключения сцепления;
8 – первичный вал коробки передач;
9 – вилка выключения сцепления;
10 – центральная нажимная пружина

На автомобиле установлено однодисковое, сухое, постоянно замкнутое сцепление с центральной диафрагменной пружиной. Устройство сцепления показано на рис. 5.1.

Рис. 5.2. Привод выключения сцепления:
1 – трубка;
2 – главный цилиндр;
3 – гайка крепления главного цилиндра;
4 – кронштейн педалей;
5 – муфта выключения сцепления;
6 – шаровая опора;
7 – вилка выключения сцепления;
8 – чехол вилки выключения сцепления;
9 – болт крепления кронштейна;
10 – кронштейн;
11 – рабочий цилиндр;
12 – клапан для удаления воздуха;
13 – ось педали сцепления;
14 – педаль сцепления;
15 – стопорная скоба;
16 – толкатель главного цилиндра;
17 – втулка;
18 – стопорная скоба;
19 – втулка

Привод сцепления гидравлический, беззазорный, с автоматической компенсацией износа фрикционных накладок ведомого диска. Привод состоит из главного (рис. 5.2) и рабочего цилиндров, педали сцепления, трубки гидропривода выключения сцепления и шланга.

Чтобы сцепление служило долго и безотказно, не держите постоянно ногу на педали сцепления. Это приводит к износу диска. Кроме того, не рекомендуется подолгу держать сцепление в выключенном состоянии (например, в пробках). Лучше включить нейтральное положение коробки передач и отпустить педаль.

Пробуксовку сцепления легко определить при помощи тахометра. Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом немного падают и автомобиль начинает разгоняться, сцепление пробуксовывает.

Проверка технического состояния сцепления

Проверьте техническое состояние сцепления следующими способами:

  1. Включите нейтральную передачу в коробке передач, пустите двигатель автомобиля и прогрейте его до рабочей температуры. При работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала выключите сцепление (нажмите на педаль) и включите передачу заднего хода. Передача должна включаться без скрежета, стука и других посторонних шумов.

  2. На ходу автомобиля переключайте передачи. Все передачи должны включаться без скрежета, стука и других посторонних шумов.

Прокачка гидропривода сцепления

При разгоне автомобиля должна наблюдаться пропорциональность между увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя и увеличением скорости движения автомобиля (сцепление не должно буксовать). Пробуксовку сцепления легко определить при помощи тахометра. Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом чуть падают и автомобиль начинает разгоняться, сцепление требует ремонта.

Если указанные признаки нормальной работы сцепления отсутствуют, попробуйте удалить воздух из гидропривода сцепления. Если прокачка гидропривода не привела к желаемому результату, снимите сцепление для ремонта.

Шаги прокачки:

  1. Залейте (или долейте) жидкость в бачок до нижней кромки заливной горловины.
  2. Наденьте на клапан рабочего цилиндра шланг для прокачки. Опустите другой конец шланга в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости так, чтобы он находился в жидкости.
  3. Нажмите на педаль сцепления 4–5 раз и удерживайте педаль сцепления нажатой. Помощник должен нажимать на педаль резко, с интервалами между нажатиями 2–3 с.
  4. Откройте клапан прокачки для выпуска воздуха из системы. Из шланга в емкость будет выходить жидкость с пузырьками воздуха.
  5. После того как истечение жидкости из шланга прекратится, заверните штуцер, отпустите педаль сцепления.
  6. Повторите операции 4, 5 и 6 несколько раз до начала выхода жидкости из шланга без пузырьков воздуха.
  7. Снимите шланг с клапана прокачки и наденьте колпачок.
  8. Долейте тормозную жидкость в бачок главного цилиндра до уровня метки max.

Снятие и установка бачка гидропривода сцепления

Снимайте бачок при чрезмерном загрязнении тормозной жидкости и появлении отложений на стенках бачка.

Шаги:

  1. Отверните пробку бачка.
  2. Отверните гайку крепления кронштейна бачка.
  3. Выньте бачок из кронштейна.
  4. Слейте из бачка жидкость.

Бачок можно промыть и использовать повторно.

  1. Установите бачок в порядке, обратном снятию.
  2. Залейте жидкость и прокачайте гидросистему.

Замена главного цилиндра

Главный цилиндр следует заменить или отремонтировать при утечке жидкости, неполном выключении сцепления (возможно, из-за утечки жидкости или износа манжеты) и неполном включении сцепления (из-за засорения компенсационного отверстия или его перекрытия разбухшей манжетой).

Инструменты:

  • Ключ на 13 (торцовая головка с удлинителем)
  • Пассатижи
  • Резиновая груша

Шаги:

  1. Откачайте резиновой грушей жидкость из бачка.
  2. Ослабьте хомут крепления шланга и отсоедините его от главного цилиндра.
  3. Отведите шланг в сторону.
  4. Выверните гайку крепления трубопровода из главного цилиндра. Извлеките трубопровод из отверстия главного цилиндра и отведите его в сторону.
  5. Установите цилиндр в порядке, обратном снятию.
  6. Прокачайте гидропривод сцепления (см. Прокачка гидропривода сцепления).

Снятие и установка рабочего цилиндра привода сцепления

Рабочий цилиндр следует заменить или отремонтировать при неполном выключении сцепления, вызванным утечкой жидкости.

Инструменты:

  • Ключи на 13, на 17

Шаги:

  1. Ослабьте наконечник шланга рабочего цилиндра.
  2. Выверните два болта кронштейна крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления.
  3. Выньте толкатель рабочего цилиндра из вилки выключения сцепления и снимите защитный колпачок вместе с толкателем.
  4. Удерживая наконечник шланга от проворачивания и вращая цилиндр, разъедините их.
  5. Слейте жидкость из привода и цилиндра в заранее подготовленную емкость.
  6. Установите новый рабочий цилиндр в порядке, обратном снятию.

Замена шланга гидропривода сцепления

Инструменты:

  • Ключи на 14, на 17, на 19

Шаги:

  1. Удерживая ключом 1 от проворачивания штуцер шланга, ключом 2 отверните гайку трубопровода и отсоедините его.
  2. Снимите скобу крепления штуцера к кронштейну кузова.
  3. Слейте жидкость из привода в заранее подготовленную емкость.
  4. Выверните наконечник шланга из рабочего цилиндра. Не потеряйте уплотнительную шайбу.
  5. Установите новый шланг в порядке, обратном снятию.
  6. Прокачайте гидропривод сцепления (см. Прокачка гидропривода сцепления).

Снятие и установка сцепления

Основные неисправности, для устранения которых необходимо снятие и разборка сцепления:

  • Повышенный (по сравнению с привычным) шум при включении сцепления.
  • Рывки при работе сцепления.
  • Неполное включение сцепления (сцепление буксует).
  • Неполное выключение сцепления (сцепление ведет).

Работа по снятию и установке сцепления весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что неисправности не вызваны дефектами привода сцепления. Если после разборки сцепления не будут обнаружены явные признаки неисправности отдельных узлов, замените все узлы одновременно. Так как перед снятием сцепления необходимо снять коробку передач, работайте с помощником.

Инструменты:

  • Ключ на 8
  • Две отвертки
  • Оправка для центрирования ведомого диска (можно изготовить из первичного вала коробки передач, удалив шестерню)

Шаги:

  1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник.
  2. Снимите коробку передач (см. Снятие и установка коробки передач).

Замена сцепления

  1. Если будете устанавливать прежний нажимной диск, пометьте любым способом (например, кернением) взаимное расположение кожуха диска и маховика, чтобы установить нажимной диск в прежнее положение (для сохранения балансировки).

  2. Выверните шесть болтов крепления нажимного диска к маховику, удерживая монтажной лопаткой маховик от проворачивания.

  3. Снимите нажимной и ведомый диски, придерживая при этом ведомый диск.

  4. Осмотрите ведомый диск. Трещины на деталях ведомого диска не допускаются. Проверьте износ фрикционных накладок. Если головки заклепок утоплены менее чем на 0,2 мм, а поверхность фрикционных накладок замаслена или ослаблены заклепочные соединения, то ведомый диск (или фрикционные накладки) необходимо заменить.

  5. Проверьте надежность фиксации демпферных пружин в гнездах ступицы ведомого диска. Если пружины сломаны, замените диск. Проверьте биение ведомого диска, если при визуальном осмотре обнаружено его коробление. Если величина биения превышает 0,5 мм, диск замените.

  6. Внешним осмотром оцените состояние диафрагменной пружины нажимного диска. Трещины на диафрагменной пружине не допускаются. Места контакта лепестков пружины с подшипником выключения сцепления должны находиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа.

Замена подшипника выключения сцепления

Признаком необходимости замены подшипника выключения сцепления является повышенный шум в момент нажатия на педаль сцепления.

  1. Снимите коробку передач (см. Снятие и установка коробки передач), если она не была снята для ремонта сцепления.

  2. Выведите подшипник из зацепления с вилкой.

  3. Установите новый подшипник в порядке, обратном снятию.

  4. Смажьте шлицы первичного вала тонким слоем смазки ЛСЦ-15 или Литол-24.

  5. Установите коробку передач и снятые узлы в порядке, обратном снятию.

А еще интересно:  ЧТО УБИВАЕТ ТОРМОЗА АВТОМОБИЛЯ
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *