Система охлаждения
Рис. 4.12. Система охлаждения двигателя:
- 1 – шланг подвода жидкости к насосу;
- 2 – водяной насос;
- 3 – отводящая трубка радиатора отопителя;
- 4 – подводящий патрубок радиатора отопителя;
- 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
- 6 – электровентиляторы системы охлаждения;
- 7 – пробка;
- 8 – опора радиатора;
- 9 – кронштейн;
- 10 – верхний кожух радиатора;
- 11 – радиатор;
- 12 – нижний кожух радиатора;
- 13 – паровоздушный шланг расширительного бачка;
- 14 – подводящий шланг радиатора;
- 15 – термостат;
- 16 – отводящий шланг радиатора;
- 17 – жидкостный шланг расширительного бачка;
- 18 – расширительный бачок
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком. Насос охлаждающей жидкости 2 (рис. 4.12) центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым (или в вариантном исполнении поликлиновым) ремнем.
Вентиляторы и датчик
Электровентиляторы 6 с пластмассовыми крыльчатками установлены в общем кожухе, закрепленном на задней поверхности радиатора 11, и нагнетают воздух через сердцевину радиатора в подкапотное пространство. Включает и выключает электровентиляторы в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчик 5, ввернутый в приемный патрубок водяной рубашки головки блока цилиндров.
Рис. 4.13. Термостат:
- 1 – входной патрубок (от двигателя);
- 2 – перепускной клапан;
- 3 – пружина перепускного клапана;
- 4 – стакан;
- 5 – резиновая вставка;
- 6 – выходной патрубок;
- 7 – пружина основного клапана;
- 8 – седло основного клапана;
- 9 – основной клапан;
- 10 – держатель;
- 11 – регулировочная гайка;
- 12 – поршень;
- 13 – входной патрубок (от радиатора);
- 14 – наполнитель;
- 15 – обойма;
- Д – вход жидкости от двигателя;
- Р – вход жидкости от радиатора;
- Н – выход жидкости к насосу
Термостат 15 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 (рис. 4.13) и перепускной 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 79–82 °С, ход основного клапана не менее 6 мм.
Радиатор
Радиатор 11 (см. рис. 4.12) – горизонтальный, трубчато-пластинчатый, алюминиевый с пластмассовыми бачками.
Охлаждающую жидкость заливают через горловину расширительного бачка 18. Пробка расширительного бачка имеет впускной и выпускной клапаны.
Порядок замены охлаждающей жидкости описан в начале разд. 4 Двигатель.
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
Регулировка натяжения и замена ремня привода
Недостаточное натяжение ремня ухудшает циркуляцию жидкости в системе охлаждения, что приводит к перегреву двигателя. Кроме этого ухудшается подзарядка аккумуляторной батареи и повышенно изнашивается сам ремень.
При слишком сильном натяжении могут выйти из строя подшипники водяного насоса и генератора.
Проверяют натяжение ремня привода водяного насоса и генератора сверху в подкапотном пространстве.
Проверка натяжения клинового ремня
На рисунке 4.14 показана схема проверки натяжения клинового ремня привода водяного насоса и генератора.
- 1 – шкив генератора;
- 2 – шкив насоса;
- 3 – шкив коленчатого вала
Характеристики натяжения
Натяжение ремня измеряется величиной прогиба между шкивами насоса и коленчатого вала (прогиб В) или шкивами генератора и насоса (прогиб А) при приложении усилия 98,1 Н (10 кгс) в середине расстояния между шкивами.
Прогиб А должен быть 10–15 мм, а прогиб В – 12–17 мм.
Проверка натяжения
Удобнее проверять прогиб А. Для этого можно использовать пружинные весы-безмен, зацепив их крючком ветвь ремня и оттягивая ее вверх.
Регулировка натяжения
Натяжение ремня регулируется путем перемещения генератора относительно двигателя.
Для этой операции вам понадобятся ключ на 13 и монтажная лопатка.
Шаги по регулировке натяжения
- Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя.
- Для увеличения натяжения ремня переместите генератор от двигателя.
- Для уменьшения натяжения ремня рукой переместите генератор к двигателю до упора.
- Не меняя положения генератора, затяните гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку нижнего крепления генератора.
Нормы затяжки гаек
- Гайки крепления генератора к натяжной планке: 28,08–45,3 Н·м
- Гайки нижнего крепления генератора: 57,3–72 Н·м
- Установите на место защиту масляного картера и брызговик двигателя в порядке, обратном снятию.
- Для замены ремня выверните винт датчика положения коленчатого вала и извлеките датчик из гнезда кронштейна, не отсоединяя провода.
- Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления.
- Выполните операции 2 и 3, предусмотренные для регулировки натяжения ремня, и придвиньте генератор к двигателю до упора.
- Снимите ремень сначала со шкива насоса, затем со шкивов генератора и коленчатого вала.
Замена ремня
- Наденьте новый ремень сначала на шкив коленчатого вала, затем на шкив генератора и затем на шкив насоса.
- Если новый ремень туго надевается на шкив насоса, а генератор при этом до упора сдвинут к двигателю, аккуратно проворачивайте шкив насоса рукой или медленно проворачивайте коленчатый вал до полного надевания ремня на шкив. При этом просите помощника проворачивать коленчатый вал.
- Выполните операции 2–6 для регулировки натяжения ремня.
- Установите на место датчик положения коленчатого вала.
В случае использования одного поликлинового ремня на автомобиле, генератор установлен слева от двигателя вверху.
Схема проверки натяжения поликлинового ремня привода вспомогательных агрегатов
- Шкив коленчатого вала
- Шкив водяного насоса
- Натяжной ролик
- Натяжная планка
- Болт
- Шкив генератора
- Ремень
- Гайка
- Поддерживающий ролик
- Шкив насоса гидроусилителя
В этом случае натяжение ремня проверяют его прогибом между шкивами генератора и водяного насоса. При нормальном натяжении ремня прогиб h под действием нагрузки Р 75 Н (7,6 кгс) должен быть равен (12±1) мм.
Регулировать натяжение ремня можно перемещая натяжной ролик с помощью вращения болта при ослабленных гайках крепления натяжной планки. После регулировки необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота и повторно проверить натяжение ремня.
Не следует перенапрягать ремень, чтобы избежать излишних нагрузок на подшипники генератора, водяного насоса и насоса гидроусилителя рулевого управления.
Замена радиатора и электровентиляторов системы охлаждения
Для выполнения этой процедуры вам потребуются ключ на 10 и отвертка.
Отсоедините провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя.
Слейте жидкость из системы охлаждения.
Снимите облицовку радиатора.
Отсоедините колодки жгутов проводов от электровентиляторов.
…
Выполняйте все действия в обратном порядке для установки новых деталей и сборки системы охлаждения.
Чтобы избежать утечки охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.
Замена водяного насоса
…
Замена водяного насоса
Насос снимайте для ремонта или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого превышает обычный, и течи охлаждающей жидкости.
Необходимые инструменты:
- ключи на 13, на 17
- отвертка
- пластилин
- штангенциркуль
Порядок действий:
Демонтаж
- Слейте жидкость из системы охлаждения.
- Ослабьте три болта крепления шкива, удерживая его от проворачивания отверткой.
- Окончательно выверните болты крепления шкива и снимите его вместе с ремнем.
- Отверните четыре гайки крепления крышки насоса, снимите шайбы.
- Отверткой аккуратно отделите крышку от корпуса и снимите ее.
- Снимите прокладку крышки.
- Очистите привалочную плоскость корпуса от остатков прокладки.
- Отверните гайку крепления и снимите с крышки натяжную планку.
- Проверьте зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса.
Сборка и установка
- Установите прокладку на крышку.
- Установите крышку на корпус, затянув четыре гайки.
- Определите выступание столбиков над лопатками.
- Удалите столбики и установите крышку и снятые детали в порядке, обратном снятию.
- Отрегулируйте натяжение ремня привода водяного насоса и генератора.
- Залейте охлаждающую жидкость и удалите воздушные пробки из системы охлаждения.
Замена термостата
Необходимость в снятии термостата может возникнуть для его замены при нестабильном температурном режиме двигателя – перегреве или недостаточном прогреве.
Необходимые инструменты:
- отвертка
Порядок действий:
Демонтаж
- Слейте часть охлаждающей жидкости, вывернув пробку из отверстия для слива жидкости блока цилиндров.
- Проверьте термостат путем опускания его в подогретую воду.
Сборка и установка
- Перед установкой проверьте термостат, опустив его в воду, подогретую до 70–75 °С.
9. При температуре (80±2) °С основной клапан термостата должен начать открываться. Если этого не происходит, замените термостат.
10. Установите новый термостат в порядке, обратном снятию.
Чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки термостата тонким слоем силиконового герметика.
11. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»).