20 самых проходимых внедорожников в мире — Мой Авторейтинг

Что почем?

Nissan Navara предлагается в единственной версии — с двухрядной кабиной, полноприводной трансмиссиией и турбодизелем 2.5D (190 л.с., 450Нм). Можно выбрать лишь коробку передач и уровень оснащения.

«Базовая» Navara — с шестиступенчатой «механикой» и в комплектации ХЕ — стоит $33090 (264720 грн). Оснащение: АБС, фронтальные подушки безопасности, омыватели фар, электропривод стекол и наружных зеркал, а также кожаная отделка руля, рычага коробки передач и рукоятки стояночного тормоза.

Navara в «средней» комплектации SE за $36390 (291120 грн) оснащена богаче: есть система стабилизации, боковые подушки и надувные шторки безопасности, климат- и круиз-контроль, подогрев передних кресел, аудиосистема с управлением на руле, маршрутный компьютер, противотуманные фары, мощные подножки, корпуса зеркал и бамперы в цвет кузова, противотуманные фары, легкосплавные колеса, регулируемое по высоте кресло водителя. Доплата за пятиступенчатый «автомат» — $1700 (13600 грн).

А у нас была машина в топовой версии LE за $43900 (351200 грн) — с датчиками света и дождя, кожаным салоном, релингами на крыше, электроприводом передних сидений, мультимедийной системой Nissan Connect Premium (с навигацией), аудиосистемой Bose с жестким диском, DVD-плейером и камерой заднего вида.

Гарантия — три года или 100 тысяч км.

Volkswagen Amarok 2.0TDI (163 л.с., 400Нм) тоже продается только с четырехдверной кабиной и только с полным приводом. Коробка лишь одна — шестиступенчатая «механика». При этом спартанская версия Basis (есть лишь АБС и водительская подушка безопасности) обойдется в $31490 (251920 грн).

Лучше раскошелиться на комплектацию Trendline за $35288 (282300 грн) — с кондиционером, электроприводом стекол и наружных зеркал, противотуманными фарами, круиз-контролем, бортовым компьютером, легкосплавными колесами, центральным замком и аудиосистемой RCD 210.

Доплатив еще $1210 (9680 грн) за версию Highline, можно разжиться климат-контролем, дополнительными уплотнителями дверей, улучшенной «музыкой» RCD 310, тонированными задними стеклами, хром-пакетом, а также кожаной обивкой руля, рычага коробки передач и рукоятки «ручника».

Гарантия — два года без ограничения пробега.

* Цены даны по состоянию на 14 февраля 2022 года по курсу: $1=8,0 грн, 1 евро=10,9 грн

Обзор лесозаготовительной техники – основные средства

В лесу раздавался…

Продолжение этой фразы из стихотворения Некрасова известно, пожалуй, каждому, кто учился в школе. Хотя в наши дни «топор дровосека» услышать в российских лесах практически невозможно – времена, когда в лесозаготовке использовался ручной труд, давно прошли. Сейчас эту тяжелую и опасную работу выполняют машины. Многофункциональная универсальная техника не видна простому обывателю, так как часто работает далеко от населенных пунктов в  глухом лесу. Результаты работы таких машин можно увидеть только по цепочке автомобилей-лесовозов, везущих бревна на лесопилки для дальнейшей переработки, или уже в качестве готового стола или шкафа в наших домах.

Существует несколько традиционных типов процесса лесозаготовки. Первый – когда заготовка и трелевка леса производится целыми деревьями, в этом варианте поваленные деревья собирают в пачки и перевозят трелевочным трактором к лесовозной дороге или лесопогрузочному пункту. Чтобы стало понятней, вспомните старый советский фильм «Девчата», там бригада комсомольцев заготавливала лес именно таким способом. Второй вариант – хлыстовой, при котором после валки у дерева сначала обрезают сучья и дальше транспортируют уже так называемые хлысты, отсюда и название. Третий способ – это заготовка леса сортиментами с последующей трелевкой. У поваленного дерева обрезают сучья, а затем производят деление хлыстов на сортименты – лесоматериал разной длины и вида, позже «расфасованный» на бревна, дрова, жерди и т. д.

По месту выполнения основных операций все различают три основных этапа: лесосечные работы, транспортировка и лесоскладские работы. Состав и содержание операций каждого зависит в основном от способа вывоза. Давайте посмотрим на линейку техники, которая может справиться со всеми этими задачами.

Первая технологическая операция – валка, и тут при машинном способе не обойтись без харвестера. Эта специальная валочно-пакетирующая машина – настоящий универсал, способный осуществлять целый комплекс операций, таких как валка, обрезка веток и вершин, пакетирование древесины. С помощью компьютеризованной системы управления измеряются диаметр и длина дерева, что позволяет его раскроить согласно заданным размерам. Бортовой компьютер рассчитывает оптимальные размеры будущих сортиментов и сразу распределяет бревна по различным пачкам. Харвестер позволяет обрабатывать стоящие и поваленные деревья без нанесения ущерба оставшимся насаждениям за счет большого вылета стрелы и как следствие минимального перемещения по территории вырубки.

Раскряжевку на хлысты оптимально производить сразу на лесосеке – в этом случае нет необходимости в лишней транспортировке, а оставшиеся на месте заготовок ветки деревьев создают защитное покрытие почвы и служат питательными веществами, необходимыми для воспроизводства лесного фонда.

Среди производителей харвестеров, а сегодня это более 20 заводов, выделяются такие мировые лидеры отрасли, как Ponsse, Komatsu, John Deere. На постсоветском пространстве год за годом укрепляет свои позиции «АМКОДОР» (Беларусь). Российский же производитель пока делает в этом направлении первые шаги – «Онежский тракторный завод» признан банкротом и будет собирать белорусские харвестеры, а «Уралвагонозавод» пока создал всего одну опытную модель. Споры о том, какой харвестер лучше – колесный или гусеничный, похоже, будут вечны и зависят сугубо от мнения операторов и условий их работы. Хочется сказать только одно: независимо от типа шасси оба варианта хороши, единственное, отмечается более быстрый износ гусеничной ходовой по сравнению с колесной. При переезде колесный харвестер может ехать по асфальту и меньше зависит от трала для перевозки, но гусеничный вариант выгодно отличается проходимостью, особенно в сложных условиях, например, в глубоком снегу.

Компания John Deere предлагает для работы на российских делянках новый маневренный харвестер малого класса с индексом 1070G. Обновление коснулось конструкции задней рамы, что улучшило доступ к узлам и агрегатам для обслуживания. Улучшилась обзорность из кабины благодаря простому развороту на 180° насосов и двигателя. Значительно снизился уровень шума, так как радиаторы расположились в задней части машины. Адаптивная электронная система управления поддерживает высокие рабочие обороты двигателя только тогда, когда это необходимо, к примеру, в момент движения машины и одновременной работы манипулятора. Такое решение положительно сказалось на потреблении топлива, снизив его расход. В базе система управления TimberMatic H-16, с помощью которой оптимизирована заготовка сортиментов, к тому же с помощью этой системы можно удаленно проводить диагностику машины.

Заказчик может выбирать между двумя типами кабины: поворотной с системой выравнивания и фиксированной. Система выравнивания идеальна для пересеченной местности, она сохраняет вертикальное положение кабины, а механизм поворота отслеживает движение манипулятора. В качестве опции возможен заказ интеллектуальной системы управления манипулятором, которая облегчает работу оператора. Харвестерная головка компактного размера дает возможность работы в густом лесу. Главной особенностью нового харвестера является возможность установки как на 4-осное, так и на 6-осное шасси. Масса новинки равна 15,2 т, длина составляет 6,5 м, а высота 3,6 м. Максимальный вылет манипулятора равен 10,8 м. Харвестер от John Deere снабжен фирменным двигателем с повышенной мощностью в 181 л.с.

С проблемой вывоза спиленных стволов справляются лесовозы – специальные грузовики большой грузоподъемности и при этом высокой проходимости для передвижения по сложному рельефу, с маневренностью для езды в труднодоступных местах. Финская Sisu славится своими тяжелыми, надежными машинами, причем не только у себя дома, но и у нас в России. Стоит отметить, что первые лесовозы этой марки начали поставляться в СССР в начале 1980-х гг. и некоторые грузовики работают в российских лесах до сих пор. Из современных моделей на рынок России в качестве лесовоза предлагается грузовик Timber.

Этот сортиментовоз поставляется полностью укомплектованным и сразу «с колес» готов к работе. В конструкции рамы используются лонжероны С-образного профиля без установки отдельного надрамника – такое решение увеличило прочность при малом весе и повысило жесткость рамы на скручивание. Такая рама с круглыми поперечными балками устойчива несмотря на большой перевозимый груз и облегчает трогание машины с места. Тележка оснащена механизмом отключения привода заднего ведущего места с подъемной осью. Оси и мосты особо мощные, разработанные для сложных условий эксплуатации. Нагрузка на передние оси равна 9–10 т, на тележку – 19–20 т. Тормоза пневматические с электроприводом, на передних осях дисковые тормоза, на задних – барабанные. Сердце машины – двигатель Mercedes-Benz мощностью в зависимости от комплектации до 600 л.с.

Часть лесовозов оснащается гидроманипуляторами, такие машины применяются в лесной отрасли в технологических цепочках сортировки и переработки древесины, при перегрузке леса на нижних складах и железнодорожных станциях. В линейке моделей манипуляторов для лесозаготовок один из ведущих поставщиков – именитый HIAB. Лесные гидроманипуляторы HIAB Loglift, оснащенные эргономичным местом управления или кабиной, устойчивы и эффективны в работе. Мощное поворотное устройство, хорошая грузоподъемность по всей зоне вылета стрелы и плавное управление облегчают работу оператора. Благодаря своей силе, точности гидроманипулятор Loglift успешно справляется со всеми задачами – от заготовки крупногабаритных лесоматериалов до погрузки самого деликатного древесного топлива.

Модель HIAB Loglift F96 ST является самой популярной на рынке манипуляторов для сортиментов, в ней в правильном соотношении сочетаются сила, скорость и мощность. Телескопическая модель F 96 ST издалека дотягивается до штабеля и легко грузит древесину в самый конец прицепа.

Погрузку бревен при лесоскладских работах осуществляют специальные модели фронтальных погрузчиков с захватами для бревен. Модель L580 LogHandler от Liebherr поражает своими размерами. Сконструированный специально для лесной промышленности, этот погрузчик поднимает стрелу на высоту более 9,5 м, для сравнения – это высота трехэтажного дома. Сама стрела незаменима при погрузке и разгрузке лесовозов, перевалке и высотной укладке бревен, а также при их подаче на линию окорки и сортировки. Конструкция стрелы позволяет поднимать и работать с бревнами на значительном вылете и на большой высоте.

Продуктивную и безопасную работу оператора обеспечивает cовременная и эргономичная кабина с качественной шумоизоляцией и встроенной в стрелу погрузчика защитой ветрового стекла. Также в базовую комплектацию входит система демпфирования, защищающая грейферный захват от раскачивания, а система плавного снижения скорости рабочей гидравлики (SSR) собственного производства позволяет осуществлять высокоточное перемещение груза, тем самым повышая устойчивость и КПД машины.

Фирменная трансмиссия XPower обеспечивает быстрый разгон и высокую скорость погрузчика, что обеспечивает максимальную производительность при движении как по ровной площадке, так и на уклонах. Кроме того, комбинированная трансмиссия с разветвлением по мощности, эффективность которой складывается за счет взаимодействия гидростатической и механической ветви, способствует значительному снижению расхода топлива по сравнению с сопоставимыми машинами других производителей, а также помогает продлить срок службы шин.

Масса этого внушительного погрузчика равна 36,65 т, длина составляет 10,5 м, а высота по крыше кабины – 3,6 м.

Грейфер для леса объемом 3,6 м3 может поворачиваться на 360°. Максимальная высота по шарниру грейфера – 9,01 м, а высота штабелирования – 5,8 м. Погрузчик от Liebherr снабжен «родным» двигателем мощностью в 340 л.с. с системой доочистки отработанных газов.

А еще интересно:  Нива 21214 замена крана отопителя. Как поменять и модернизировать печку на Ниве своими руками?

Схожую по характеристикам машину предлагает Volvo – фронтальный «лесной» погрузчик L 180HHL. Вращающийся на 360° грейфер объемом в 3,2 м3 может работать с бревнами длиной до 5 м. Среди аналогичных машин-конкурентов L 180HHL выделяется большим объемом бака для топлива, равным 366 л, гидробак тоже отличается увеличенной емкостью в 156 л. Блокировка гидротрансформатора имеет индивидуальную настройку, благодаря блокировке сокращается рабочий цикл и снижается расход топлива.

Трансмиссия оснащена функцией «реверс» через торможение, она особенно эффективна при смене направления движения, когда погрузчику приходится часто перемещаться по площадке взад и вперед, загружая или разгружая бревна. Для придания большей устойчивости задние шины заполняются солевым раствором. Кабина для удобства обслуживания агрегатов машины может откидываться на угол 30° и 70°, за состоянием тормозов можно следить по индикаторам износа на колесах, капот двигателя снабжен электроприводом. Для защиты от грязи и влаги все узлы машины имеют выносные сапуны со сменными фильтрами. Рама, стрела, грейфер спроектированы, опираясь на опыт разработок, начатых еще в 1974 г. При массе в 34,93 т эта шведская модель имеет максимальную высоту работы захвата по пальцу 8,9 м. Двигатель, разработанный Volvo, развивает мощность 334 л.с.

Китайская компания XCMG предлагает востребованные на лесозаготовке фронтальные погрузчики – лесную версию своей самой популярной модели ZL50G. Трансмиссия машины автоматическая, с электрогидравлической системой управления и контролем передаваемого момента. Для достижения максимального усилия функция Kick-down переводит трансмиссию на пониженную ступень. Для работы в тяжелых условиях по погрузке бревен используются гидросистема и мосты, способные трудиться в суровом климате российских лесов.

Благодаря гидравлической системе управлять данным фронтальным погрузчиком с грейфером довольно просто, несмотря на тяжелый груз. Следует отметить наличие эргономичного рабочего места оператора данного фронтального погрузчика: информация на приборной панели легко читается, а органы управления достаточно удобны. Масса мод. ZL50G составляет 16,5 т, г/п – 5 т, в движение машину приводит лицензионный мотор Steyr мощностью в 220 л.с.

Финский производитель лесозаготовительной техники Ponsse, имеющий 50-летнию историю, по праву пользуется огромной популярностью среди лесозаготовителей, лишнее тому подтверждение то, что техника этого бренда эксплуатируется в 45 странах по всему миру. Среди харвестеров производства Ponsse выделяется многооперационная машина марки Scorpion, которая способна заменить целую бригаду рабочих. В 2022 г. лесозаготовительная машина нового поколения Scorpion получила престижную международную премию Swedish Steel Prize. Восьмиколесная техника эффективно работает на пересеченной местности, оказывая минимальное давление на почву во время трелевки и уборки отходов. Scorpion отличает надежность, мощность в работе, а также продуманные эргономичные решения для операторов, что делает ее очень комфортной в использовании. Повышает устойчивость и расположение кабины в центральной части, оператор не теряет равновесия независимо от того, в какую сторону наклоняется передняя или задняя часть машины – кабина остается в одном и том же положении. Оператор имеет отличный обзор, позволяющий без помех выбирать деревья и определять направление их валки.

Рама состоит из трех частей, соединенных шарнирами, благодаря такому решению угол поворота передней и задней части одинаков и составляет 12°, опорно-поворотное устройство расположено максимально низко, а вращающаяся кабина обеспечивает постоянную видимость манипулятора. Сам манипулятор в базовой комплектации может использовать два вида харвестерных головок с г/п до 1,05 т.

Российским лесозаготовителям, кому важна высокая производительность и надежность техники в суровых условиях, компания Ponsse предлагает модель ScorpionKing, способную управляться с пятью видами головок, в этом случае грузоподъемность возрастает до 1,2 т.

Стандартный вес моделей PONSSE Scorpion и ScorpionKing составляет соответственно 21, т и 22,5 т. Длина обеих моделей – 8 м, высота – 3,7 м. Вылет стрелы манипулятора составляет 10/ 11 м с углом поворота 280°. В движение обе модели приводит двигатель Mercedes-Benz мощностью 286 л.с.

В Komatsu давно предвидели, что лесные машины будут востребованы, заблаговременно, еще в 2004 г., выкупив тогдашнего лидера отрасли – компанию Valmet, продолжив выпуск машин под старым именем еще несколько лет. Только в 2022 г. на новых моделях лесозаготовительной техники появился фирменный логотип Komatsu. В обновленных моделях харвестеров этой компании используют самые современные технологические разработки и кроме традиционной для техники Komatsu высокой производительности предлагают заказчикам уникальные экологические преимущества, такие как сокращение вредных выбросов и низкое давление на грунт.

Типичный представитель такого харвестера – Komatsu 911 – универсальная машина, которая может похвастаться двигателем стандарта Tier 2 для российского рынка с уменьшенным расходом топлива и уровня шума, причем максимальная мощность двигателя при этом не уменьшилась. В кабине обеспечен отличный обзор с места оператора, есть дистанционное управление замками, удобные переключатели кондиционера, освещения, три системы джойстиков, медиацентр с входами USB и AUX и даже система теплого пола в качестве опции. Оператор следит за работой, поворачивая кабину с манипулятором на 360°.

За устойчивость машины отвечает общая система цилиндров наклона, выравнивания и стабилизирующих цилиндров заднего моста. Двухконтурная гидравлическая система оснащена тремя насосами, что дает в итоге высокую рабочую мощность и позволяет одновременно поворачивать манипулятор, протягивать ствол харвестерной головкой и перемещать машину. Оператор может выбирать из нескольких режимов работы. Масса мод. 911 составляет 17,39 т при длине 7,37 и высоте 3,7 м. Вылет манипулятора равен 11 м. Сердце машины – мотор AGCO POWER мощностью 231 л.с.

Харвестер АМКОДОР-2541 от компании «АМКОДОР» – компактная машина для работы в условиях плотного леса при проведении таких технологических операций, как прореживание, просветление или прочистка. Высокая проходимость позволяет работать даже на болотистых и мерзлых грунтах. Также эта модель отлично справляется с валкой деревьев, обрезкой сучьев, раскряжевкой хлыстов на сортименты заданной длины. Эта модель – удачное сочетание проверенной белорусской конструкции в виде 4-колесной базы с современными комплектующими от мировых производителей. Так, встроенная система учета по видам пород, объему кубометров и единиц сортиментов – финская от Motomit IT. Оператор с ее помощью через USB-порт может распечатывать на принтере результат своей работы. Также финская и харвестерная головка Kesla Foresteri 20RH, которая отлично подходит для заготовки хвойной древесины и может спиливать деревья до 540 мм в диаметре.

Немецкий предпусковой подогреватель двигателя Eberspeher отвечает за запуск дизеля при низких температурах окружающей среды. В темное время рабочая зона освещается десятью фарами на крыше кабины и четырьмя фарами с галогенными лампами, установленными на манипуляторе. Вес АМКОДОР-2541 – 13,1 т, длина равна 6,3 м, высота по кабине – 3,7 м. Вылет манипулятора составляет 9,5 м. Белорусский харвестер оснащен тракторным мотором Д-260 мощностью 180 л.с.

Среди гусеничных моделей выделяются машины канадской компании Tigercat, предлагающей высококачественное лесохозяйственное оборудование. Из новинок стоит отметить харвестер H855E, специально спроектированный для заготовки, обработки и раскряжевки стволов на делянке. Техника отличается большой производительностью, длительным временем работы при существенной экономии топлива. Рама представляет собой особо прочную конструкцию, ходовая часть и поворотные подшипники большого диаметра оптимальны для тяжелой работы в условиях леса. Поворотная платформа цельная, все сварные части сделаны из высококачественной ударопрочной стали. Кабина с узкими стойками предоставляет оператору отличный обзор, шарнир открытия двери избавляет от лишних усилий при закрытии. Верхняя и задняя видеокамеры помогают следить за тем, что происходит вокруг машины. Экран большего размера упрощает контроль за работой машины, а низкий уровень шума в кабине позволяет без проблем использовать громкую связь в случае звонка по мобильному телефону.

Новая система телескопической стрелы имеет большой вылет, что уменьшает потребность в частом передвижении машины, сохраняя целостность земляного покрова. Воздухозаборник большого размера вынесен далеко от рабочей зоны пилы для уменьшения накопления мусора, в системе охлаждения предусмотрен автоматический реверс вентилятора для очистки радиатора от пыли и мусора. При массе в 27,6 т эта модель Tigercat имеет длину 5,38 м и высоту 3,29 м. Максимальный вылет манипулятора – 9,4 м. Двигатель FPT развивает мощность 282 л.с.

Ну и конечно, не стоит забывать, что и на обычный экскаватор можно в качестве навесного оборудования установить съемную харвестерную головку. Практически любой гусеничный экскаватор после небольшой доработки может работать в лесу. Для этого необходимо всего лишь установить защиту кабины, обезопасив оператора от падения деревьев, защитить лобовое стекло или заменить его на ударопрочное и доработать гидроразводку под установку джойстиков харвестерной головки. К плюсам использования экскаваторов на лесозаготовке можно отнести высокую проходимость и способность самостоятельно вытащить машину в случае попадания ее на неустойчивый грунт. К минусам относятся высокое давление на почву и большое разрушение верхнего слоя почвы, особенно при работе на уклонах.

Радует то, что и отечественные машиностроители обратили внимание на эту нишу. Так, не так давно АО «УКБТМ», входящее в структуру «Уралвагонозавода», представило «лесную версию» гусеничного экскаватора ЭО-41211А с рабочим названием «Титан». Первый харвестер российского производства на гусеничном ходу в качестве базы использует доработанную версию экскаватора. Система катков, открытая для борьбы с грязью, не обмерзает и обеспечивает высокую проходимость даже на стандартных траках шириной 600 мм. Кроме защиты ходовой части появились направляющие для траков, и теперь можно не опасаться наездов на пни. От схода гусениц обезопасит гидравлический механизм натяжения гусениц. Гидравлический контур имеет три гидроцилиндра и позволяет выполнять сразу три операции: движение машины, поворот вокруг своей оси и пиление.

Максимальный диаметр древесины, которую может захватить головка харвестера, составляет 94 мм, при этом на головке установлено три протяжных вальца. Завод-изготовитель сообщает о производительности по заготовке леса на уровне 250 м3 за смену и расходе топлива на 1 м3 заготовленной древесины до 1,2 л. Масса машины равна 26,5 т, мощность двигателя ЯМЗ составляет 190 л.с.

Выбор навески сейчас большой, но традиционно пальма первенства у финских производителей. Наряду с именитыми компаниями, такими как Logset, AFM, Lako, делающих харвестерные головки, выделяется явный лидер – фирма KESLA. Одна из популярных моделей их навески 25RH устанавливается на технику многих производителей и давно зарекомендовала себя как особо надежная и подходящая для работы в самых жестких условиях. Головки этой серии применяют для валки деревьев с диаметром ствола до 40 см. За счет великолепной сбалансированности, а также геометрии вальцов и ножей захват как стоящих, так и лежащих деревьев осуществляется просто и быстро.

Эти головки отлично справляются и с задачами по очистке от сучьев и раскряжевки стрелеванных хлыстов. Модификация 25RH с индексом S-II сконструирована специально для установки на экскаваторную базу. В качестве опций головки KESLA могут быть оснащены маркирующим устройством, автоматическим натяжителем цепи и устройством обработки пней, а также прогрессивным срезающим устройством.

После того как деревья свалены, за работу по вывозу и штабелевке леса принимаются форвардеры – специальные машины для доставки сортиментов от места их заготовки до лесовозной дороги или склада. Традиционно такая техника состоит из двух модулей: первый с кабиной и мотором, второй с погрузочным манипулятором и грузовой тележкой. Форвардеры от финской компании Logset среди лесозаготовительных предприятий России зарекомендовали себя как надежные и прочные машины. Созданная в 1992 г. на базе старого производителя лесного оборудования Norcar, новая фирма сразу стала лидером по выпуску форвардеров.

А еще интересно:  В каких случаях автомобиль типа "пикап" рассматривается как грузовой, а в каких как легковой? | AUTO.TUT.BY

Сегодня самая популярная модель у компании 8F GT – более сбалансированная по сравнению с предыдущим поколением этой серии, что повысило устойчивость машины при работе на склонах. Конструкция рамы и центрального сочленения сверхпрочные, и в ней, и в механизме поворота кабины используются подшипники с высокой износоустойчивостью, а поворот кабины осуществляется с помощью двух цилиндров. Система управления в зависимости от внешних нагрузок оптимизирует работу мотора, гидравлики и трансмиссии. Манипулятор, установленный на эту модель, – Mesera от Loglift, он разработан специально для лесных машин и тяжелых условий эксплуатации. Масса Logset 8FGT равна 17,5 т, а г/п составляет 15 т. В движение форвардер приводит двигатель AgcoPower мощностью 243 л.с.

Более традиционную модель в виде трелевочного трактора 535D предлагает Caterpillar. Эта новая серия имеет большую скорость и грузоподъемность, работа двигателя регулируется насосом переменной производительности в зависимости от нагрузки, мощность мотора подбирается в зависимости от рабочей нагрузки, экономя тем самым топливо. Гидросистема одновременно может выполнять несколько функций, например, двигаться задним ходом, рулить, работать стрелой и захватом, общее время рабочего цикла значительно сократилось, что положительно сказалось на производительности.

Для надежного удержания хлыстов при трелевке имеется функция автозахвата, которая регулирует давление челюстей при транспортировке тяжелых грузов. Передняя и задняя рамы коробчатого сечения сварены роботом и рассчитаны на изгиб и скручивание. Крепление гидроцилиндра рулевого управления проверено в работе и равномерно распределяет нагрузку по большей площади, что увеличивает срок службы. Носовая часть цельнометаллическая, рассчитана на самые тяжелые условия эксплуатации.

Просторная кабина имеет хорошую звукоизоляцию и обеспечивает оператору прекрасный обзор, особенно в задней части. Буксировочная лебедка приводится в движение главным гидронасосом машины и рассчитана на помощь в буксировке машин и лесовозов. Масса мод. 535D составляет 20,58 т, сердцем машины является фирменный мотор Cat мощностью 225 л.с.

На складах лесоматериалов, там, где требуется выполнять подъемно-транспортные операции с бревнами, используются перегружатели. Внешне эти машины напоминают экскаваторы, но отличаются особо длинной стрелой и функцией подъема кабины, для того чтобы оператор мог видеть процесс загрузки «свысока». Перегружатели можно эксплуатировать круглосуточно семь дней в неделю – обычно именно такой режим работы у нижнего склада лесоматериалов. И эти машины вполне готовы к эксплуатации в таком режиме и в условиях суровой зимы и экстремально жаркого лета.

Говоря о такой технике, в первую очередь, вспоминают перегружатели марки Sennebogen – одного из родоначальников в этом сегменте техники. Один из главных игроков тут, без сомнения, мод. 830. Этот перегружатель оснащен стрелой из высокопрочной стали с минимальным количеством сварных соединений. Гидравлическая кабина в зависимости от модификации может подниматься на 3 м до рабочей высоты в 6,5 м. Для удобства оператора дверь в кабине сдвижная. Система супертонкой очистки гидромасла защищает гидроузлы, сокращая затраты на эксплуатацию и сервис. Радиатор самоочищающийся, с мелкоячеистой сеткой. Отсек вентиляции имеет три цикла охлаждения: воздушное, охлаждающей жидкости и гидромасла. Масса мод. 830 равна 36 т, а г/п на полном вылете составляет 3,7 т. Максимальный вылет стрелы – 17 м. В движение машину приводит двигатель Cummins мощностью 205 л.с.

Заготовка леса – это сложный процесс, требующий максимально надежной техники, и без вышеперечисленных машин современная лесозаготовка просто невозможна. Ведь при работе на делянках далеко от населенных пунктов и дорог во главу угла ставится надежность, так как времени на внеплановый ремонт просто нет, да и доставка запчастей на лесосеку является большой проблемой. Поэтому в технике для лесозаготовки нет случайных брендов, а есть только проверенные временем производители, настоящие напарники, на которых всегда можно положиться.

Geely atlas

Эту модель можно смело отнести к категории «Самый проходимый китайский внедорожник». Умеют они совмещать бюджет и качество. Не обошлось и без плагиата – сходство с Toyota RAV4 2021 года налицо. Хотя если приглядеться, компания производитель стремится к индивидуальности. На российский рынок выпустили несколько модификаций. Характеристики наиболее популярных — далее в таблице.

МодификацияNL-3JNL-3YNL-3YAWD
ПриводпередпередПолный
КоробкаМеханика 6ст.Автомат
Число лошадей141148
Объем2 литра2,4 литра
Топливо по трассе6,26,66,9
Топливо город11,21313,8
Топливо смешанный режим8,18,99,4
Клиренс190 мм
Бак60 л

Из минусов – атмосферный двигатель. Чувствуется недостаток мощности при резком ускорении. Хотя полноприводная модель исключает этот дефект. Комфорт и безопасность на уровне: различные крепления, датчики, подушки, подогрев – все включено.

Какую машину купить для леса, как выбрать лучший внедорожник
Новый кроссовер Geely Atlas комфортабельный и безопасный

Новый автомобиль стоит в пределах 1,5 млн рублей. Среднюю цену подержаного авто указать сложно – это зависит от пробега и состояния машины.

Безопасность

Базовое оснащение пикапов — более чем скромное. Volkswagen Amarok изначально располагает лишь АБС и водительской подушкой безопасности, а у заднего дивана нет подголовников. «Базовый» Nissan Navara поприличнее: две фронтальные подушки безопасности, пять подголовников (на передних креслах — активные).

Немцы подходят к вопросу дифференцированно. Даже базовый Amarok можно оснастить за доплату второй подушкой безопасности ($420) и системой стабилизации ($565). Комплектации посолиднее можно упаковать набором «безопасность»: шесть подушек безопасности с индикаторами непристегнутых ремней, два крепления Isofix и три подголовника сзади.

После первого краш-теста три года назад пикап Nissan Navara набрал всего один балл за фронтальный удар (см.АР№5, 2008). Спустя год специалисты организации EuroNCAP провели повторные испытания. Ниссановцы усовершенствовали программу управления подушками безопасности и преднатяжителями ремней, которые при первом краш-тесте сработали слишком поздно — и повторное испытание Navara (как и в первый раз, праворульная) перенесла гораздо лучше:

7 баллов из 16 возможных за защиту седоков при фронтальном столкновении. Правда, некоторые проблемы остались: вмятая в пол кабины рама, сильно сместившиеся педали, травмоопасная передняя панель и повышенные нагрузки от ремней безопасности на грудную клетку передних седоков.

Но в целом рейтинг безопасности вырос: вместо одной перечеркнутой звезды — три полноценные. Интересно, что рейтинг безопасности пассажиров-детей у модернизированного пикапа тоже поднялся: четыре звезды против трех ранее, а причиной тому стали… новые предупреждающие таблички в салоне, текст которых перевели на несколько языков.

Amarok заработал только четыре звезды, но на сегодняшний день это самый безопасный пикап по нормам EuroNCAP. Причем по баллам рамный полноприводник и вовсе попадает в пятизвездную категорию, но удар в столб выявил крайне низкую степень защиты грудной клетки «водителя» (на схеме она окрашена красным), а с риском повреждения жизненно важных органов автомобиль автоматически лишается пятой звезды.

Валка деревьев бензопилой

Работа с бензопилой является сложным и трудоемким процессом. Она требует конкретных навыков и умений, причем не только теоретических, но и практических. Этим инструментом можно пользоваться только после детального ознакомления с руководством по его использованию.

Естественно, список оснащения и приспособлений, которые применяются в ходе реализации работ по валке леса, довольно широк. Но пользоваться такими устройствами могут только профессиональные арбористы, которые прошли соответствующее обучение и имеют опыт работы.

Чтобы выяснить, как правильно валить дерево при помощи бензопилы, нужно рассмотреть факторы, которые влияют на процедуру валки. Тут стоит выделить два аспекта проблемы: технические моменты и вопрос безопасности.

Технические моменты зависят от нескольких фактором. Различные сорта древесины обладают различной плотностью и структурой. Плотное дерево пилится медленнее.

Мощность бензопилы подбирается согласно толщине ствола. Лёгкие пилы, шина которых имеет длину до 35 см, используется для валки деревьев диаметром не выше 30 см. Средние пилы, шина которых имеет длину 35-65 см, можно использовать для спила стволов диаметром до 60 см. Для более крупных деревьев применяют тяжелые пилы, с шириной шины более 65 см.

Технология пиления также зависит от толщины ствола. Деревья, диаметр ствола которых составляет до 20 см, могут быть повалены при помощи одного распила, а деревья большего диаметра могут быть повалены двумя и более различными пропилами.

Спилить дерево при помощи бензопилы грамотно и безопасно можно лишь по окончанию реализации определенных подготовительных работ. Прежде всего, нужно расчистить участок для работы, а также траекторию возможного отступления от падающего ствола.

Свободное место с рабочей стороны должно равняться:

  • при сечении ствола до 20 см – более 80 см
  • при сечении ствола до 30 см – свыше 1,2 м
  • при сечении ствола до 50 см – свыше 2 м.

Рабочую зону определяют после расчета направления падения.

Также, прежде чем начать работу, нужно проверить готовность бензопилы, оценить состояние режущих элементов и натяжение цепи, проверить количество бензина и уровень масла.

Валочно-пакетирующая машина

В ходе лесозаготовительного процесса валку деревьев осуществляют механическим способом, например, с помощью валочно-пакетирующей машиной. В основе механизма такой машины находится цепная пила. Валочной машиной называется лесной комбайн, с помощью которого возможно выполнить четыре операции на лесозаготовительной площадке.

Конструкция валочно-пакетирующей машины предусматривает спиливание и укладку деревьев по одному, поэтому данный механизм эффективнее применять для крупномеров. В лесозаготовке также используется валочно-пакетирующая машина с прогрессивным механизмом пакетирования деревьев – в основе такой машины лежит дисковая пила и механизм накапливания деревьев в захвате. С помощью эта машины возможно спиливание деревьев диаметром до 52 см.

Лесной комбайн «Валочно-сучкорезно-раскряжевочная машина» снабжен прогрессивным автоматизированным харвестерным оборудованием и автоматизированной системой измерения сортиментов.

Валочно-сучкорезно-раскряжевочная машина, в зависимости от выбранной лесозаготовительной компании технологической схемы используется для получения сортиментов непосредственно у пня. Также возможно получения формирование «хлыстов» или сортиментов на верхнем складе или же вблизи погрузочной площадки.

Валочная машина «Стреловой погрузчик с полноповоротным грейферным захватом» предназначена для погрузки и выгрузки. Также с помощью этой машины возможна укладка древесины в штабеля и последующая сортировка хлыстов и бревен, а также различных видов длинномерных грузов (столбы, прокат, балки, рельсы, трубы и др.).

Существует несколько видов машин, предназначенных для валки леса. Среди них – валочно-пакетирующая машина ЛП-19 (ЛП-19А, ЛП-19Б). Это самоходная машина, разработанная работа на лесозаготовительном участке по хлыстовой технологии древесины, лесозаготовительных работ по хлыстовой технологии заготовки древесины .

Следующая машина, предназначенная для валки леса – «Валочно-пакетирующая машина с традиционным механизмом срезания и пакетирования деревьев». Принцип механизма – цепная пила. «Валочно-пакетирующая машина с традиционным механизмом срезания и пакетирования деревьев» осуществляет рубку деревьев диаметром до 90 см. Машина укладывает сортименты в пакеты, удобные для последующей транспортировки трелёвочным трактором.

Правила безопасности на валке леса

Валка деревьев представляет собой одну из наиболее травматичных операций в технологическом процессе лесозаготовительных работ. Главные причины получения травм рабочими на валке можно назвать:

  • неграмотная реализация приемов валки
  • нарушение закрепленной 50-метровой зоны безопасности и утвержденной технологии рубок
  • небрежное отношение к установлению опасных деревьев и нормам их приземления.

Нормы техники безопасности позволяют проводить разработку лесосек лишь после подготовки их территории к вырубке. Подготовка состоит в уборке сухих, подгнивших, зависших и прочих опасных деревьев на всем участке. Мастер должен ознакомить рабочих с предварительно составленной технологической картой для разработки лесосеки. Без ликвидации опасных деревьев можно приступать к разработке лесосеки в таких случаях:

  • при машинной валке леса
  • при части опасных деревьев, превышающей 20% от их общего объема. В этих лесосеках разработка ведется согласно требованиям ветровально – буреломных лесосек.
А еще интересно:  ООО Автоцентр Дюк и К - дилер LADA в г. Кемерово

Валить деревья бензопилами на ветровально-буреломных лесосеках и горельниках, в условиях встречного ветра скоростью свыше 4,5 м/сек, на склонах с уклоном более 20°можно двум рабочим: вальщику вместе с помощником.

В ходе выборочных, постепенных, выборочно-санитарных рубок и рубок по уходу за лесом валка проводится в просветы между стволами. Деревья, которые препятствуют валке и трелевке клейменных деревьев, нужно предварительно вырубить. Деревья, имеющие развилку, валят в одну из сторон, перпендикулярную развилке.

Территорию валки деревьев на расстоянии 50 м необходимо оградить переносными запрещающими знаками «Проход и проезд запрещен — валка леса!». Такие знаки ставят на волоке, тропах и дорогах, которые ведут к территории валки. В пределах этой опасной зоны разрешается находиться только вальщику и его помощнику. Нельзя осуществлять валку деревьев, если в опасной зоне находятся люди, животные, машины и механизмы.

Работать на валке вальщик и его помощник могут исключительно при наличии средств индивидуальной защиты. Обязательно они должны иметь защитные каски, исправный инструмент. Нельзя валить деревья на стену леса, в просветы между стоящими деревьями, а также без подпила и необходимого недопила.

Прежде чем запустить двигатель пилы стоит удостовериться в том, что пильная цепь не цепляется ни за какие предметы. Переходить с пилой от одного дерева к другому разрешается лишь в условиях работающего на холостом ходу двигателя, когда пильная цепь неподвижна.

При машинной валке необходимо соблюдать следующие правила:

  • расстояние между машинами, задействованными на лесосеке, не должно быть меньше 50м
  • нельзя спиливать машиной ствол, диаметр которого больше максимальной толщины, прописанной в техническом паспорте машины
  • нельзя осуществлять валку деревьев с корнями, выполнять погрузочно-разгрузочные работы, если у машины нет для этих целей особого оснащения
  • перед началом работы оператору необходимо удостовериться в том, что в опасной зоне нет людей и подать звуковой сигнал
  • поскольку машинная валка леса разрешена круглосуточно, то в темное время нужно обеспечить нормативную освещенность рабочих зон. У всех машинистов должны быть фонари, при помощи которых они могут подавать сигналы и безопасно перемещаться по лесосеке в случае аварийной ситуации
  • недопустимо присутствие на валке одного оператора, всегда должен быть помощник.

Проходимость

У полноприводной трансмиссии Навары четыре режима, которыми ведует вращающаяся рукоятка на центральной консоли. В положении «2WD» крутящий момент передается только на задние колеса. В режиме «4H» жестко подключается передок: поскольку межосевого дифференциала нет, использовать полный привод можно только на влажных и скользких покрытиях, а также на бездорожье (так называемый режим part-time).

Если утопить рукоятку и повернуть ее в крайнее правое положение, будет задействован нижний ряд раздаточной коробки. Блокировка заднего дифференциала включается отдельной кнопкой. Каждый из режимов отображается соответствующей пиктограммой на панели приборов.

По такой же схеме переключаются режимы трансмиссии Амарока — клавишами на центральной консоли. Сенсорное управление- это модно. Но мы быстро убедились, что актуаторы режимов капризничают на обеих машинах: то не включается пониженный ряд раздатки, то не выключается привод на передние колеса.

И чем тяжелее условия эксплуатации, тем чаще «залипают» приводы: иногда нужно проехать около сотни метров, чтобы тот или иной режим все-таки включился. Вывод не нов: перед штурмом опасного участка нужно заранее мобилизовать все возможности трансмиссии.

Геометрическая проходимость чуть лучше у Амарока: у него на 105 мм короче база (3095 мм) и на 10 мм больше клиренс (240 мм). А углами скрещивания осей удивили оба пикапа: диагональное вывешивание начинается гораздо позже, чем того ожидаешь. Причем при включении блокировки заднего моста на Амароке автоматически активируется внедорожный алгоритм вспомогательной электроники: меняется чувствительность педали газа, настройки АБС и ESP, системы контроля спуска с горы и противобуксовочная системы.

Надо признать, что электроника на Амароке работает отменно. Благодаря хорошо настроенной ESP и системе электронной имитации блокировки дифференциала Амарок уверенно едет на заднем приводе даже тогда, когда Навара уже пасует. И даже с отключенной ESP на заснеженной дороге Амарок едет стабильнее и «понятнее» — в то время как Навара при отключенной ESP стремится встать поперек дороги при малейшей передозировке тяги.

Но электроника не всесильна. Наш Амарок оказался «обутым» в нештатные шины Continental ValcoWinter2215/65 R16 от микроавтобуса Multivan, которые на три сантиметра уже рекомендуемых. На таких узких колесах Амарок выглядит дистрофично, зато плавность хода улучшилась- благодаря меньшей неподрессоренной массе.

Однако «гражданский» рисунок протектора подвел нас на берегу Днепра: Амарок очень быстро «сел». Восстановить статус-кво удалось лишь после «переобувания»: на «зубастых» шинах Cooper Discoverer STT M S LT 245/75 R16 Амарок готов стать царем любой горы.

Читать новости о новой ниве

  • Снятие обивки двери. ВАЗ 21213, 21214 (Нива)Снятие обивки двери. ВАЗ 21213, 21214 (Нива)
  • Все минусы новой нивы 2021 года. Стоит ли брать? «Все минусы новой нивы 2021 года. Стоит ли брать? «
  • Лучшая резина для бездорожья на Ниву разных модификаций, размеры и моделиЛучшая резина для бездорожья на Ниву разных модификаций, размеры и модели
  • Фаркоп Bosal для Chevrolet Niva 2002-2020. Артикул 1223-A — купить в Москве, фото, отзывы, доставка по всей РоссииФаркоп Bosal для Chevrolet Niva 2002-2020. Артикул 1223-A — купить в Москве, фото, отзывы, доставка по всей России
  • Подготовка автомобиля к прохождению техосмотра — что необходимо сделать?Подготовка автомобиля к прохождению техосмотра — что необходимо сделать?
  • Дворники Нивы Шевроле — ремонт и заменаДворники Нивы Шевроле — ремонт и замена
  • Карданные передачи автомобилей — одновальные, двухвальные, многовальные. Назначение, типы, виды. Кардан на автомобилях высокой проходимостиКарданные передачи автомобилей — одновальные, двухвальные, многовальные. Назначение, типы, виды. Кардан на автомобилях высокой проходимости
  • Нива шевроле ремонт коробки передач «Нива шевроле ремонт коробки передач «

Экспертные оценки авторевю

Экспертные оценки Авторевю

Оцениваемые параметры

Макс. балл

Автомобили

Почему?

Nissan Navara

Volkswagen Amarok

Эргономика

180

165

165

Геометрия посадки схожа, но в Наваре руль регулируется только по вылету. Наружные зеркала у Амарока чуть больше, зато у Навары есть видеокамера заднего вида

Рабочее место водителя908085
Обзорность908580

Динамика

390

315

320

Предельные динамические возможности Амарока выше, но узкий рабочий диапазон его турбодизеля заставляет водителя чаще переключать передачи. Поэтому не самый шустрый «автомат» Ниссана предпочтительнее — и на асфальте, и вне дорог. Тормоза хороши на обеих машинах. Управлять приятнее (и понятнее) Фольксвагеном. Внедорожные потенциалы примерно равны — и по геометрии, и по трансмиссиям, и по возможностям турбодизелей, а незначительная разница кроется, главным образом, в шинах

Разгонная динамика1008075
Тормозная динамика1109090
Управляемость1007585
Проходимость807070

Ездовой комфорт

240

190

200

Оба пикапа тарахтят, как тракторы, а звукоизоляция оставляет желать лучшего. По плавности хода Амарок на голову выше Навары: это заметно и на разбитых киевских улицах, и на проселочной дороге, и на хорошем шоссе. Климатические установки схожи и по организации (двухзонный климат-контроль), и по эффективности

Плавность хода, виброзащита907080
Акустический комфорт806060
Микроклимат706060

Пассажиры и груз

190

155

155

Посадка на заднем диване удобнее в Фольксвагене: сиденье расположено выше, а запас пространства на уровне плеч чуть больше. Зато в Ниссане есть центральный подлокотник, а спинка складывается раздельно. Грузовая платформа Амарока чуть-чуть больше, но Навара радует практичной пластиковой защитой кузова и багажными релингами на крыше

Пассажирские места1007580
Грузовая платформа908075

Суммарный балл

1000

825

840

 

Подведём итог

У всех машин, представленных выше, есть кое-что общее: страна производитель — Россия. И как вы уже поняли, речь шла об относительно недорогих автомобилях.

Далее читайте краткий обзор более дорогих внедорожников для рыбалки и охоты, кстати, на них можно ездить и по городу, и по бездорожью:

1. Land Rover Defender. Проходимый внедорожник с недостаточно вместительным багажным отсеком. Внешне грубоват, но смотрится интересно. Дорожный просвет можно увеличить до 290 мм (пневматика). Надёжный автомобиль откатывает «положенный ему век» почти без поломок.

Land Rover Defende
@commons.wikimedia.or

2. Toyota Hilux. Мягко говоря – дорогое удовольствие. Массивный пикап оснащён прочной лонжеронной рамой, неубиваемой подвеской и идеальным рулевым управлением.

Toyota Hilux
@commons.wikimedia.org

3. Great Wall Hover. Китаец среднего ценового сегмента. Обладатель хорошей системы безопасности, вместительного салона и багажника, обеспечивает комфорт во время езды.

Great Wall Hover
@salon.av.by

4. Nissan Patrol. Внедорожная легенда. 6-цилиндровый двигатель, мощная рама, а также надёжная подвеска. Составляет неплохую конкуренцию своим одноклассникам.

Nissan Patrol
@uk.wheelsage.org

5. Toyota Land Cruiser 80, 100, 200 – надёжные и долговечные. Хоть эти машины и причислены к представительскому классу, тем не менее они пригодны для поездок на природу. С единственной поправкой – автомобили ранних версий. Современные уже не то, особенно люксовские комплектации – не для того они придуманы, да и стоимость, согласитесь, не для простого смертного.

Toyota Land Cruiser 80,
@commons.wikimedia.org

6. Mitsubishi Pajero. Кому-то это авто нужно для понтов, а кому-то для рыбалочки и охоты. Большой и угловатый паджерик с «моднявым» салоном с лёгкостью преодолевает природные препятствия, будто бы их вовсе и нет.

Mitsubishi Pajero
@wallpaper.imcphoto.net

7. Jeep Wrangler. Американец без труда преодолевает различные препятствия. Говорят, в Америке на этом авто ездят военные.

Land rover defender 110 2.2 tdi

Технические характеристики:

  • дизель, объем 2,4л.;
  • мощность 122 лошади;
  • трансмиссия 6 ст., механика;
  • полный привод;
  • топливный бак 75 л, расход 13,6 в городе, 9,6 за пределами мегаполиса, смешанный – 11,1;
  • просвет 250 мм;
  • ценовая категория от 650 тыс. до 4 млн.

Совет №1 – после покупки замените базовую резину.

Какую машину купить для леса, как выбрать лучший внедорожник
Ленд Ровер Дефендер — не для любителей быстрой езды

Из минусов: долго прогревается, в салоне зимой холодно. Выше 120 км/ч автолюбители ездить не рекомендуют. Зато по грязи – это незаменимый транспорт. Впрочем, машина создавалась не для участия в гонках.

Читать новости о новой ниве

  • Снятие обивки двери. ВАЗ 21213, 21214 (Нива)Снятие обивки двери. ВАЗ 21213, 21214 (Нива)
  • Все минусы новой нивы 2021 года. Стоит ли брать? «Все минусы новой нивы 2021 года. Стоит ли брать? «
  • Лучшая резина для бездорожья на Ниву разных модификаций, размеры и моделиЛучшая резина для бездорожья на Ниву разных модификаций, размеры и модели
  • Фаркоп Bosal для Chevrolet Niva 2002-2020. Артикул 1223-A — купить в Москве, фото, отзывы, доставка по всей РоссииФаркоп Bosal для Chevrolet Niva 2002-2020. Артикул 1223-A — купить в Москве, фото, отзывы, доставка по всей России
  • Подготовка автомобиля к прохождению техосмотра — что необходимо сделать?Подготовка автомобиля к прохождению техосмотра — что необходимо сделать?
  • Дворники Нивы Шевроле — ремонт и заменаДворники Нивы Шевроле — ремонт и замена
  • Карданные передачи автомобилей — одновальные, двухвальные, многовальные. Назначение, типы, виды. Кардан на автомобилях высокой проходимостиКарданные передачи автомобилей — одновальные, двухвальные, многовальные. Назначение, типы, виды. Кардан на автомобилях высокой проходимости
  • Нива шевроле ремонт коробки передач «Нива шевроле ремонт коробки передач «
1 ЗвездаНельзя так писать о НивеНа троечкуНива хороша!Нива лучше всех! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *