4 24 система охлаждения

Система охлаждения

Рис. 4.12. Система охлаждения двигателя:
1 – шланг подвода жидкости к насосу;
2 – водяной насос;
3 – отводящая трубка радиатора отопителя;
4 – подводящий патрубок радиатора отопителя;
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
6 – электровентиляторы системы охлаждения;
7 – пробка;
8 – опора радиатора;
9 – кронштейн;
10 – верхний кожух радиатора;
11 – радиатор;
12 – нижний кожух радиатора;
13 – паровоздушный шланг расширительного бачка;
14 – подводящий шланг радиатора;
15 – термостат;
16 – отводящий шланг радиатора;
17 – жидкостный шланг расширительного бачка;
18 – расширительный бачок

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком. Насос охлаждающей жидкости 2 (рис. 4.12) центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым (или в вариантном исполнении поликлиновым) ремнем.

Электровентиляторы 6 с пластмассовыми крыльчатками установлены в общем кожухе, закрепленном на задней поверхности радиатора 11, и нагнетают воздух через сердцевину радиатора в подкапотное пространство. Включает и выключает электровентиляторы в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчик 5, ввернутый в приемный патрубок водяной рубашки головки блока цилиндров.

Рис. 4.13. Термостат:
1 – входной патрубок (от двигателя);
2 – перепускной клапан;
3 – пружина перепускного клапана;
4 – стакан;
5 – резиновая вставка;
6 – выходной патрубок;
7 – пружинаосновного клапана;
8 – седло основного клапана;
9 – основной клапан;
10 – держатель;
11 – регулировочная гайка;
12 – поршень;
13 – входной патрубок (от радиатора);
14 – наполнитель;
15 – обойма;
Д – вход жидкости от двигателя; Р – вход жидкости от радиатора; Н – выход жидкости к насосу

Термостат 15 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 и перепускной 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 79–82 °С, ход основного клапана не менее 6 мм.

А еще интересно:  Ставим светодиодные лампы на ниву шевроле

Радиатор 11 – горизонтальный, трубчато-пластинчатый, алюминиевый с пластмассовыми бачками.

Охлаждающую жидкость заливают через горловину расширительного бачка 18. Пробка расширительного бачка имеет впускной и выпускной клапаны.

Порядок замены охлаждающей жидкости описан в начале разд. 4 Двигатель.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.

Регулировка натяжения и замена ремня привода водяного насоса и генератора

Недостаточное натяжение ремня ухудшает циркуляцию жидкости в системе охлаждения, что приводит к перегреву двигателя. Кроме этого ухудшается подзарядка аккумуляторной батареи и повышенно изнашивается сам ремень.

При слишком сильном натяжении могут выйти из строя подшипники водяного насоса и генератора.

Проверяют натяжение ремня привода водяного насоса и генератора сверху в подкапотном пространстве.

## Проверка натяжения клинового ремня привода водяного насоса и генератора

### Рисунок 4.14
Схема проверки натяжения клинового ремня привода водяного насоса и генератора:
1 – шкив генератора;
2 – шкив насоса;
3 – шкив коленчатого вала

### Натяжение ремня
Натяжение характеризуется величиной прогиба ремня между шкивами насоса и коленчатого вала (прогиб В) или шкивами генератора и насоса (прогиб А) при приложении усилия 98,1 Н (10 кгс) в середине расстояния между шкивами. 
- Прогиб А должен быть 10–15 мм
- Прогиб В должен быть 12–17 мм

### Проверка натяжения
Удобнее проверять прогиб А. Для проверки натяжения можно использовать пружинные весы-безмен, зацепив их крючком ветвь ремня и оттягивая ее вверх.

### Регулировка натяжения
- Натяжение ремня регулируйте на автомобиле, установленном на подъемнике или смотровой канаве.
- Регулировка осуществляется перемещением генератора относительно двигателя.

### Инструкция по регулировке
1. **Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя**
2. Для увеличения натяжения ремня переместите генератор от двигателя
3. Для уменьшения натяжения ремня рукой переместите генератор к двигателю
4. Не меняя положения генератора, затяните гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку нижнего крепления генератора
    - Гайка крепления генератора к натяжной планке: 28,08–45,3 Н·м
    - Гайка нижнего крепления генератора: 57,3–72 Н·м
5. Установите защиту масляного картера и брызговик двигателя в порядке, обратном снятию

### Замена ремня
1. Для замены ремня выверните винт датчика положения коленчатого вала и извлеките датчик из гнезда кронштейна, не отсоединяя провода
2. Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления
3. Выполните операции 2 и 3, предусмотренные для регулировки натяжения ремня, и придвиньте генератор к двигателю до упора
4. Снимите ремень сначала со шкива насоса, затем со шкивов генератора и коленчатого вала
5. Наденьте новый ремень сначала на шкив коленчатого вала, затем на шкив генератора и затем на шкив насоса

### Заключение
В случае установки одного поликлинового ремня на автомобиль, служащего приводом всех вспомогательных агрегатов, генератор установлен слева от двигателя вверху.

Рис. 4.15: Схема проверки натяжения поликлинового ремня

1 — шкив коленчатого вала;
2 — шкив водяного насоса;
3 — натяжной ролик;
4 — натяжная планка;
5 — болт;
6 — шкив генератора;
7 — ремень;
8 — гайка;
9 — поддерживающий ролик;
10 — шкив насоса гидроусилителя


В этом случае натяжение ремня проверяют его прогибом между шкивами генератора и водяного насоса. При нормальном натяжении ремня прогиб h (рис. 4.15) под действием сосредоточенной нагрузки Р 75 Н (7,6 кгс) должен быть равен (12±1) мм.

Регулируют натяжение ремня перемещением натяжного ролика 3, вращая болт 5 натяжителя при ослабленных гайках 8 крепления кронштейна 4 натяжителя. После регулировки проверните коленчатый вал двигателя на два оборота и вновь проверьте натяжение ремня.

Не натягивайте ремень слишком сильно, чтобы не вызвать повышенные нагрузки на подшипники генератора, водяного насоса и насоса гидроусилителя рулевого управления.


Замена радиатора и электровентиляторов системы охлаждения

Вам потребуются: ключ на 10, отвертка.

  1. Отсоедините провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя.
  3. Слейте жидкость из системы охлаждения.
  4. Снимите облицовку радиатора.
  5. Отсоедините колодки жгутов проводов от электровентиляторов.
  6. Ослабьте хомут крепления и снимите с патрубка термостата нижний шланг радиатора.
  7. Выверните болты крепления обоих верхних кронштейнов радиатора и снимите кронштейны.
  8. Выдвиньте вперед верхнюю часть радиатора, ослабьте хомут крепления верхнего шланга и, дополнительно выдвинув радиатор вперед, снимите шланг с его патрубка.
  9. Выдвиньте радиатор вперед на максимально возможное расстояние.
  10. Для замены электровентилятора отверните три гайки его крепления к кожуху, снимите установленные под гайками шайбы и отсоедините электровентилятор от кожуха. Новый электровентилятор установите в последовательности, обратной снятию.
  11. Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите. Если на пластмассовых бачках радиатора есть трещины, замените радиатор.
  12. Проверьте герметичность радиатора, для чего заглушите патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа и опустите в емкость с водой не менее чем на 30 с. Негерметичность радиатора определяется по выходящим пузырькам воздуха. Если радиатор не помещается в емкость целиком, проверяйте его последовательно со всех сторон.
  13. Устанавливайте радиатор и все снятые детали в последовательности, обратной снятию.

Чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.

  1. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки.

Замена водяного насоса

Ремонт водяного насоса автомобиля

Насос снимайте для ремонта или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого превышает обычный, и течи охлаждающей жидкости.

Разборка насоса

Подшипник и сальник установлены в крышке насоса с натягом, кроме того, ступица шкива и крыльчатка напрессованы на валик. В связи с этим разборка насоса достаточно трудоемка, поэтому рекомендуем при неисправности заменять крышку в сборе со всеми входящими деталями.

Инструменты, необходимые для работы

  • Ключи на 13, на 17
  • Отвертка
  • Пластилин
  • Штангенциркуль

Как снять водяной насос

  1. Слейте жидкость из системы охлаждения.
  2. Ослабьте три болта крепления шкива, удерживая его от проворачивания отверткой.
  3. Окончательно выверните болты крепления шкива и снимите его вместе с ремнем.
  4. Отверните четыре гайки крепления крышки насоса, снимите шайбы.
  5. Отверткой аккуратно отделите крышку от корпуса и снимите ее.
  6. Снимите прокладку крышки.
  7. Очистите привалочную плоскость корпуса от остатков прокладки.
  8. Отверните гайку крепления и снимите с крышки натяжную планку.
  9. Установите прокладку на крышку.
  10. Установите крышку на корпус, затянув четыре гайки.

Регулировка и установка

  • Перед установкой новой крышки (в сборе) обязательно проверьте зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса.
  • Отрегулируйте натяжение ремня привода водяного насоса и генератора.
  • Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки.

Замена термостата

Несмотря на сложность процесса, снятие термостата может потребоваться при нестабильном температурном режиме двигателя. Необходимо снимать термостат только на полностью остывшем двигателе.

Как снять термостат

  1. Слейте часть охлаждающей жидкости.
  2. Перед установкой проверьте термостат, опустив его в воду и подогрев до нужной температуры.

При соблюдении указанных инструкций вы сможете успешно провести ремонт водяного насоса и замену термостата на автомобиле.

9. При температуре (80±2) °С основной клапан термостата должен начать открываться. Если этого не происходит, замените термостат.

10. Установите новый термостат в порядке, обратном снятию.

Чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки термостата тонким слоем силиконового герметика.

11. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *