4 24 система охлаждения

Система охлаждения

Рис. 4.12. Система охлаждения двигателя:

  • 1 – шланг подвода жидкости к насосу;
  • 2 – водяной насос;
  • 3 – отводящая трубка радиатора отопителя;
  • 4 – подводящий патрубок радиатора отопителя;
  • 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • 6 – электровентиляторы системы охлаждения;
  • 7 – пробка;
  • 8 – опора радиатора;
  • 9 – кронштейн;
  • 10 – верхний кожух радиатора;
  • 11 – радиатор;
  • 12 – нижний кожух радиатора;
  • 13 – паровоздушный шланг расширительного бачка;
  • 14 – подводящий шланг радиатора;
  • 15 – термостат;
  • 16 – отводящий шланг радиатора;
  • 17 – жидкостный шланг расширительного бачка;
  • 18 – расширительный бачок

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком. Насос охлаждающей жидкости 2 (рис. 4.12) центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым (или в вариантном исполнении поликлиновым) ремнем.

Вентиляторы и датчик

Электровентиляторы 6 с пластмассовыми крыльчатками установлены в общем кожухе, закрепленном на задней поверхности радиатора 11, и нагнетают воздух через сердцевину радиатора в подкапотное пространство. Включает и выключает электровентиляторы в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчик 5, ввернутый в приемный патрубок водяной рубашки головки блока цилиндров.

Рис. 4.13. Термостат:

  • 1 – входной патрубок (от двигателя);
  • 2 – перепускной клапан;
  • 3 – пружина перепускного клапана;
  • 4 – стакан;
  • 5 – резиновая вставка;
  • 6 – выходной патрубок;
  • 7 – пружина основного клапана;
  • 8 – седло основного клапана;
  • 9 – основной клапан;
  • 10 – держатель;
  • 11 – регулировочная гайка;
  • 12 – поршень;
  • 13 – входной патрубок (от радиатора);
  • 14 – наполнитель;
  • 15 – обойма;
  • Д – вход жидкости от двигателя;
  • Р – вход жидкости от радиатора;
  • Н – выход жидкости к насосу

Термостат 15 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 (рис. 4.13) и перепускной 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости 79–82 °С, ход основного клапана не менее 6 мм.

А еще интересно:  Пропадает холостой ход на ниве 21213 — АвтоТоп

Радиатор

Радиатор 11 (см. рис. 4.12) – горизонтальный, трубчато-пластинчатый, алюминиевый с пластмассовыми бачками.

Охлаждающую жидкость заливают через горловину расширительного бачка 18. Пробка расширительного бачка имеет впускной и выпускной клапаны.

Порядок замены охлаждающей жидкости описан в начале разд. 4 Двигатель.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.

Регулировка натяжения и замена ремня привода

Недостаточное натяжение ремня ухудшает циркуляцию жидкости в системе охлаждения, что приводит к перегреву двигателя. Кроме этого ухудшается подзарядка аккумуляторной батареи и повышенно изнашивается сам ремень.

При слишком сильном натяжении могут выйти из строя подшипники водяного насоса и генератора.

Проверяют натяжение ремня привода водяного насоса и генератора сверху в подкапотном пространстве.

Проверка натяжения клинового ремня

На рисунке 4.14 показана схема проверки натяжения клинового ремня привода водяного насоса и генератора.

  • 1 – шкив генератора;
  • 2 – шкив насоса;
  • 3 – шкив коленчатого вала

Характеристики натяжения

Натяжение ремня измеряется величиной прогиба между шкивами насоса и коленчатого вала (прогиб В) или шкивами генератора и насоса (прогиб А) при приложении усилия 98,1 Н (10 кгс) в середине расстояния между шкивами.

Прогиб А должен быть 10–15 мм, а прогиб В – 12–17 мм.

Проверка натяжения

Удобнее проверять прогиб А. Для этого можно использовать пружинные весы-безмен, зацепив их крючком ветвь ремня и оттягивая ее вверх.

Регулировка натяжения

Натяжение ремня регулируется путем перемещения генератора относительно двигателя.

Для этой операции вам понадобятся ключ на 13 и монтажная лопатка.

Шаги по регулировке натяжения

  1. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя.
  2. Для увеличения натяжения ремня переместите генератор от двигателя.
  3. Для уменьшения натяжения ремня рукой переместите генератор к двигателю до упора.
  4. Не меняя положения генератора, затяните гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку нижнего крепления генератора.

Нормы затяжки гаек

  • Гайки крепления генератора к натяжной планке: 28,08–45,3 Н·м
  • Гайки нижнего крепления генератора: 57,3–72 Н·м
  1. Установите на место защиту масляного картера и брызговик двигателя в порядке, обратном снятию.
  2. Для замены ремня выверните винт датчика положения коленчатого вала и извлеките датчик из гнезда кронштейна, не отсоединяя провода.
  3. Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления.
  4. Выполните операции 2 и 3, предусмотренные для регулировки натяжения ремня, и придвиньте генератор к двигателю до упора.
  5. Снимите ремень сначала со шкива насоса, затем со шкивов генератора и коленчатого вала.

Замена ремня

  1. Наденьте новый ремень сначала на шкив коленчатого вала, затем на шкив генератора и затем на шкив насоса.
  2. Если новый ремень туго надевается на шкив насоса, а генератор при этом до упора сдвинут к двигателю, аккуратно проворачивайте шкив насоса рукой или медленно проворачивайте коленчатый вал до полного надевания ремня на шкив. При этом просите помощника проворачивать коленчатый вал.
  3. Выполните операции 2–6 для регулировки натяжения ремня.
  4. Установите на место датчик положения коленчатого вала.

В случае использования одного поликлинового ремня на автомобиле, генератор установлен слева от двигателя вверху.

Схема проверки натяжения поликлинового ремня привода вспомогательных агрегатов

Схема проверки натяжения поликлинового ремня

  1. Шкив коленчатого вала
  2. Шкив водяного насоса
  3. Натяжной ролик
  4. Натяжная планка
  5. Болт
  6. Шкив генератора
  7. Ремень
  8. Гайка
  9. Поддерживающий ролик
  10. Шкив насоса гидроусилителя

В этом случае натяжение ремня проверяют его прогибом между шкивами генератора и водяного насоса. При нормальном натяжении ремня прогиб h под действием нагрузки Р 75 Н (7,6 кгс) должен быть равен (12±1) мм.

Регулировать натяжение ремня можно перемещая натяжной ролик с помощью вращения болта при ослабленных гайках крепления натяжной планки. После регулировки необходимо провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота и повторно проверить натяжение ремня.

Не следует перенапрягать ремень, чтобы избежать излишних нагрузок на подшипники генератора, водяного насоса и насоса гидроусилителя рулевого управления.

Замена радиатора и электровентиляторов системы охлаждения

Для выполнения этой процедуры вам потребуются ключ на 10 и отвертка.

  1. Отсоедините провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи.

  2. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя.

  3. Слейте жидкость из системы охлаждения.

  4. Снимите облицовку радиатора.

  5. Отсоедините колодки жгутов проводов от электровентиляторов.

Выполняйте все действия в обратном порядке для установки новых деталей и сборки системы охлаждения.

Чтобы избежать утечки охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.

Замена водяного насоса

Замена водяного насоса

Насос снимайте для ремонта или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого превышает обычный, и течи охлаждающей жидкости.

Необходимые инструменты:

  • ключи на 13, на 17
  • отвертка
  • пластилин
  • штангенциркуль

Порядок действий:

Демонтаж

  1. Слейте жидкость из системы охлаждения.
  2. Ослабьте три болта крепления шкива, удерживая его от проворачивания отверткой.
  3. Окончательно выверните болты крепления шкива и снимите его вместе с ремнем.
  4. Отверните четыре гайки крепления крышки насоса, снимите шайбы.
  5. Отверткой аккуратно отделите крышку от корпуса и снимите ее.
  6. Снимите прокладку крышки.
  7. Очистите привалочную плоскость корпуса от остатков прокладки.
  8. Отверните гайку крепления и снимите с крышки натяжную планку.
  9. Проверьте зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса.

Сборка и установка

  1. Установите прокладку на крышку.
  2. Установите крышку на корпус, затянув четыре гайки.
  3. Определите выступание столбиков над лопатками.
  4. Удалите столбики и установите крышку и снятые детали в порядке, обратном снятию.
  5. Отрегулируйте натяжение ремня привода водяного насоса и генератора.
  6. Залейте охлаждающую жидкость и удалите воздушные пробки из системы охлаждения.

Замена термостата

Необходимость в снятии термостата может возникнуть для его замены при нестабильном температурном режиме двигателя – перегреве или недостаточном прогреве.

Необходимые инструменты:

  • отвертка

Порядок действий:

Демонтаж

  1. Слейте часть охлаждающей жидкости, вывернув пробку из отверстия для слива жидкости блока цилиндров.
  2. Проверьте термостат путем опускания его в подогретую воду.

Сборка и установка

  1. Перед установкой проверьте термостат, опустив его в воду, подогретую до 70–75 °С.

9. При температуре (80±2) °С основной клапан термостата должен начать открываться. Если этого не происходит, замените термостат.

10. Установите новый термостат в порядке, обратном снятию.

Чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки термостата тонким слоем силиконового герметика.

11. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *